О том, что движение рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи и упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, мы знаем уже давно. В работе с дошкольниками хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальчиковые игры и упражнения.
На современном этапе инновационные методы воспитания и обучения приобретают особое значение. Изучая деятельность детского мозга, психику детей, ученные отметили большое стимулирующее значение функции руки. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук.
Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего детства.
С первых месяцев жизни ребенка, можно массировать пальчики, воздействовать на точки связанные с корой головного мозга. Когда ребенок подрастет, нужно выполнять простые упражнения, сопровождая их стихотворным текстом. Также можно развивать мелкую моторику в процессе обучения элементарным навыкам самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, надевать перчатки и т.д. А уже в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики координации движения руки становится основной частью подготовки ребенка к школе.
Надо помнить, что стимулируя тонкую моторику и активизируя соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь, так как центр отвечающий за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Использование пальчиковой гимнастики, сопровождаемое речью, способствует развитию дикции, грамматической речи, развитию памяти, внимания, эмоциональной сферы у дошкольника.
В процессе работы над развитием мелкой моторики рук важно соблюдать следующие правила:
1. Обучение должно проводиться в игровой форме.
2. Игры и занятия в данном направлении должны проводиться систематически.
3. В процессе игры важно вести диалог, разыгрывать мини-сценки.
4. Нельзя заставлять ребенка, обязательно нужно дать ему право выбора.
5.Проводить игры и занятия, в соответствии возрасту и развитию ребенка.
6. Поощрять ребенка за успехи, избегать критики в его адрес.
7.Контролировать время занятия с ребенком, не переутомлять ребенка.
8.Учитывать индивидуальные способности и особенности ребенка.
9.Давать возможность проявлять инициативу и фантазию.
Регулярные упражнения, развивающие движение рук, дадут следующие результаты:
1. Правильно держать кисть, карандаш, ручку.
2. Регулировать силу сжатия, надавливания на пластилин, кисть и т.д.
3. Сформированность формообразующих движений (рисовать круги, прямые линии и прямоугольные предметы).
4. Помогут в пространственной ориентации на плоскости.
5.Развитие речи.
6. Сформируют графические навыки, подготовят руку ребенка к овладению письмом:
- помогут развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- помогут развитию точности и координации движений руки и глаз, гибкость рук;
7.Совершенствовать движения рук, развивать психические процессы:
-произвольное внимание;
-логическое мышление;
-зрительное и слуховое восприятие;
-память, речь;
-умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.