ТЫЩЕНКО О.В. МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ТЫЩЕНКО О.В. МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1236 (дата обращения: 29.10.2023).

Современные средства ИКТ открывают для учащихся и учителей школ принципиально новые возможности, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы, реализации новых форм и методов обучения. В связи с этим, перед  учителями встают новые цели: повышение компьютерной грамотности учащихся, введение ИКТ в учебную деятельность как эффективного средства познания и развития, формирование интереса к изучению информационных и коммуникационных технологий.  Необходимо  дать учащимся представление о сферах применения информационных и коммуникационных технологий.  Опыт работы  показывает, что далеко не все учащиеся  обладают абстрактным, образным, наглядно-действенным мышлением. Это проявляется в их неумении выделять главное, читать и вычерчивать схемы, самостоятельно работать с литературой.  Не секрет, что  у многих из них мотивация к обучению либо низка, либо вовсе отсутствует. Отсюда, одна из актуальных проблем в сфере образования – внедрение новых педагогических технологий, направленных на формирование и повышение учебной мотивации учащихся.

Мотивация является ключевым фактором успешного обучения. Интерес  и мотив успешности в полной мере определяют отношение учащихся к учёбе. Мощнейшим средством мотивации к учению является применение  в образовательном процессе информационно –  коммуникационных и мультимедиа технологий.  На первый взгляд, кажется, что никакой проблемы здесь не существует.  Но практика показывает, что  чаще учащиеся относятся к компьютеру лишь как к игровому средству, а не средству обучения. Поэтому для учителя важно найти такие методы и формы обучения, которые помогают  мотивировать ребят к изучению информационных технологий, заинтересовать их, показать им, что применение данных технологий позволяет в той или иной степени удовлетворить такие их внутренние потребности, как саморазвитие, понимание необходимости учёбы для приобретения профессии, возможность общения, избежание неудач. Каким образом? Попробуем ответить на этот вопрос.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов  с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Графическое представление изучаемого материала позволяет акцентировать внимание учащихся на важных моментах излагаемой информации, даёт учителю возможность вызвать такой мотив учения как интерес, реализуется ведущий дидактический принцип обучения – принцип наглядности. Ученик может представить и увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни, появляется возможность не только создавать объекты, но и осуществлять с ними различные действия. Так, например, при изучении темы “Устройство персонального компьютера”, в силу отсутствия наглядных пособий, учителю нет необходимости «бегать» в поисках модели жёсткого диска, чтобы показать из чего он состоит. Презентация даёт возможность «заглянуть» вовнутрь системного блока и крупным планом «показать» составляющие ПК. Это сделало такой сложный материал, как «Архитектура ПК», наглядным и понятным. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Именно это определяет качественный скачок при использовании средств информационных технологий в обучении.

На сегодняшний день очень широкое применение имеет  такая педагогическая технология, как метод проектов. Учащиеся самостоятельно формируют группы, выбирают тему исследования.   При этом  учитель играет роль консультанта и координатора деятельности учащихся. Использование компьютера и средств мультимедиа позволяет каждому ребёнку работать над учебными материалами по-своему – он сам решает, как изучать материалы и как реализовать совместную работу со своими сверстниками. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Они сами могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности, что позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех.

Бесспорно, мультимедиа является полезной и плодотворной образовательной технологией, но нельзя отметить и недостатки применения этой технологии в образовательном процессе: это сложная система представления материалов, способная отвлечь внимание ребёнка от изучаемого материала; ограничение «обратной связи» на уровне «правильно/ неправильно»; отсутствие определения индивидуальных потребности или трудностей учащегося. Но, несмотря на перечисленные выше недостатки, спектр применения средств мультимедиа в процессе обучения достаточно широк. Они могут быть использованы и как средства представления и обработки различных типов информации, и как средства общения и передачи знаний.



Все статьи автора «murzil71»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: