УДК 37

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ: «ЛЮБИ, ЦЕНИ И ЗНАЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Саенко М.А., Литвинова В.И.

Ключевые слова: внеклассное мероприятие


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Саенко М.А., Литвинова В.И. Внеклассное мероприятие на тему: «Люби, цени и знай русский язык» // Психология, социология и педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/01/1547 (дата обращения: 10.09.2024).

Цель: способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Ведущий.
Нас всех объединяет чудо языка.
Язык – не просто звуки, в нем труд, и пот, и муки, шум лесов, цветенье поля, волны радости народностей. При помощи языка развивается культура, строятся города; при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь.
Русский язык – родной язык русского народа. О том, как мы любим и ценим свой язык, хорошо сказал в одном из своих стихотворений поэт Сергей Михалков:
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в посёлке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Друзья, каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы основательно изучить русский язык и свободно владеть им. «Грамота – к мудрости ступенька, – гласит русская пословица».

Ученик.
Да, на свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа
Его душа и быть народа.

Ученица.
(Читает стихотворение А. Ахматовой «Мужество»)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Ведущий.
О красоте русского языка говорили и говорят многие писатели и поэты. Русский язык является одним из самых красивых и благозвучных языков мира. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льётся как песня.
Поэт Н. Браун писал:
Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поёт.
В ней дышит душою русскою
Создатель её народ.

Ведущий.
- Просит учащихся прочитать высказывания о русском языке.
Ученики читают.
1. «Русский язык необыкновенно богат»,- сказал В. Белинский.
2. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов»,- писал К. Паустовский.

Ведущий.
Сейчас я вам прочитаю высказывание А.Н. Толстого о русском языке: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью».
Давайте подтвердим высказывание А.Н. Толстого: и прочитаем стихотворения поэтов-земляков, споем несколько народных песен.
Музыкальный номер.
Русская народная песня «Колыбельная».
Ученики читают стихотворение поэтов-земляков (Тульской области):
Н. Браун «Вы вчера еще жили-были».

Вы вчера еще жили-были
А сегодня коса прошла –
Колокольчики отзвонили
В голубые колокола

Лютик, падая, пошатнулся
И, от горести сам не свой,
К мать-и-мачехе потянулся
Золотой своей головой.

Побелела лицом ромашка
Рана стебель ей пережгла-
И в обнимку с розовой кашкой
В травы навзничь она легла.

Прямо в небо она смотрела,
Прямо в синюю высоту…
Где-то в роще иволга пела
Про бессмертную красота.

А. Ланцов «Березки».

Здесь стояли березки,
Здесь прохлада была.
Их спилили на доски,
Или нет, на дрова.

Кровожадно стучали
По сучкам топоры,
А березки рыдали
Соком из-под коры.

Их потомки, их дочки
Через год по весне
Распустили листочки
На опиленном пне.

Наливаются силой
Материнской любви,
Будут также красивы,
А потом будут… пни.

Ведущий.
Природа в этих стихотворениях – живое существо. Какая сила, какая выразительность, какое богатство русского языка звучит в описании трав и деревьев. Достигается это путем художественных средств и знаков препинания. Стоит только одному знаку препинания поменять свое положение, смысл может измениться.
Музыкальный номер.
Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку».

Ученик.
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

(Можно провести небольшой конкурс на лучшего знатока русских пословиц и поговорок).

Ведущий.
Русский язык необыкновенно богат по своему словарному составу, но это богатство было бы мертвым капиталом, если б не грамматика, которая из отдельных кирпичиков-слов строит величественное здание – язык целого народа. Грамматика интересуется не отдельными словами или предложениями, а дает общие правила и основные законы языка.
Стихотворение В. Лукс «У доски»
(Поет ученица на мотив песни «Крутится, вертится шар голубой»).
Вызвал внезапно учитель к доске,-
Вот и стою у доски я в тоске.
Как неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучила вчера,
Всё, как назло, позабыла.
Громко учитель диктует:
-Окно.
Мелом пишу на доске я
- Акно.
Слышу, как шум поднимается в классе:
-Надо писать через О, через О!
Мел я в смущеньи крошу на куски…
Ох, опозорилась я у доски!

Ученицы (хором).
Помнить надо!
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно её ставь под ударение.

Ученица.
Спасибо, спасибо, друзья.
Я учту и больше ошибок не допущу
Тот, кто с товарищем дружен
Вдвое умней и сильней
Проникну я в тайны фонемы
Осилю любые проблемы.

Ученик.
Мы за русский язык! Мы за чистый язык!
Мы за правильное написание
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык
Он твой наставник великий, могучий.
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи – выучи русский язык.

Ученица.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною дружу –
Это потому, что владею
Русским, величавым языком.
Сценка «Сила любви».

Ученик.
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу.
Он говорил:
Глагол.
«Люблю».

Ученик.
А она ему

Частица.
«Не люблю».

Ученик.
Частица Не не подходила глаголу близко и писалась только отдельно. Однако Глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему:

Частица.
«Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Ученик.
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком:

Частица.
«Ненавижу, негодую, нездоровиться».

Ученик.
И вдруг замерла от неожиданности. На этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может. Итак, негодую, ненавижу, нездоровиться – пишется с не слитно.
Инсценировка стихотворения С. Маршака «Знаки препинания».

Ученик.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал чудак – восклицательный знак
(Вбегает восклицательный знак).
Никогда он не молчит
Оглушительно кричит:

Восклицательный знак.
- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ученик.
Притащился кривоногий вопросительный знак.
(Медленно входит вопросительный знак).
Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак.
Кто? Кого? Откуда? Как?

Ученик.
Явились запятые, девицы завитые.
Живут они в диктовке на каждой остановке.
(Прибегают запятые).

Запятые.
Мы особы запятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ
(Выходит важно точка с запятой).

Точка с запятой.
Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!

Ученик.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие
(Появляется двоеточие)

Двоеточие.
(Обращается к запятой и точке с запятой).
-Нет, постойте!
Я важней, чем запятая.
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу
За порядком я слежу.

Ученик.
Но сказало многоточие,
Еле глазками вороча.
(Появляется многоточие).

Многоточие.
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…

Ученик.
Вопросительный знак удивился:

Вопросительный знак.
- То есть как?

Ученик.
Восклицательный знак возмутился:

Восклицательный знак.
- То есть как!

Ученик.
И сказала точка,
Точка-одиночка.
(Тихо и медленно входит точка).

Точка.
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

Ведущий.
Знаки препинания можно сравнивать с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства. Без знаков препинания общение было бы затруднительным. Именно поэтому в русском языке и есть целая система знаков препинания, и у каждого знака своя функция.
Друзья, помните!
Знаки разные нужны,
Знаки всякие важны!
Бывают разные случаи, когда употребление разных знаков в одном и том же месте предложения может изменить смысл всего предложения.
Я вскрикнул ? они побежали. Здесь можно поставить три разных знака. Какие это знаки? Докажите. Это вам домашнее задание.

Ведущий.
- Предлагает послушать грамматическую сказку « Без чего в речи не обойдешься».
Это было давно-давно, когда о междометии еще никто не слыхал.
В маленькой избушке на лесной опушке жили Старик Словарь со Старухой Грамматикой. И были у них дети – (самостоятельные части речи) Эти постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму – разуму учили. А те, которые поменьше – (служебные части речи) дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они и в доме приберут, и обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай, мирно беседовали о том, о сем. Дружная была семья.
Однажды к ним постучали в дверь.
- Чу! Кто-то стучит, – пискнула маленькая частица.
- Пойду отворю, – сказал глагол.
На пороге стояло какое-то существо, грязное, косматое.
- Здравствуйте, добрые люди! – промолвило существо.
- Здравствуй, странник, – ответил Словарь. – Просим к столу. Мы тебя чайком попотчуем, а ты нам расскажешь, кто ты такой и куда путь держишь.
- Зовут меня Междометие. Хожу я по свету уже давно, да вот что-то ученые не хотят меня признавать за отдельную часть речи. Проходил я мимо, узнал, что тут рядом части речи живут, решил зайти. Прошу вас, примите и меня в свою семью, буду честно трудиться, как и все.
- Вот тебе на! – удивился Предлог.
- Тьфу! – возмутилось Наречие.
- Эге, – покосившись на Междометие, промолвил Союз.
- Ужас!- воскликнуло Существительное.
- У- у-у,- процедило сквозь зубы Прилагательное.
- Прочь! Вон! – закричал Глагол.
- Цыц! Замолчите все! – сердито прикрикнул Словарь на детей. – Надо разобраться сначала, а не кричать.
- Правильно, – одобрило Грамматика. – Пусть Междометие расскажет, что оно умеет делать.
- Пожалуйста, ответило Междометие.- Вот вы все кричали на меня, а того и не заметили, что меня столько раз употребили.
- А ведь верно, так оно и было, отозвался Глагол.
- А дальше я вот что вам скажу, – продолжало Междометие. Больно кому – он кричит: «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха!» Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Простите! Спасибо!» Да что там люди! И животные, и птицы нуждаются во мне: собачка – гав-гав; кошка – мяу-мяу; петушок – кукареку.
- Ну что ж, правду ты говоришь, без тебя в речи обойтись трудно, – решила Грамматика.
- Мы принимаем тебя в нашу семью.
Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его уложим за печкой, там свободный уголок есть. Так и сегодня живет Междометие, как за печкой, в сторонке от других частей речи, как самостоятельных, так и служебных.

Ведущий.
- Если вы внимательно слушали сказку, скажите, какую еще одну особенность не упомянуло Междометие, говоря о своих достоинствах. Это вам задание на дом.

Ведущий.
- Чтобы правильно склонять, надо смысла слова знать.
Сценка рассказа Г. Паншина «Творительный падеж»
Вчера Павлик прибежал ко мне и спрашивает:
- Димк, ты урок по письму сделал?
- Нет, – А что?
- А то, никак не получается. Давай вместе попробуем.
- Это можно. Надо посмотреть, что задали.
- Чего смотреть, я и так помню, Мария Ивановна задала сочинить такое предложение, чтобы слово «рожь» стояло в творительном падеже.
- Подумаешь, дело! Да это каждый дурак сможет. Чего тут особенного?
- Ты сначала попробуй.
- Перво-наперво, эту рожь просклонять надо. Именительный падеж: кто, что? Рожь. Родительный: кого, чего? Ржи…
- А может быть, рожи?
- Какой еще такой рожи?
- Ну, обыкновенной. Физиономии что ли. У собак ее мордой зовут.
- Причем здесь собачья морда? Разве Мария Ивановна может такое ненормальное задание дать? Нет, здесь собачья морда никак не выходит.
- А ты откуда знаешь?
- Я точно не знаю. Просто я так думаю. Давай, Павлик, лучше ржи.
- Это ты мне говоришь: ржи?
- Кому же еще? Не дивану же я говорю, а тебе: давай ржи…
- Ты, Димка, не дразнись. Я тебе лошадь, да? Сам ржи, если хочешь.
- Вот чудной! Да я ведь не нарочно. У меня самого так получилось. Ладно, пойдем дальше склонять. Дательный: кому, чему? Ржи…
- Ты опять дразниться?
- Если тебе не нравиться, как я склоняю, возьми и склоняй сам.
- Ну и просклоняю, – Он схватился двумя руками за голову и начал думать.
- Хватит мучиться. Говори, что получается.
Павлик как-то скучно посмотрел и выпалил одним духом.
- Винительный: ржу!
- Вот видишь, сам же говоришь, что ржешь, а на меня обижаешься. Ты давай потерпи, уж совсем близко осталось… Значит так… Значит, теперь самый нужный падеж – творительный. Кем, чем? Ну, чем?
- Ржой, чем же еще?
- Таких слов нету, чтобы ржой, уж складнее выходит ржоем.
Тут я совсем почувствовал, что сказал чепуху, потому что никакого ржоя никогда в жизни в глаза не видел.
- Знаешь что, у нас это слово не склоняется, потому что оно, наверное, не русское. Вот если бы про сникерс задали, тогда проще простого – склоняй сколько влезет.
- Это точно . С этим ржом надо во какую голову иметь – как у слона! Что делать будем?
- Надо еще попробовать подумать. Давай ходить вокруг стола и думать. Мой отец всегда так делает, если ему нужно что-нибудь важное решить.
И мы стали ходить вокруг стола и думать. На каждом круге Павлик меня нетерпеливо спрашивал:
- Ну, придумал?
- Как же я могу придумать, если ты меня все время спрашиваешь, и я должен все время придумывать, что тебе ответить?
Давай молчать десять кругов. Не помню, на каком круге я вдруг вспомнил, что надо. И хлопнул себя ладонью по лбу.
- Пашка, да это же совсем ерунда, оказывается! Как же это слово сразу не вспомнилось? Я его летом слышал, когда нам на кухне чинили водопровод. Один дядька тогда говорил, что у нас водопроводные трубы ржой разъело. Ржавчиной, значит. А мы с тобой голову ломали…
И мы сразу сочинили каждый по предложению. Я написал: У нас в квартире ржой разъело одну водопроводную трубу, а Павлик написал: У нас в квартире ржой разъело две водопроводные трубы.
На уроке Мария Ивановна в слух прочла наши предложения, и ребята вдоволь насмеялись. Надо было написать: ржавчиной разъело трубу.
А если хотите знать, как будет слово «рожь» в творительном падеже, просклоняйте его сами. Увидите, что из этого получится.

Ведущий.
- Приглашает всех участников, благодарит их за активное участие, а гостей – за внимание.
Участники (хором).
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч.



Все статьи автора «Саенко Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: