Российские вузы с нового учебного 2011/2012 года перейдут на новую систему высшего образования – «бакалавр-магистр». Выделяя основные тенденции в современном образовании, на сегодняшний момент времени можно отметить, что одним из ключевых и сложных вопросов является переход на новый европейский уровень обучения. Проблема адаптации новой системы высшего европейского образования в России, необходимость внедрения и ее оценка актуальна, исходя из того, каким образом она повлияет на высшую и среднюю профшколу в подготовке представителей именно тех профессий, которые сегодня востребованы на рынке труда и в обеспечении выпускников учебных заведений гарантированной работой. Необходимость внедрения новой европейской системы высшего образования в России способна решить проблемы, которые возникли из-за понижение качества образования по основным уровням:
1) общее среднее — устаревшая структура, перегруженность школьных программ;
2) начальное и среднее профессиональное — разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;
3) высшее — особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.
По существу, речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования, для чего необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
2) достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
3) формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
4) повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
5) развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения» [5 с. 11].
Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как: большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;
большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.
Отсюда, в переходе на новый уровень образования возникает необходимость в изменении идеологии во всей системе образования.А идеология формируется не сразу, поэтому требуется колоссальная работа преподавателей, которые в новых условиях смогут подняться на новый уровень и готовить студентов с учетом принципиально иных требований. Меньшее число лекций, больше семинарских и практических занятий, подготовка специалистов к работе, к практике, что позволит заметно повысить качество образования в России. Поэтому переход, «ломка» одной системы и формирование другой – это непростой, длительный путь. Вопросу формирования идеологии нами уделено много внимания, а именно разработке системы проведения практических занятий и доказуемость их ценностной ориентации в обучении молодых специалистов.
Ценностная ориентация практических занятий подтверждается в реализации следующих общих компетенций (по базовой подготовке), включающими в себя способность:
1) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
2) Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
3) Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
4) Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
5) Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
А также профессиональными компетенциями, позволяющими обладать конкретными профессиональными навыками и знаниями, то есть иметь практический опыт в конкретной области.
Подтверждая вышеизложенное нами выделены отрицательные моменты действующей системы образования и положительные стороны перехода на новый уровень образования
Таблица 1. Сравнительная характеристика внедрения новой системы высшего образования в России.
«минусы» системы образования до перехода на новую систему образования | «плюсы» системы образования после перехода на новую систему образования |
1. Больший объем теоретических (лекционных) часов обучения не позволяющий, наделить необходимой профессиональной компетенцией молодого специалиста.
2. Стандартный уровень образования, включающий немало учебных дисциплин, которые не имеют профессиональной направленности исключает конкретизацию специалиста к изучению своей специальности. 3. Меньшее число практических занятий, позволило в меньшей мере применять информационные технологии в обучении и тем, самым делать занятия менее качественными, интересными и посещаемыми для молодых специалистов. |
1. Практическая подготовка специалистов к работе;
2. Конкретная направленность молодого специалиста к выполнению своих должностных обязанностей; 3. Повышение качества образования, посредством автоматизации и информатизации практических занятий, конкретно применимых к той области, в которой обучается молодой специалист.
|
Адаптация нового уровень системы высшего образования обеспечит следующие направления в системе образования РФвысшем профессиональном образовании:
- введение конкурсного распределения государственного заказа на подготовку специалистов;
- разработка механизмов софинансирования высшего образования непосредственно гражданами – на основе государственных именных финансовых обязательств;
- разработка нового поколения государственных стандартов высшего образования с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности;
- повышение роли субъектов Российской Федерации как в определении структуры и объемов подготовки специалистов, так и в о оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);
- развитие практики соучреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;
- разработка новых, более жестких, требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь – филиалов и негосударственных;
- введение государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов для получения высшего образования (частично или полностью погашаемых государством при работе выпускника по государственному распределению);
- создание более справедливого доступа к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов» [2, с. 20].
Библиографический список
- Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 — ФЗ.
- Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада) // “Alma Mater (“Вестник высшей школы). – 2001. — № 9. — С. 17-21.
- Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу
- Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному закону “Об утверждении Федеральной программы развития образования” от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393