Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого [4].
Исследовательскую деятельность младших школьников следует определить как учебно-исследовательскую, так как она направлена на «открытие» субъектных знаний, формирование умений необходимых для осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания.
Актуальность организации исследовательской деятельности младших школьников связана с тем, что современное образование направлено на формирование личности, которая обладает такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем. С 2011 учебного года начальные школы работают по новому образовательному стандарту. Требования к усвоению дисциплины “Окружающий мир” в стандарте сформированы следующим образом:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей). Основная идея стандарта в этом плане заключается в том, чтобы школьники могли научиться пользоваться этими способами для самостоятельного познания окружающего мира.
Актуальность определяется еще и тем, что формировать исследовательские умения необходимо начинать формировать еще в начальной школе, так как именно в этом возрасте закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.
Дисциплина «Окружающий мир» предоставляет большие возможности для организации исследований по различным темам в начальной школе. В современной школе авторы многих программ по курсу «Окружающий мир» считают исследовательскую деятельность основной формой организации учебного процесса. В современных школах сегодня реализуются более десяти учебных программ. Среди которых программы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, «Школа 2100…», «Гармония», «Начальная школа XXI века» и другие.
Нами был осуществлен анализ двух программ, направленных на использование в учебном процессе исследовательской деятельности.
1.Программа “Школа 2100.” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются «Мои маленькие исследования». Первые три года обучения работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В последний год обучения в начальной школе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования, исследования могут проводить самостоятельно.
2. «Начальная школа XXI века» курс «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградовой. В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
Таким образом, фактом является то, что авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать разнообразные способы организации исследовательской деятельности. Способ – это действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.
Анализ методической литературы, периодики, педагогического опыта позволил выявить возможные способы организации исследовательской деятельности в начальной школе. Все выявленные нами способы были разделены на две группы. Первую группу способов можно соотнести с методом исследования: выявление свойств предметов, наблюдение, опыт. Вторая группа способов близка к формам организации работы над исследованием: игра, работа с картой исследователя.
При организации исследований можно использовать различные карты исследователя. Дети по определенной теме ищут информацию и заносят ее в индивидуальную карту исследователя. Карты могут составляться по различным темам. Преимущества таких карт, что с их помощью дети могут сравнивать, обобщать знания, карты помогают при отчете детей о проведенном исследовании.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе, способствует активации учащихся, способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. Большинство программ по дисциплине «Окружающий мир» имеют цель – оптимальное, общее развитие каждого школьника. Это возможно тогда, когда дети не в готовом виде получают знания, а сами открывают эти знания. Мы выяснили, что существуют различные способы организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира, которые желательно использовать в учебном процессе как можно больше.
В заключении хочется процитировать выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Литература
1. Л.Г. Чебыкина Готовность младшего школьника к исследовательской работе./ Начальная школа 2010. – №6
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Под ред. А.С. Обухова. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
3.Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе./ А.И.Савенков //Начальная школа.- 2000.- № 12.
4. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: Методическое пособие. – Томск: Издательство ФГУ «Томский ЦНТИ», 2007.
5. Ю.И. Архипова Учебное исследование – средство познания окружающего мира./ Начальная школа.-2010. – № 7.