Калашникова Анастасия Витальевна,
ФГБОУ ВПО «Астраханская медицинская академия», г. Астрахань
Задачи, стоящие перед высшей школой в настоящее время, требуют активного поиска резервов повышения эффективности вузовского обучения. В обществе появились новые ценности – проектирование саморазвития, самообразования личности, ставшие современной парадигмой образования. Условия социокультурной ситуации общества требуют от каждой личности развития творческого мышления, самостоятельности ума, способности к усвоению в короткое время максимальной информации.
Процесс обучения в вузе опирается на самостоятельную, исследовательскую деятельность студентов по усвоению науки, ее теории, системы, понятийного аппарата, закономерностей, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Важную роль в ее становлении у студентов играет способность понимать и использовать научные тексты – знаковое выражение различных теорий, концепций, результатов экспериментальных исследований.
Выявление психологических аспектов понимания научного текста обусловлено необходимостью выявления и систематизации факторов, влияющих на понимание научного текста, и определения условий развития понимания, от которых зависит эффективность целенаправленного обучающего воздействия на студентов в процессе их подготовки [1, 93-97].
В процессе психологического понимания научного текста целесообразно рассмотреть наиболее частотные аспекты:
- 1. Неосознаваемость. Так, получаемые ощущения и результаты не различаются сознанием как два отдельных по времени момента. Иначе говоря, мы не осознаем разницы между объективно данными ощущениями и результатом нашего восприятия. Эта способность не выделять языковую форму речи как самостоятельную не является, однако, врожденной, она развивается по мере нашего освоения мира и овладения грамматикой языка.
- 2. Уровневость. Эта особенность обеспечивает ступенчатость самого процесса и последовательность (уровневость) обработки речевого сигнала. Другими словами, воспринимая научный текст, важно выделять в нем ключевые слова, фразы и тезисы.
- 3. Осмысленность. Восприятие научного текста обладает спецификой и, прежде всего, это проявляется в предвосхищении потенциальных значений и отборе в соответствии с продолжением и контекстом.
- 4. Восприятие букв и слов. Об этом имеет смысл говорить главным образом применительно к письменной речи. Оно представляет собой проникновение в смысл, который лежит за знаковой формой речи. Физиологически восприятие осуществляется скачкообразными движениями глаз с одного фрагмента на другой, при этом смысл осознается во время остановки движения глаз. Таким образом, целесообразным представляется семантизировать неизвестные слова.
- 5. Восприятие предложений относится к важнейшим особенностям языковой компетенции человека. Следует отметить, что для реципиента не всегда важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза. Главное для него — это смысл, стоящий за ней. Поэтому в восприятии предложений важно уметь членить его на смысловые составляющие, выделяя в каждой ведущую мысль [2, 120-135 ].
- 6. Механизм эквивалентных замен состоит в том, что в самом процессе восприятия речи реципиент заменяет слова и словосочетания, фразы более простыми сигналами или наглядными образами. Это особенно актуально в понимании научных текстов, где неизвестный и непонятный, на первый взгляд, термин, обозначает вполне жизненное явление.
- 7. Механизм прогнозирования. При восприятии речи реципиент проявляет активность: опирается на свой прошлый опыт (как речевой, так и неречевой), осуществляет прогнозирование поступающего сигнала, а также производит эквивалентные замены. Успешное понимание научного текста обусловлено личным и научным опытом реципиента, его умением подбирать примеры [3, 54-69].
Таким образом, понимание текста представляет собой интегративный процесс, включающий реконструктивную и творческую деятельность и направленный на поэтапное развертывание смысла. Психологическое понимание текста предполагает владение операциями смыслового анализа, моделирования и репрезентации информации.
В связи с чем одной из главных задач образовательного процесса в вузах является организация работы, направленной на развитие понимания научной информации, представленной в текстах.
Основным условием развития понимания научного текста является организация целенаправленного воздействия на познавательную сферу студентов, позволяющего сформировать у них модель понимания текста, способствующего освоению приемов и операций смыслового анализа.
Литература
- Пешкова Н.П. О влиянии типа текста на процессы чтения и понимания // Лингво-методическне проблемы обучения иностранным языкам в вузе. Уфа, 2001.
- Хан Г.Н. Когнитивно-личностные механизмы восприятия и понимания текста: Автореф. канд. дис. М., 1998.
- Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста. СПб: Наука, 2004.