ШУМАКОВА О.А. К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: , ,


ШУМАКОВА О.А. К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ


Рубрика: Педагогика, Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1243 (дата обращения: 29.10.2023).

Современная психолого-педагогическая наука определяет возможность развития образовательного процесса как минимум в двух вариантах: монотонном и инновационном. Первый из них означает активное наращивание положительных сдвигов, равномерное накапливание их количества, а второй – периодическое введение разовых новшеств, качественно меняющих состояние, уровень системы и процесса образования. Разница, как указывает А.И. Пригожин, между ними условна, но именно в ней сохраняется то самое деление на новое и «хорошо забытое старое», которое и является предметом многочисленных и, на наш взгляд, неугасаемых, бесконечных, дискуссий.

Мы обращаем внимание на дифференциацию новшества и нововведения. Отметим, что нововведение – это продвижение новшества в образовательный процесс. Периодически каждое новшество как бы получает отметку о нахождении его на той или иной стадии продвижения:

  • обоснованное предложение,
  • широкие испытания,
  • ограниченное внедрение,
  • широкое распространение,
  • исчерпание новшества (моральное устаревание, полное освоение).

Изучая проблему инноваций, мы пришли к необходимости обозначить отношение инновации к своему предшественнику (А.И. Пригожин):

замещающие – полное вытеснение устаревшего средства, обеспечение большей эффективности (например, замена бланков тестирования компьютерным тестированием);

отменяющие – исключение выполнения какой-то операции без замены новой;

возвратные – после некоторого использования новшества обнаруживается его несостоятельность или несоответствие новым условиям, происходит возврат к его предшественнику;

открывающие – не имеющие аналогов  у предшественников;

ретровведения – воспроизведение на современном уровне «ретро» – методов, -форм, -средств и т.д.

Инновационный банк общепрофессиональной подготовки будущих педагогов-психологов включает широкий спектр технологий. Прежде всего, это внедрённые материалы. Затем, новшества – новые разработки, технологии, методики и т.д., несущие в себе потенциал нововведения (инновации). Инновационный фонд включает также и перспективные идеи по обучению и воспитанию студентов, которые могут перерасти в новшества и нововведения. Такая уровневая структура обеспечивает инновационный характер образовательного процесса, организуемого кафедрой теоретической и прикладной психологии.

Раскроем особенности неккоторых инновационных технологий, внедренных в процесс общепрофессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.

Компьютерное тестирование. Используется как замещающая технология проверки уровня теоретических знаний студентов. С одной стороны, эта технология стала привычной для высшего образования и, скорее всего, ее следовало бы отнести к традиционным технологиям, но и ее возможно обновить с точки зрения дифференцированного использования. Банк тестовых заданий охватывает содержание таких дисциплин, как основы общей психологии, общие основы педагогики, теория и методика воспитания, теория обучения, психолого-педагогическая антропология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, социальная педагогика, психодиагностика, психотерапия, основы психологии семьи и семейного консультирования, нейропсихология, невропатология, клиника интеллектуальных нарушений, патопсихология, психопатология. Тесты дифференцируются по трем группам: монотесты – охватывают содержание одной дисциплины; политесты – охватывают содежание группы дисциплин, связанных одним видом деятельности психолога, например, коррекционно-развивающей; комплексные тесты – охватывают содержание всех дисциплин курса обучения, например, все дисциплины первого года обучения.

ИКТ, мультимедиа. Технологии используются как в обучающем, так и в контролирующем режимах. Обучение с использованием информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий проводится с целью обогащения содержания подготовки, улучшения условий труда. Интернет-ресурсы используются в качестве демонстрационного материала на лекциях, как методический материал в самостоятельной работе студентов. Студенты получают задание: самостоятельно создать электронное пособие по теме практического занятия. На практическом занятии происходит презентация пособия, обмен материалами. Освоена технология интернет-экзамена в режиме On-line. Результаты экзамена не носят обязательного характера при выставлении итоговой отметки по дисциплине, оценка выставляется в комплексном режиме.

Модульно-рейтинговые программы. В режиме эксперимента по управлению качеством образования преподавателями кафедры разработаны модульно-рейтинговые учебные программы. Отличительной особенностью такой программы является модульное построение. Модуль включает в себя весь арсенал возможностей изучения дидактической единицы содержания учебного предмета, а также реализует в завершенном виде усвоение обозначенной для дисциплины профессиональной компетенции. Аудиторное обучение сопровождается ритмичной самостоятельной работой студентов, ритмичность обеспечивается пошаговым контролем со стороны преподавателя. Теоретические знания по модулю, как правило, оцениваются методами тестирования, собеседования и практического задания.

Тренинг-группы. Технология тренинга используется с целью углубления знаний психологического консультирования, прочного овладения методами социально-психологического обучения:

Тренинг целеполагания

Тренинг инновационной деятельности

Тренинг прогнозирования

Тренинг уверенности в себе

Тренинг общения и др.

Авторские курсы. Разрабатываются как дисциплины и курсы по выбору. Содержание курсов соответствует научным интересам преподавателя, позволяет ему реализовать свои научные идеи, поделиться профессиональными знаниями и умениями со студентами. Авторские курсы проходят кафедральную экспертизу, студентам предлагается из трех-четырех курсов выбрать тот, который привлек их внимание. Разработанные курсы обогащают общепрофессиональную подготовку, обогащают ее современными актуальными психолого-педагогическими проблемами.

Методы ТРИЗ. На практических занятиях используются такие технологии ТРИЗ, как технология противоречия, технология идеализации, универсальная технология работы с ресурсами. Студенты знакомятся с процедурой работы и преломляют её на содержание занятия. В целом, возникает возможность подняться на творческий уровень применения профессиональных знаний.

Научно-методическое обеспечение внедрения инновационных технологий в общепрофессиональной подготовке будущих педагогов-психологов осуществляется совместно с психологической службой. Психологическая служба выполняет ряд задач, способствующих в целом успешному внедрению инноваций в общепрофессиональную и специальную подготовку. Во-первых, психологическая служба осуществляет психологическое программно-целевое моделирование профессиональной деятельности. Во-вторых, проводит экспертный мониторинг психологической готовности к профессиональной деятельности и динамики развития профессионально-личностных качеств и психологической компетентности студентов. В-третьих, воплощает психотехнологическое обеспечение профессиональной деятельности и подготовки будущих специалистов. В-четвертых, проводит психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.

К перспективным направлениям развития технологий подготовки будущих психологов образования в контексте инновационности следует отнести обновление содержания образования через расширение вариативности национально-регионального и вузовского компонентов содержания подготовки, тематики авторских курсов, взаимодействия с органами образования в разработке актуальных проблем образования в содержании курсовых и квалификационных работ выпускников-психологов.

Литература

  1. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М.: Политиздат, 1989. – 271 с.
  2. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. – Москва: Издательский Дом «Восток», 2001. – 81 с.


Все статьи автора «osh»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: