Автор: воспитатель Куцанова Татьяна Владимировна
Ребенок, который впервые поступает в детский сад, проходит период адаптации, особенно это относится к детям раннего возраста. Психологами доказано, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье ребенка. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных. В этом возрасте ребенок более слаб и раним.
В раннем возрасте, как правило, адаптация к детскому саду проходит дольше и сложнее, сопровождается различными заболеваниями. Изменение привычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния малыша. Особенности поведения детей раннего возраста в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом, как правило, ведут себя немного заторможено, в то время как холерики, наоборот, часто бывают возбуждены. Разлуки и встреча с родными протекают подчас очень бурно и эмоционально: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, и встреча с родителями также может сопровождаться слезами. В этот период активную работу с малышами проводит педагог-психолог. Наблюдается три вида адаптации: легкая, средняя, тяжелая. Адаптация легкой степени длится 1-2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему. Во время адаптации средней степени нарушение в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30-40 дней. Во время адаптации тяжелой степени ребенок плохо засыпает, сон тревожный, категорический отказ от приема пищи. Психологами выявлено несколько факторов влияющих на степень прохождения адаптации. В первую очередь на прохождение адаптации влияет физическое состояние малыша. Крепкий, здоровый малыш обладает более четкими системами адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями, возникающими во время адаптации. Адаптационный период так же труден и для родителей, поэтому с ними нужно проводить разъяснительные беседе, индивидуальные консультации плановые и по запросу, открытые занятия, досуги с участием родителей и т.д. Параллельно так же проводится психолого-педагогическая поддержка специалистом родителей. Нужно помнить, что основная задача взрослых ( педагогов и родителей) – сделать первые дни пребывания малыша в детском саду максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального и физического благополучия. Основным признаком завершения периода адаптации у ребенка является его хорошее физическое и эмоциональное состояния: хорошее настроение, увлеченная игра, спокойный сон, хороший аппетит, доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам, спокойное расставание с родными.