УДК 37

СТАНОВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РОССИИ В XIX – НАЧ. XX В. И ФОРМИРОВАНИЕ ИНВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Понер Людмила Викторовна
Томский государственный педагогический университет
ассистент кафедры лингвистики аспирант кафедры общей педагогики и психологии

Аннотация
Данная статья посвящена выделению исторических этапов становления сельской школы в дореволюционной России и формированию инвариантной модели организации обучения в сельской школе. Автор исследует специфику каждого этапа. Это способствует детальному изучению формирования инвариантной модели организации обучения в сельской школе.

Ключевые слова: дореволюционная Россия, инвариантная модель, модель организации обучения, сельская школа


FORMATION OF RURAL SCHOOL IN RUSSIA IN THE XIXTH – THE HEAD OF THE XXTH CENTURY AND FORMATION OF INVARIANT MODEL OF TRAINING ORGANIZATION IN RURAL SCHOOL

Poner Lyudmila Viktorovna
Tomsk State Pedagogical University
Assistant of department of linguistics Graduate student of department of general pedagogy and psychology

Abstract
This article is devoted to allocation of historical stages of formation of rural school in pre-revolutionary Russia and to formation of invariant model of the training organization at rural school. The author investigates specifics of each stage. It promotes detailed studying of formation of invariant model of the training organization at rural school.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Понер Л.В. Становление сельской школы России в XIX – нач. XX в. и формирование инвариантной модели организации обучения в сельской школе // Психология, социология и педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/05/2214 (дата обращения: 27.10.2023).

В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождаемые формированием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени [1].

Однако, несмотря на развитие монополистического капитала, Россия в этот период оставалась сельскохозяйственным государством с аграрным строем и свыше 95 % процентов сельского населения. Появление и развитие сельских школ в этот период стало характерной чертой становления Российской государственности в условиях модернизации страны.

Начальный этап становления сельской школы – конец XVIII – начало XIX века – период появления данного типа ОУ, которые разделяются на церковные, широко распространенные в центральной части страны, и светские, которые больше встречались в Сибири; их формирование происходило в рамках развития учебных округов (1804 г.); начинается становление преемственной педагогической системы, провозглашаются основные принципы народного образования: бессословность и бесплатность.

Следующий этап становления сельской школы охватывает период с 20-х до 60-х гг. XIX века. Этот этап характеризуется усилением режима во всех сферах общества, в том числе и в образовании и закреплением сословного характера сельского образования,
нарушением преемственности и возникновением идеи «ущербности» сельской школы.

Первые шаги правительства по реализации образовательной реформы имели демократическую направленность, но с 1813 г. правительство меняет свою позицию в отношении сословной принадлежности учащихся. Новый министр народного просвещения Александр Николаевич Голицын (1816 – 1824) постепенно усиливал сословную и клерикальную составляющую народного образования, обязав университеты готовить преподавателей богословия для средних школ.

С этого времени появляются запрещения, касающиеся свободного доступа крестьянских детей к начальному и среднему обучению. В 1827 г. Министерство законодательным актом подтвердило запрещение принимать крестьянских детей в гимназии. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Официально закреплялась сословность в системе общеобразовательной школы. Несмотря на то, что типы образовательных школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Соответственно доступ сельскому населению в полноценную образовательную структуру, выраженную схемой: приходские училища – уездные училища – гимназии – университет [2].

В 30-е годы XIX века обозначаются 2 тенденции: формирование и укрепление в образовательной сфере принципа государственности через государственные школы и реализация принципов отечественной педагогики, с одной стороны, и широкое появление и распространение ведомственных школ и волостных училищ, которые в дальнейшем сформировали основу для сельских образовательных учреждений [3].

Волостные училища в России в начале XIX века представляли собой начальные сельские школы, готовившие писарей для палат государственных имуществ и сельских управлений. Такие училища создавались по указу 1830 года, открывались по одному на волость и содержались за счет особого сбора с государственных и удельных крестьян [4].

Волостные училища относились к ведомству приказов общественного призрения, их посещали крестьянские дети (мальчики) школьного возраста, количество которых доходило до 10 %. Обучение сводилось к получению навыков элементарной грамотности (чтение, письмо) и азам канцелярского дела. Уровень обучения в училищах был крайне низким из-за отсутствия дополнительного финансирования и неподготовленности и низкой квалификации педагогического состава [5].

Заключительный период становления сельской школы в дореволюционной России пришелся на 60-е годы XIX – начало XX века. В этот период наблюдался новый виток демократических реформ (реформы Александра II), ставших основой для появления
новых государственных структур – земства. В этот период для сельских жителей формируется спектр начальных учебных учреждений.

В середине XIX века окончательно утверждается идея о введении обязательного начального образования среди населения. Единственная проблема, которая этому препятствовала – крепостное право, с отменой которого в 1861 году начинается новый виток
образовательных реформ.

В 60-е годы XIX века появляются новые сельские образовательные заведения, наряду с церковно-приходскими школами, также широко
распространенные в сельской местности; школами, относящиеся к ведомству императрицы Марии; малочисленными частными сельскими школами и пр., – это начальные народные училища и земские школы и училища [6].

Примерно с 60-х годов XIX века начинает свое существование настоящая народная школа, выступившая в виде крестьянской школы грамоты. В такой школе крестьяне решают все вопросы сами, начиная от поиска и приспособления помещения для непосредственного открытия школы до подбора педагогов. Историк Чехов Н.В. отмечает, что школа становится обычным явлением для сельского сообщества, если оно принимает в жизни школы прямое участие. Таким образом, можно предположить, что роль общественного самоуправления принадлежала сельской школе (школе грамоты) с поддержкой сельской общины. Также можно обозначить принципы работы таких школ: открытость, гласность, демократизм, ответственность и общественное мнение [7].

Вопросы управления сельскими школами освещались на I Всероссийском съезде (1914 г.) [8]. На этом съезде было утверждено решение о руководящей роли земств в организации и управлении школьным образованием. Также одним из решений было предложение по созданию комиссии по народному образованию, а также отделы в земствах, занимающиеся данным вопросом. Принятое решение было разумно, так как земства уже имели большой опыт по созданию комиссий в сфере народного образования, и базировалось на ст.72 Положения о земских учреждениях 1890 года [9]. Созданная комиссия являлась частью общественной экспертизы школьных проблем и имела в своих рядах не только педагогов, а также попечителей и др. Была еще особенность: земские служащие, работающие в образовательной сфере, должны были иметь профессиональную подготовку [10].

Кроме земских (сельских) школ, содержание образования которых носило светский характер, существовали учебные заведения, находившиеся в ведомстве Святейшего Синода и реализовавшие религиозное воспитание и обучение. Образовательные цели таких школ были прописаны в «Положении о церковных школах ведомства православного исповедания» (1902 г.) [11]. Основная образовательная задача сводилась к распространению среди сельской общины христианских православных ценностей, поэтому содержание образования отражало перекос в религию, уделяя светским (нерелигиозным) предметам достаточно учебного времени, около 40 % [12].

Таким образом, проанализировав этапы становления сельской школы в XIX – начале XX веков, мы разработали инвариантную модель организации обучения в сельской школе (см. рис.1).

Универсальная инвариантная модель организации обучения в сельской школе в XIX – начале XX вв.

Организация процесса обучения:

Использование преимущественно коллективных форм и методов обучения учащихся

Организация процесса воспитания:

организация быта, жизнедеятельности школ на основе христианских ритуалов

Контроль качества обучения

через систему ежегодных переводных экзаменов

Виды школ:

-одноклассные и двухклассные церковноприходские школы Св. Синода;

-начальные школы;

-ведомственные школы;

-одно- и двухклассные сельские училища;

-крестьянские школы грамоты.

Ведомственная принадлежность:

- земства;

-комиссии по народному образованию;

- попечительства;

- отделы народного образования

Нормативно- правовое обеспечение:

- «Положение о земских учреждениях»;-«Положение о начальных народных училищах»;

- «Инструкция для одноклассных и двухклассных сельских училищ Министерства народного просвещения»

Функции:

- религиозно-просветительская

Ресурсное обеспечение:

- осуществление недостаточного обеспечения на местном уровне (финансовое, учебно-методическое, материально-техническое), исключение по финансовой поддержке составляли церковно-приходские и частные школы

Содержание образования:

– формирование навыков элементарной грамотности в рамках учебных предметов (Катехизис, Закон Божий, русский язык с чистописанием, славянская грамотность, арифметика, история, география, церковное пение, ремесла, черчение;

–использовался принцип вариативности в связи с разнотипностью сельских начальных школ и особенностями сельских поселений

Содержание воспитания:

– религиозно-нравственные православные идеалы

Рис. 1 Универсальная инвариантная модель обучения в сельской школе в XIX – начале XX вв.

Если характеризовать различные области сельской школьной жизни второй половины XIX века, то можно сделать следующие выводы: содержание образование сводилось к освоению на элементарном уровне учебных предметов таких, как Закон Божий, русский язык и чистописание, арифметика, церковное пение и др. Из-за отсутствия преемственности между сельскими системами широко использовался принцип вариативности моделей обучения. Организация процесса обучения носила либо индивидуальный, либо разновозрастной характер обучения, когда в одном классе оказывались дети разного возраста и уровня подготовки. Существовала система ежегодных переводных экзаменов [13].

Воспитательная школьная система имела элементы как религиозной, так и светской системы. С учетом этих элементов выстраивалась не только учебная деятельность, но и внешкольная жизнь тоже. Учителями сельских школ организовывался быт и жизнедеятельность сельской общины.

Управление школами базировалось на «Положении о начальных народных училищах» [14], «Положении о земских учреждениях» [15], «Инструкции для одноклассных и двухклассных сельских училищ Министерства народного просвещения» [16] и выполняло функции религиозную и просветительскую (распространение грамоты). Материально-техническое обеспечение было не достаточным и распределялось по остаточному принципу в  рамках местного самоуправления. Однако на частные и церковно-приходские школы выделялось достаточно средств на данный вид ресурса.

Таким образом, инвариантной моделью обучения в дореволюционный период в России была модель государственно-ведомственной
организации, которая характеризовалась становлением, развитием «народной школы» и медленное распространение сельской школы, отражающей миропонимание и мироощущение народа, его национальные черты, воспроизводила его традиции и опыт.


Библиографический список
  1. Савченко Т.А. Взаимодействие семьи и школы в отечественной педагогике второй половины XVIII – конца ХХ веков как социокультурное явление : автореф. дисс. … доктора пед. наук, М. 2011. 47 с.
  2. Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX–XX вв. как глобальный проект //Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5 – 21.
  3. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в). 3-е исправл. изд. СПб.: Дм. Буланин,
    2003.
  4. Ерошкин, Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М.,
    1960.
  5. Моздалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб.,
    2000.
  6. Чехов, Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., 1923.
  7. Васильчиков, А. И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений / В 3-х т. — СПб.: Тип. В. В. Пратц, 1872. — С. 460, 543, 377.
  8. Третьяков, П.И. Практика управления современной школой : (опыт пед. менеджмента) / П.И. Третьяков; Юго-Вост. окр. упр. Моск. департамента образования, Науч.-метод. центр, Моск. гос. пед. ун-т им. В.И. Ленина. – Москва: Педагогика, 1995. – 162 с
  9. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье. — СПб., 1885. — Т. I. № 350
  10. Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXII. Отделение 1. СПб., 1904.
  11. Пругавин, А.С. Законы и справочные сведения по начальному образованию. СПб., 1904. С. 365 – 372
  12. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / сост. И.А. Соловков, Г.Н. Волков, С.Ф. Егоров, А.Н. Копылов. – М., 1990. – 603 с.
  13. Положение о начальных народных училищах. – СПб., 1876. – Т. 3. – С. 1342-1350.
  14. Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. – М., 1948. – Т. III. – С.
    156-158.
  15. Полный Свод Законов Российской Империи. СПб., 1911. Т. 9.


Все статьи автора «Lusi»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: