Дайте ребенку что-нибудь в руки,
чтобы он начал думать.
В. В. Воскобович.
Согласно Федеральным Государственным Требованиям перед дошкольным учреждением ставится ряд задач, выполнение которых является необходимым условием для «единого старта» детей перед началом школьного обучения.
В наши дни темп жизни ускорился. Сейчас для успешной учебы одних знаний и умений не достаточно, поэтому важным и необходимым является развитие у дошкольников регулятивных умений и творческих способностей. Чтобы помочь детям овладеть ими, надо вспомнить как эти умения и способности развивались у нас. Для этого возьмите ручку не в ту руку которой обычно пишите, а в другую, и сделайте пару строк «каляками-маляками». При этом занятии задействованы непроизвольные регулятивные умения. «Писать» легко и весело. В действиях главная – рука, а внутренняя позиция при этом – как хочу, так и пишу. Если этой же рукой написать предложение, например: «Я с мамой иду в детский сад», то сразу чувствуется разница с «каляками-маляками». Задействованы уже сформированные произвольные регулятивные умения, при помощи которых мысленно предложение разбивается на слова, слова на звуки, звуки переводятся в графические символы – буквы, и лишь затем, рука контролируемая глазом, записывает услышанное. Работает сложный механизм – система произвольной регуляции. И сразу становится понятно, почему у не подготовленных детей охладевает интерес к учебе, когда начинаются трудности.
Работа по развитию регулятивных умений и творческих способностей ведется по нескольким направлениям:
1. Консультации, практикумы, мастер-классы для воспитателей и родителей;
2. Систему предшкольной подготовки, задача которой не обучать детей чтению и письму, а развивать у них: познавательные процессы, ориентировку на листе бумаги, мелкую моторику, фонематический слух, элементарные графические навыки.
Эта система дает возможность детям через игру (ведущую деятельность этого возраста) и живой интерес, постепенно, без перегрузок, учитывая индивидуальные особенности, овладеть произвольной регуляцией – способностью не отвлекаясь выполнять действия, направленные на достижение цели. Здесь нам помогают наши любимые игры с правилами. Их много, вот например, всем известная игра: «Черный белый не берите, «да» и «нет» не говорите…», и упражнение: «Нарисуй пять бусинок разного цвета, посередине синюю».
До школы ребенок должен научиться справляться со своими переживаниями в случаях проигрыша, неудачи, ссоры или конфликта, и адекватно выражать свои эмоции и чувства. Собранные и систематизированные игры и упражнения обучают детей саморегуляции и показывают оптимальные способы общения в конфликтах. А советы взрослых помогут правильно вести себя в сложных ситуациях.
Немало важный момент в предшкольной подготовке – раскрытие творческого потенциала у детей. Умение создавать и творить в наши дни незаменимо. Известно, что за творческие способности отвечает правое полушарие мозга, а формируется оно благодаря развитию моторики левой руки. У леворуких полушарие развивается более гармонично, так как моторика правой руки постоянно тренируется в повседневной жизни, потому что наша окружающая действительность приспособлена под праворуких. Учеными доказано, что младенец, будучи у мамы в животике сосет палец ведущей руки. Так что переучивать левшу – спорить с природой.
Существует много игр и заданий на развитие моторики обеих рук. Например, рисование двумя руками одновременно.
Творческие работы, сделанные совместно учат сотрудничеству – умению договариваться, планировать, обсуждать. От умения взаимодействовать зависит внутренняя позиция дошкольника, его самооценка и уверенность в себе.
Задача педагога-психолога сконцентрировать внимание педагогов и родителей на необходимости развития у детей произвольной регуляции и творческих способностей, объясняя, почему основу психологического теста школьной зрелости составляют задания на выявление уровня данных умений.
В результате был зафиксирован положительный стабильный результат – дети приобрели необходимые для успешной учебы в школе умения и навыки, а воспитатели повышают свою компетентность, авторитет и значимость в глазах родителей. И тогда совсем не обязательно изматывать детей дополнительными занятиями по обучению письму и чтению в ущерб традиционным садиковским мероприятиям, дающим возможность жить, творить и развиваться через ведущую деятельность – игру. Ведь так важно понять, что дошкольное детство является самостоятельным возрастным этапом, а не периодом подготовки к школе. И тогда в повседневной гонке будет легче остановиться и почувствовать, что счастье уже пришло, оно рядом, оно здесь и сейчас!
Библиографический список
- Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе»- Спб: издательство «Питер», 2006- 208 с.
- Практическая психология детского творчества: Учеб. пособие/ М. В. Ермолаева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.–304с.
- Нифонтова О.В. «Учим детей разрешать конфликт.» – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.