Высотина Т. Н.,
педагог-психолог ГБОУ начальной школы – детского сада № 687 “Центр реабилитации ребенка” (г. Санкт-Петербург),
аспирантка факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Синдром раннего детского аутизма (РДА) характеризуется «триадой нарушений» (L. Wing, 1976)– нарушение социального взаимодействия, коммуникации и воображения. Дефицит воображения проявляется в явлении «гиперреализма», что находит отражение в буквальном восприятии слов и явлений, трудностях понимания переносного смысла (Т. Питерс, 2003). По данным разных авторов, от 80 до 95 % детей с аутизмом страдают умственной отсталостью разной степени (Е. С. Иванов, 2005; C. Gillberg, 1992). Интеллектуальное недоразвитие проявляется в снижении способности к концентрации внимания, недостатке импрессивного и экспрессивного словаря, конкретности мышления.
Трудности коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми связаны с резким снижением мотивационно-волевого компонента деятельности и эмоциональной откликаемости, стереотипностью поведения (К. С. Лебединская, О. С. Никольская, 1991; О. С. Никольская, Е. Р. Баенская с соавт., 2005). У детей с аутизмом всегда имеются речевые проблемы, которые могут иметь широкий диапазон проявлений – от мутизма (полного отсутствия слов и предложений) до развернутой фразы, не являющейся средством общения. Для установления первичного контакта с ребенком и формирования у него интереса к совместной деятельности могут использоваться методы и приемы, предполагающие возможность неречевого общения и свободного выражения своих потребностей, чувств и желаний. Крайне эффективными для реализации этих задач являются техники арт-терапии. Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством. Наряду с изотерапией, цветотерапией, сказкотерапией, музыкотерапией, драматерапией, танцевальной терапией, одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажа или коллажирования (В. Л. Кокоренко, 2005; Л. Д. Лебедева, 2005).
Коллаж создается путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении (наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой; необходимую форму картинкам можно придавать не только с помощью ножниц, но и руками). Коллаж позволяет получить успешный результат и сформировать положительную установку на творческую деятельность, отреагировать негативные эмоции и выразить свои мысли и представления. Кроме того, коллаж является дополнительным диагностическим средством для выявления актуального состояния ребенка, уровня его интеллектуального, коммуникативного, эмоционального и моторного развития.
Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, страдающих аутизмом.
Задачи:
1. Развитие творческих способностей и воображения;
2. Развитие эмоциональной сферы;
3. Развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации;
4. Развитие мелкой моторики;
5. Развитие знаний и представлений об окружающем мире и свойствах предметов.
Материалы и оборудование:
· лист бумаги формата А4;
· фломастеры, карандаши, краски;
· клей ПВА;
· ножницы;
· магнитофон, музыкальные записи.
Продолжительность занятия – 20 – 25 минут.
Ход занятия
I. Вводная часть
Педагог: «Здравствуй, (имя ребенка)! Посмотри, что лежит на столе?» (показывает на стол с приготовленными материалами). – Здесь журналы и газеты, ножницы, клей, фломастеры и карандаши! Сегодня мы будем делать красивый коллаж! Но перед этим, давай сделаем зарядку для наших ручек.
II. Основная часть
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)
мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)
Педагог предлагает ребенку сесть за стол, рассмотреть журналы и вырезать или вырвать руками то, что ему больше нравится.
Рассматривание цветных картинок, а также напечатанных слов, как правило, привлекает аутичных детей. Задача педагога на этом этапе – предоставить ребенку максимальную свободу действий, ненавязчиво показывая, каким образом можно взаимодействовать с материалами – располагать картинки на листе в различных положениях, приклеивать на основу, а также друг на друга, формировать комки из бумаги, рвать бумагу на мелкие кусочки и приклеивать их, дорисовывать нужные детали и т.д. Первый коллаж ребенка может не иметь конкретной темы, но обязательно будет отражать эмоциональные пристрастия и субъективные интересы (еда, механизмы, предметы красного цвета и т.д.). На начальном этапе работы с этой техникой желательно взаимодействие педагога с ребенком «один на один».
При выполнении коллажа в качестве фона можно включить умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной.
III. Заключительная часть
Педагог предлагает ребенку убрать со стола и выполнить упражнение.
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (качание руками влево-вправо)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (присели, спрятались)
Головой качают, (движения головой влево-вправо)
Тихо засыпают.
Педагог подводит итоги занятия, перечисляя все выполненное, и хвалит ребенка: «Молодец! Ты сегодня хорошо занимался!».
Список литературы
1. Иванов Е. С. Аутизм и интеллектуальная недостаточность у детей// Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005 (С. 118 – 123).
2. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
4. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 3-е, стер. – М.: Теревинф, 2005. – 288 с.
6. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
7. Gillberg C. Autism and autistic-like conditions// Aicardi J. Diseases of the Nervous System in Childhood. London. Mac Keith Press, 1992 (P. 1295-1320).
8. Wing L. Early Childhood Autism: Clinical, Educational, and Social Aspects. 2nd ed. N. Y.; Oxford: Pergamon Press, 1976. P. 342.