Одним из наиболее сложных и спорных моментов является определение причин возникновения предубеждений. Важную роль среди данных причин играют психологические факторы.
Обзор зарубежных исследований позволил сделать вывод о том, что факт психического здоровья, пусть оно даже было в прошлом у человека, негативно воспринимается обществом. Сама информация о том, что у индивидуума в настоящем или в прошлом отмечалось какое-то психическое нарушение, усиливает социальный барьер между человеком и обществом [6, с. 9].
Некоторые ученые связывают наличие предубеждений в отношении психически больных с наличием или отсутствием в обществе информации о психических расстройствах. Однако они упускают тот факт, что и врачи, и родственники, имеющие непосредственный контакт с больным, имеют не меньше предубеждений, чем и другие социальные группы.
Эту проблему решает Т. Адорно, объясняющий предубеждения индивидуальными особенностями. В соответствии с данным положением им были выделены следующие типы характера: конвенциональный (предубеждения интегрированы в структуре характера); авторитарный (предубеждения выполняют функцию социальной идентификации и экономическую функцию – направление либидной энергии в соответствующее русло); «бунтовщики» (стремление выступать против тех, кто кажется слабым); «хулиган» (нежизнеспособностью сверх-Я), «фантазеры» (посредством предубеждений конструируют псевдореальность, против которой направляют всю свою агрессию, возникшую в результате переживания собственной несостоятельности); манипулятивный тип (мир делится на схематичные поля, все рассматривается в качестве объекта, которым нужно манипулировать и понять в соответствии со своими шаблонами) [1, с.48 – 52].
A. Nazar также связывает предубеждения с индивидуальными особенностями человека, которые нашли свое отражение в концепции «Большой пятерки» – экстраверсией (широта и интенсивность межличностного взаимодействия, уровень активности, решительность), дружелюбием (доброжелательность к другим людям, склонность к сотрудничеству, доверчивость,), сознательностью (организованность и настойчивость, ответственность, практичность, усердность), нейротизмом (напряженность, нервозность, нестабильность) и интеллектом (открытость опыту). Так исследование показало, что предубежденность отрицательно связана с первыми четырьмя факторами [17].
Но почему вокруг психического заболевания возникают предубеждения?
S. Hinsaw и D. Cicchetti выделяют две причины:
- Страх («fear») – психические заболевания воспринимаются опасными, и редкие, но широко известные инциденты с применением насилия с участием психически больных лишь подпитывают этот страх.
- Элемент личной виновности («element of personal culpability») – вера в то, что лечение не поможет и может даже быть несоответствующим. Трудности с коммуникацией и социальная непроизводительность укрепляют тенденцию предвзято относиться к умственной болезни [12, с. 561].
Л. Стивен также выделяет подсознательный страх в качестве главного фактора возникновения предубеждений, который подкрепляется средствами массовой информации сообщениями об актах насилия, в которых участвовали душевнобольные [18].
Страх как нормальная реакция индивида на болезнь выделяется в качестве основной причины предубеждений в отношении психически больных и другими учеными [11].
Важным психологическим механизмом в возникновении предубеждений является проекция. В работе М.М. Кабанова и Г.В. Бураковского высказывается предположение о склонности представлять психическое заболевание, поражающее то, что человек считает наиболее значимым [5].
С.И. Ениколопов и И.В. Мешкова, проведя теоретический анализ материалов, посвященных исследованию причин предубежденности и ее связью с поведением, выделяют три подхода:
- Теории авторитаризма, согласно которым истоки предубежденности следует искать в детстве человека, в особенностях его воспитания: жестокое обращение в детстве вызывают враждебность и стресс к новым ситуациям.
- Теории политического консерватизма видят причину предубежденности в страхе неопределенности, который активизируется факторами окружающей среды. Этот страх заставляет придерживаться знакомого, навязывать стереотипы.
- Теории, связывающие предубежденность с картиной мира, который видится индивиду враждебным и опасным. Враждебность по отношению к окружающему миру может генерализоваться в картине мира индивида, что приводит к ненависти ко всем объектом, независимо от ситуации. Позитивная картина не гарантирует отсутствие предвзятого отношения, она лишь исключает тотальный характер предубежденности [4].
Некоторые ученые видят в формировании предубеждений относительно психических больных стремление определить и четко обозначить границы нормального поведения [13].
Исследования многих ученых показали, что предубеждения являются способом восстановления внутренней стабильности и позитивной самооценки [7; 9].
Необычной с точки зрения объяснения предубеждений в отношении психически больных является позиция Y.M. Lai, который главную роль в усилении предубеждений отводит юмору умаления, который создает норму дискриминационного поведения. Его позиция по данному вопросу основана на теории подавления и оправдания C. Crandall и A. Eshleman’s. Приложив ее на предубеждения в отношении психически больных Y.M. Lai,делает вывод о том, что человек, подавляющий свои предубеждения и стереотипы в отношении данной группы в результате действия внешних (нормы, законы) и внутренних факторов (личные убеждения, религиозные верования), использует юмор умаления именно для оправдания своих чувств; юмор создает новые нормы, где предубежденное отношение и дискриминация не осуждается [14].
Некоторые авторы считают, что предубеждения относительно «безумия» вырабатываются в детстве и закрепляются в процессе социальных взаимодействий [15].
На решающую роль подкрепления в формировании предубеждений отмечает и М.C. Angermtyer и H. Matschinger, однако, в данном случае подкрепление происходит благодаря массовой коммуникации [10].
E. Uhlmann, V. Brescoll, E. Machery проведя обзор статей, делающих акцент на идее о том, что предубеждения не являются рациональным средством в принятии решений, выделили два основных мотива для предубежденного отношения:
- оправдывающие побуждения («system justifying motivations»). Здесь в качестве причин предубежденного отношения выступают угроза Эго («threats to one’s ego») и желание рационализировать неравенство («desire to rationalize inequality»).
- побуждения точности («accuracy motives»). Однако, как утверждают авторы, люди, мотивированные на точность в своих суждениях, с меньшей вероятностью будут использовать стереотипы.
Авторы статьи показывают, что перечисленные выше мотивы к оправданию своей предубежденности ведут к еще большей предубежденности [19].
Поддержание собственной идентичности, подчеркивание разницы между группами «мы» и «они» (больные) можно также рассматривать как один из факторов предубежденного отношения, что заставляет общество формировать такие представления о психических больных, которые еще яснее подчеркивают эту разницу: «лица с психическими расстройствами опасны», «психическая болезнь это притворство или выдумка», «психическая болезнь – это слабость характера», «психические заболевания разрушают личность», «исход психических заболеваний неблагоприятен» [3].
В качестве причины предубежденного отношения может выступать и поддержание иерархической структуры в обществе, в связи с чем, была создана шкала социальной ориентации на господство («scale of social dominance orientation») [16, с. 91].
Г. Олпорт, как представитель когнитивного направления связывает предубежденное отношение с нарушениями в когнитивной сфере личности, для которой характерны ригидность категорий, дихотомическое мышление, избирательное восприятие [8].
Согласно теории социальных стереотипов, предубеждения являются результатом неполноты восприятия, которая выражается в познании человеком другой личности путем соотнесения ее с эталоном [2; с. 170].
На основе анализа представленных материалов, четко прослеживается значимость психологических факторов в возникновении предубеждений. Среди психологических факторов, влияющих на развитие предубеждений, выделяют: личностные особенности, страх (в том числе и страх неопределенности), проекция, особенности межличностных отношений (в частности, детско-родительских), подкрепление; стремление к восстановлению позитивной самооценки и поддержании собственной идентичности, внутренней стабильности, защите Эго; нарушения в когнитивной сфере, которые могут выражаться в особенностях картины мира человека как системе представлений человека о мире и своем месте в нем, неполноте восприятия, ошибкам мышления (дихотомическое мышление, избирательное абстрагирование, генерализация).
Библиографический список
- Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно, Н. Сэнфорд, Э. Френкель-Брюнсвик, Д. Левинсон. – М. : Акад. исслед. культуры, 2001. – 412 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М., 1983. – 271 с.
- Дубицкая Е.А. Стигматизация больных эпилепсией : дис. … кандидата мед. наук : 14.00.18 / Е.А. Дубицкая ; Самарский государственный медицинский университет. – М., 2009. – 234 с.
- Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Предубежденность в контексте свойств личности // Психологический журнал, 2010. №4. с.35-46.
- Кабанов М.М. Редукция стигматизации и дискриминации психически больных / М.М. Кабанов, Г.В. Бурковский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2000. – Т. 1. – С. 3–8.
- Коцюбинский А.П. Стигматизация и дестигматизация при психических заболеваниях / А.П. Коцюбинский, Б.Г. Бутома, В.В. Зайцев // Социальная и клиническая психиатрия. – 1999. – №1. – С. 9–13.
- Михайлова И.О. Самостигматизация психически больных : автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.18; 09.00.04 / И.О. Михайлова ; Научный центр психического здоровья РАМН. – М. , 2005. – 25 с.
- Олпорт Г. Природа предубеждения / Г. Олпорт // Век толерантности. – 2003. – № 5. – С. 13–20.
- Серебрийская А.Я. Социально-психологические факторы стигматизации : дис. … кандидата психол. наук : 09.00.04 / А.Я. Серебрийская ; Научный центр психического здоровья РАМН. – М., 2005. – 177 с.
- Angermeyer, M.C. Mental illness made public: ending the stigma / M.C. Angermeyer, H. Matschinger // British Journal of Psychiatry. – 2001. – Vol. 178, № 9. – P. 3–15.
- Hargrave, S. Changing attitudes about stereotyped groups and critical thinking ability : dis. … doctor of philosophy / S. Hargrave. – Wichita, 2006. – 120 p.
- Hinshaw, P, Stigma and mental disorder: сonceptions of illness, public attitudes, personal disclosure, and social policy / Р. Hinshaw, D. Cicchetti. – Cambridge University Press, 2000. – 630 p.
- Johnstone, M. Stigma, social justice and mental illness / M. Johnstone // Australian and New Zealand Journal of Mental Health Nursing. – 2001. – Vol. 35, №10. – P. 200–209
- Lai, Y.M. Stigma of mental illness / Y.M. Lai, C.P. Hong, C.Y. Chee // Singapore Medical Journal. – 2000. – Vol. 42, № 3. – P. 111–114.
- Lawrie, S. Stigmatization of psychiatric disorder / S. Lawrie // Psychiatric Bulletin. – 1999, № 23. – P. 129–131.
- Michinov, N. Social dominance orientation, prejudice, and discrimination: а new computer-based method for studying discriminatory behaviors / N. Michinov, M. Dambrun, S. Guimond, A. Meot // Behavior Research Methods. – 2005. – Vol. 37, № 1. – P. 91–98.
- Nazar, A. Classical and modern prejudice: attitudes toward people with intellectual disabilities / A. Nazar, B. Ekehammar, M. Claesson, K. Sonnander // Research in Developmental Disabilities. – 2006. – Vol. 27, № 6. – P. 605–617.
- Stephen, L. Stigmatization of psychiatric disorder / L. Stephen // Psychiatric Bulletin. – 1999. – Vol. 23, № 1. – P. 129–131.
- Uhlmann, E.L. The motives underlying stereotype-based discrimination against members of stigmatized groups / E.L. Uhlmann, V.L. Brescoll, E. Machery // Social Justice Research. – 2010. – Vol. 23, № 5. – P. 1–16.
Уважаемый автор Светлана Позняк!
Хотелось бы, чтобы Вы более внимательно относились к авторам, чьи работы Вы цитируете. Например, “Ениколопов, С.И. Предубежденность в контексте свойств личности / С.И. Ениколопов, И.В. Мешков // Психологический журнал. – 2010. – №4. – С. 35–46.”. Я являюсь одним из авторов. Меня зовут Наталья Владимировна Мешкова, а моего соавтора – Ениколопов Сергей Николаевич.
Здравствуйте, Наталья Владимировна. Приношу свои извинения Вам и Сергею Николаевичу за свою невнимательность. Постараюсь в будущем не допускать подобных ошибок.
С уважением, Позняк Светлана.