СТЕПАНОВА Л.А. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ


СТЕПАНОВА Л.А. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/10/1175 (дата обращения: 28.10.2023).

                                                           Введение.

Большинство детей в своей жизни общаются преимущественно с несколькими взрослыми. Одни из них родственники, другие – друзья семьи. Разными путями взрослые, чья жизнь соприкасается с жизнью этих детей, сталкиваются с необходимостью в совместных действиях. Они также сталкиваются с последствиями отсутствия таких совместных действий для себя и для детей. Как только родители прекращают нести личную ответственность за своих детей, в жизни последних начинают принимать участие другие взрослые. Эти взрослые, работающие  с детьми осуществляют свои профессиональные функции: нянечки, сиделки, воспитатели, учителя и многие другие. В жизни у них также разные роли, одна из которых – быть родителями.

Существует множество способов создания семьи и возможных путей её изменения со временем. Однако у большинства детей есть один или двое родителей, с которыми они находятся повсеместно. Прочие взрослые, принимающие участие в жизни чужих детей, должны определить степень своего контакта с детьми, независимо от их родителей. Такие взрослые могут работать в сфере дошкольного воспитания, в школе, в медицинских учреждениях: в специальных областях: логопедии, детской психиатрии.  Для всех этих людей первопричиной контактов друг с другом является ребёнок. Однако каждый профессионал должен определить свои взаимоотношения с родителями- насколько близкими или далёкими отношения могут быть. Для некоторых это станет личным решением, для других- просто следованием существующей в данной области практике.

 

           Заинтересованность родителей в своих детях.

Часто персонал объясняет для себя низкую посещаемость родителями мероприятий, специально для них организованных, отсутствием интереса к их собственным детям. Это нелогично. Родители могут не ходить на такие мероприятия по ряду других причин, а вовсе не из-за  отсутствия интереса к детям: тут и занятость на работе, и неспособность найти общий язык с персоналом, и отсутствие приходящей няни, или же незаинтересованность тематикой мероприятий.

Итак, посещаемость родителей- не единственный и не самый лучший критерий оценки заинтересованности родителями в своих детях. Те же сотрудники обидятся или станут защищаться, если родитель заявит, что они не заинтересованы в его ребёнке, поскольку он не видит, чтобы с ребёнком кто-то разговаривал и общался.

ДЛЯ ВЫВОДОВ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ОБОСНОВАННЫЙ И ТИПИЧНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПОВЕДЕНИЯ.

Всё родители участвуют в жизни своих детей, оказывая на неё непосредственное влияние. Хорошее или плохое, но родительское влияние формирует ребёнка.

Персонал, работающий с ребёнком, часто недооценивает или просто понятия не имеет о том, что родители предпринимают в отношении своих детей дома. Такое непонимание с иронией высказывается сотрудниками, когда они подчёркивают, насколько родители недооценивают деятельность школы (детского сада): но непонимание неудивительно, если возможности поговорить с родителями в течение обычного дня весьма ограниченно.

 

Направление деятельности по вовлечению родителей.

  1. Встреча с целью выяснения условий посещения для ребёнка – составление договора о зачислении.
  2. Ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят или забирают детей.
  3. Запланированные встречи с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем.
  4. Порядок ознакомления родителей с письменными материалами об их детях (психолог)
  5. Доска объявлений для родителей.
  6. Дни или вечера посещений для родителей с целью увидеть, как занимается их ребёнок, или ознакомится с работой учреждения.
  7. Оказание помощи родителями учреждению в определённых случиях (праздники, экскурсии, выезды на природу и т.д.)
  8. Родители продолжают дома работу по программам домашнего и классного чтения, подготовка докладов и т.д.
  9. Родители участвуют в решениях по поводу их детей.
  10. Общественные мероприятия  для родителей ( не касающиеся проблем их детей или работы школы)
  11. Оказание помощи родителям в воспитании.
  12. Помощь родителям (или самими родителями) в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций.

 

                                              Участие родителей.

Очень важно реалистически относиться к участию родителей как к событию. Участие родителей в многообразии различных форм не является необязательным дополнением, легко соскальзывающим в рамки существующих обязанностей; многие аспекты участия родителей требуют от персонала напряжённых размышлений, а возможно, и болезненной переоценки своей профессиональной роли.

Переориентация на родителей и детей может оказаться сложной для сотрудников, чьё мышление и планирование прежде было полностью сосредоточено на детях.

Время, необходимое для правильных действий, может использоваться персоналом нерационально из-за нежелания что-либо сделать. Но и поспешные действия с неясными целями и слабой оценкой необходимых задач и ресурсов оставляют сотрудникам, пренебрегающим участием родителей, шанс возразить: «Мы пробовали, но это не получается. Не просите повторять это снова».

Участие родителей вносит большое разнообразие в жизнь школы.

Можно подумать о характере обмена между сотрудниками и родителями:

- чему родители могут научить нас?

- чему мы можем научиться у родителей?

- что, по нашему, необходимо для родительского понимания повседневной жизни школы?

- будучи учителем (воспитателем), каким бы вы хотели видеть отношение родителей к себе?

- с вашей (учителя, воспитателя) точки зрения, до какой степени родители усложняют повседневную жизнь школы?

- как  родители могли бы облегчить вашу работу и работу школы?

Мнения на эти (и другие) вопросы должны повлиять на отношения к планированию участия родителей и повседневное поведение персонала.

Участие родителей в работе школы надо тщательно осмысливать и детально обсуждать.

  1. Определить цели.
  2.  Определить задачи.

Цели могут быть неясными. Задачи должны быть конкретными. Они должны действовать таким образом, чтобы мы могли сказать, решены они или нет.

Как только отдельный сотрудник или вся школа поставит перед собой определённые задачи, можно взглянуть на них поочерёдно и детально рассмотреть действия, которые следует предпринять для решения каждой задачи.

 

                           Реально оценивайте свои возможности.

Помочь другим можно, даже если вы не располагаете временем для длительных бесед. Однако реально оценивайте свои возможности для ведения таких бесед. Безответственно побуждать людей делиться своими трудностями, если у вас нет ни времени, ни умения помочь в решении их проблем. Если вы считаете, что в течение краткой беседы сумеете разрешить сложные проблемы, то это значит, что вы хотите взять на себя непосильный труд. Тщательно взвешивайте свои намерения.

Многие действуют по принципу: «Разделенная проблема – наполовину решенная проблема». К сожалению, не владея навыками оказания помощи другим, взрослые могут посчитать, что быть посвященным в трудности других – это взвалить одну проблему на двоих. Для действенной помощи другому требуется умелое балансирование между тем, чтобы отдавать свои заботу, время  и усилия, и тем, чтобы сохранять беспристрастность, не нести ответственности и бремени проблем другого человека. Можно помочь найти выход из затруднений, но только сами просящие о помощи в состоянии решить проблемы до конца, и решать они будут их в своих, а не ваших интересах. Точно так же и вы будете справляться со своими проблемами!

Иногда персонал верит, что его профессиональная роль оправдывает односторонний взгляд на участие родителей на том основании, что у него есть знания, дающие право советовать маме или папе, как поступать с их собственными детьми. Однако и «профессионалы» могут с пользой для дела прислушиваться к родителям и реагировать на их предложения. Сознание сопричастности к профессиональному статусу может привести к замыканию в кругу коллег и позиции, основывающейся на том, что лишь друзья – профессионалы имеют право судить о вашей работе. Такая позиция может потворствовать нежеланию делиться навыками или же позволять мириться с невежеством «товарищества ради». Неуверенность и невежество есть во всех профессиях, а дистанция между профессией и людьми, которым она служит, может иногда быть защитным барьером. В свою очередь, родители могут незаметно для себя терять индивидуальность в роли воспитателей ребёнка, считая персонал экспертами на сто процентов, или же быть непробиваемыми, как шкура носорога, в ответ на обидные замечания.

Персонал вполне может стремиться к дружественным отношениям с родителями. Однако и те и другие не объединяются только потому, что назвались друзьями. Из-за различия в отношениях между дружественными профессионалами и другом возможны трудности, которые надо устранять. Люди есть люди, и всегда с одним человеком чувствует себя комфортнее, чем с другим. Однако за определение приоритетов в работе отвечают сотрудники, и им нельзя выделять фаворитов из группы родителей.

       

                           Общение с рассерженными взрослыми.

Гнев другого взрослого часто воспринимается, как личное нападение. Однако, бесполезно рассматривать гнев исключительно с данной стороны. Это не оправдание поведения, а поиск более широкой  точки зрения.

Гнев может быть вершиной самых различных айсбергов. Иногда кто-то очень сердится, особенно на вас. Если родители не имеют  возможности просто побеседовать с теми, кто отвечает за их детей, то разрешение вопроса дойдёт до точки кипения ещё до того, как родитель начнёт «скрежетать» зубами, говоря: « С меня довольно!». Гнев у некоторых – это следствие неразвитого чувства собственного достоинства: гораздо проще перекладывать вину на других, чем трезво взглянуть на себя.

Для одних гнев – это способ демонстрации силы и своей личности; для других – эффективный метод держать людей на расстоянии. Иногда. Как это ни странно, гнев – это призыв к помощи. Гнев может обрушиться на вас потому, что вы оказались под рукой, а не потому, что вы являетесь истинной причиной расстройства.

Вам следует осознать, как вы лично реагируете на гнев других людей. Некоторые чувствуют разумную возможность справиться с собой, другие очень беспокоятся по этому поводу. Надо осознавать свои реакции, чтобы учитывать их, но не давать им мешать вам.

Некоторые всплески, но не все, можно предотвратить. Можно контролировать своё собственное поведение, чтобы избежать ухудшения некоторых ситуаций.

Большинство школьных работников умеют справляться с гневом других. Они приобрели это умение в общении с детьми. Оно также полезно и в отношениях со взрослыми. Главное в том, чтобы оставаться спокойными. Если вы отвечаете гневом на гнев, то инцидент быстро усугубится, выходя из-под вашего контроля. Вам надо показать собеседнику, что вы уважаете его чувства и продолжаете слушать. Не надо считать гнев праведным, просто отметьте тот факт, что он существует. Помните:  чтобы вы ни сказали человеку, всё будет воспринято через сильные чувства.

Надо стараться говорить просто и по существу. Если необходимо быстрое решение, зависящее от вас, сделайте что-нибудь. Если нужны извинения, принесите их без излишних самооправданий. Однако не следует видеть в извинении лишь средство самозащиты.

Полезно дать другому взрослому возможность выговориться, все время показывая, что вы слушаете.

Когда взрослые сердятся, они не реагируют на логические доводы и аргументы. Не будут они реагировать и на вопросы, особенно, «почему?», которые, возможно, подольют горючего в сердитое самооправдание, начинающееся со слова «потому!».

В профессиональной жизни от вас ждут сочувствия, сдержанности и понимания позиции другого. В этом смысле работа ограничивает учителей рамками «приемлемого» поведения.

Однако, ваша должность не превращает вас в объект словесных или физических выпадов. Установите границы, но обозначьте их настойчиво, а не агрессивно.  С помощью произнесенного слова или выразительного языка тела вы можете контролировать ситуацию:

« Я вижу, что вы сердитесь. Однако выслушаю вас. Но стоять здесь и слушать вашу брань я не готова». Или

« Я вижу, что ваш крик тревожит детей. Я поговорю с вами в коридоре, а не здесь».

Бывают моменты, когда вам лучше уйти или последовать за собеседником, покидающим комнату.

Умение поддерживать хорошие отношения и настойчивость позволяют большинству из нас (учителей) справляться и гасить инциденты.

Мы не можем прямо контролировать поведение других. Но если мы готовы к попытке использовать другой подход в общении с сердитыми людьми, то можно приятно удивиться своей способности справляться с конфликтами, которых до этого мы страшились или которые быстро превращались в состязание по крику.

Литература

  1. Гордин Л.Ю. “Поощрения и наказания в воспитании детей”
  2. Островская Л.Ф. ” Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников”
  3. Субботский Е.В. “Ребёнок открывает мир”


Все статьи автора «liubov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: