ВЫСОТИНА Т.Н. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова: ,


ВЫСОТИНА Т.Н. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/12/1432 (дата обращения: 10.09.2024).

 Высотина Т. Н., 

педагог-психолог ГБОУ начальной школы – детского сада № 687 “Центр реабилитации ребенка” (г. Санкт-Петербург),

аспирантка факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Синдром раннего детского аутизма (РДА) характеризуется «триадой нарушений» (L. Wing, 1976)– нарушение социального взаимодействия, коммуникации и воображения. Дефицит воображения проявляется в явлении «гиперреализма», что находит отражение в буквальном восприятии слов и явлений, трудностях понимания переносного смысла (Т. Питерс, 2003). По данным разных авторов, от 80 до 95 % детей с аутизмом страдают умственной отсталостью разной степени (Е. С. Иванов, 2005; C. Gillberg, 1992). Интеллектуальное недоразвитие проявляется в снижении способности к концентрации внимания, недостатке импрессивного и экспрессивного словаря, конкретности мышления.

Трудности коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми связаны с резким снижением мотивационно-волевого компонента деятельности и эмоциональной откликаемости, стереотипностью поведения (К. С. Лебединская, О. С. Никольская, 1991; О. С. Никольская, Е. Р. Баенская с соавт., 2005). У детей с аутизмом всегда имеются речевые проблемы, которые могут иметь широкий диапазон проявлений – от мутизма (полного отсутствия слов и предложений) до развернутой фразы, не являющейся средством общения. Для установления первичного контакта с ребенком и формирования у него интереса к совместной деятельности могут использоваться методы и приемы, предполагающие возможность неречевого общения и свободного выражения своих  потребностей, чувств и желаний. Крайне эффективными для реализации этих задач являются техники арт-терапии. Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством. Наряду с изотерапией, цветотерапией, сказкотерапией, музыкотерапией, драматерапией, танцевальной терапией, одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажа или коллажирования (В. Л. Кокоренко, 2005; Л. Д. Лебедева, 2005).

Коллаж создается путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении (наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой; необходимую форму картинкам можно придавать не только с помощью ножниц, но и руками). Коллаж позволяет получить успешный результат и сформировать положительную установку на творческую деятельность, отреагировать негативные эмоции и выразить свои мысли и представления.  Кроме того, коллаж является дополнительным диагностическим средством для выявления актуального состояния ребенка, уровня его интеллектуального,  коммуникативного, эмоционального и моторного развития.

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, страдающих аутизмом.

Задачи:

1.      Развитие творческих способностей и воображения;

2.      Развитие эмоциональной сферы;

3.      Развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации;

4.      Развитие мелкой моторики;

5.      Развитие знаний и представлений об окружающем мире и свойствах предметов.

Материалы и оборудование:

·         лист бумаги формата А4;

·         фломастеры, карандаши, краски;

·         клей ПВА;

·         ножницы;

·         магнитофон, музыкальные записи.

 

Продолжительность занятия – 20 – 25 минут.

 

Ход занятия

                          I.            Вводная часть

Педагог: «Здравствуй, (имя ребенка)! Посмотри, что лежит на столе?» (показывает на стол с приготовленными материалами). – Здесь журналы и газеты, ножницы, клей, фломастеры и карандаши!  Сегодня мы будем делать красивый коллаж! Но перед этим, давай сделаем зарядку для наших ручек.

 

                       II.            Основная часть

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)

 И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

 Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

 Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

 Постучали, (стучим по столу)

 повертели (круговые вращения кистью)

 и работать захотели. (потираем руками)

 Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)

 мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

 Постучали, (стучим по столу)

 повертели (круговые вращения кистью)

 и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

 

Педагог предлагает ребенку сесть за стол, рассмотреть журналы и вырезать или вырвать руками то, что ему больше нравится.  

Рассматривание цветных картинок, а также напечатанных слов, как правило, привлекает аутичных детей. Задача педагога на этом этапе – предоставить ребенку максимальную свободу действий, ненавязчиво показывая, каким образом можно взаимодействовать с материалами – располагать картинки на листе в различных положениях, приклеивать на основу, а также друг на друга, формировать комки из бумаги, рвать бумагу на мелкие кусочки и приклеивать их, дорисовывать нужные детали и т.д. Первый коллаж ребенка может не иметь конкретной темы, но обязательно будет отражать эмоциональные пристрастия и субъективные интересы (еда, механизмы, предметы красного цвета и т.д.). На начальном этапе работы с этой техникой желательно взаимодействие педагога с ребенком «один на один».

При выполнении коллажа в качестве фона можно включить умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной.

 

                    III.            Заключительная часть

Педагог предлагает ребенку убрать со стола и выполнить упражнение.

 

Наши алые цветки

 Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)

 Ветерок чуть дышит,

 Лепестки колышет. (качание руками влево-вправо)

 Наши алые цветки

 Закрывают лепестки, (присели, спрятались)

 Головой качают,  (движения головой влево-вправо)

 Тихо засыпают.

 

Педагог подводит итоги занятия, перечисляя все выполненное, и хвалит ребенка: «Молодец! Ты сегодня хорошо занимался!».

 

 

Список литературы

1.                      Иванов Е. С. Аутизм и  интеллектуальная недостаточность у детей// Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005 (С. 118 – 123).

2.                      Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.

3.                      Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

4.                      Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

5.                      Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 3-е, стер. – М.: Теревинф, 2005. – 288 с.

6.                      Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с.

7.                      Gillberg C. Autism and autistic-like conditions// Aicardi J. Diseases of the Nervous System in Childhood. London. Mac Keith Press, 1992 (P. 1295-1320).

8.                      Wing L. Early Childhood Autism: Clinical, Educational, and Social Aspects. 2nd ed. N. Y.; Oxford: Pergamon Press, 1976. P. 342.



Все статьи автора «vysotinatatyana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: