Муз. руководитель МАДОУ
«Детский сад № 284», г. Казани
Аракчеев А.М.
Программа «От рождения до школы» рекомендует в каждой группе, начиная с первой младшей группы, устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и не живой природе узнают поучительные истории о взаимоотношениях между ее обитателями.
Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Занятия, игры, посильный труд составляют обычную программу каждого дня. Развлечения становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение.
Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, развлечения в то же время развивают речь детей, эстетический вкус,
способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).
В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изо, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.
Бывают развлечение и спортивного характера, воспитывающие выдержку, волю, смелость, находчивость и ловкость, Но развлечения, связанные с искусством, в большей мере способствуют эстетическому и художественному воспитанию детей.
Такие развлечения могут строиться на основе какого-то одного вида искусства (литературные, музыкальные, изобразительные) или соединять в себе два или сразу все виды искусства. Одни развлечения – чисто зрелищные, рассчитанные только на восприятие их детьми. Эти развлечения проводятся взрослыми. В других, дети сами являются исполнителями, активными участниками.
К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты. Такие зрелища устраиваются либо для детей одной возрастной группы, либо для всех групп детского сада одновременно.
В сентябре дети подготовительной группы показали кукольный спектакль «Теремок». На этом развлечении присутствовали дети младшей, средней и старшей группы. Во время опроса выяснилось, что все дети получили огромное удовольствие. Такие сказки как «Теремок», «Репка», «Красная шапочка», «Зайкина избушка» и другие, дети могут смотреть много раз, не уставая; им нравится, когда добро побеждает, и другие драматические коллизии имеют хороший конец.
Репетиции проводились воспитателями в группе. Дети охотно занимались. Они обучались технике вождения кукол, осваивали ту или иную роль, учились согласовывать свои действия с действиями других участников.
Уверенное управление персонажами, выразительное произнесение текста и само действие доставляют удовольствие как, «артистам», так и зрителям.
Зрелищность спектаклей заставляет участников с помощью воспитателя готовить костюмы, декорации, атрибуты, необходимые по ходу действия. Все это становится важным средством эстетического воспитания детей.
Были проведены тематические концерты: «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Весна пришла». В них принимали участие дети всех групп. Но основными участниками были дети старшей и подготовительной групп.
Такие вечера развлечений обычно проводятся после утренников, и построены на знакомом материале. Дети с удовольствием танцуют знакомые пляски, еще раз встречаются со стихами и песнями, слышанными или выученными, ранее на занятиях.
Наряду с этим дети знакомятся с новыми поэтическими музыкальными произведениями, подобранными по темам. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям большую радость. А песня, исполненная воспитателем, вызывает у детей желание петь её, подражая ему, причем петь не только на занятиях. Правильное построение концерта в соответствии с жанром, выразительное исполнение, красочное оформление значительно усиливают его эстетическое воздействие на детскую аудиторию.
Недавно воспитанники просмотрели концерт учащихся музыкальной школы № 9, г. Казани. Цель концерта заключалась в ознакомлении детей с разными музыкальными инструментами. Были показаны такие инструменты, как скрипка, виолончель, фортепиано, баян, домбра, флейта. Почти всем детям приходилось слышать музыку, исполняемую на этих интсрументах только по радио, телевидению. А на музыкальных занятиях – в записях на кассетах или дисках. Дети с удовольствием слушали музыку в «живом» исполнении, охотно отвечали на вопросы преподавателя музыкальной школы.
В июне 2012 г. в нашем детском саду был организован татарский национальный праздник «Собантуй». Для его проведения с детьми были выучены песни татарских композиторов, стихи татарских поэтов, татарские пляски и национальные игры. Проводили аттракционы. Этот праздник мы провели после того, как дети со своими родителями посетили настоящий праздник. Свой праздник дети и взрослые старались провести так же весело. Сами придумывали аттракционы. Песни, и пляски дети старались исполнять с такой же выразительностью, какой требует татарская национальная культура.
Таким образом, опираясь на опыт нашего детского сада можно заключить, что различные виды зрелищных развлечений имеют большое значение для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, а также формирование интересов детей, развитие у них творческой активности.