Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский).[1] Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т. И. Шамова).[1]
Организация инновационного процесса состоит из множества аспектов и один из них – это работа с педагогическими кадрами.
Безусловно, личность педагога оказывает огромное влияние на педагогический процесс в целом. Личность педагога может «озарить» жизнь воспитанников, но может и превратить ее в скучную обыденность. Общаясь с педагогами, длительное время проработавшими в дошкольных учреждениях, понимаешь насколько – это творческие и активные люди, но, к сожалению, это люди, подверженные и эмоциональному выгоранию, так как профессия требует интенсивного общения, разрешения конфликтных ситуаций. Думаю, перед психологом, работающим в педагогическом коллективе, особенно стремящемся к инновационным процессам, стоит очень важная задача – показать педагогам существующие психологические возможности раскрытия собственного профессионального творческого потенциала. Одним из эффективных средств развития педагогического потенциала педагогов являются деловые игры. Правильно подобранные деловые игры способствуют развитию сплочения педагогического коллектива, а значит и развитию потенциальных возможностей педагогов, но и педагогического коллектива в целом.
Деловая игра помогает не только рассмотреть со стороны различные профессиональные педагогические ситуации, но и проиграть, прочувствовать их, активизировать личностные и профессиональные ресурсы, развивать рефлексию, дает возможность отойти от стереотипов (путем проигрывания нескольких вариантов одной ситуации, подключить творческий поход) и привлечь педагогов к инновационным процессам, дать возможность им осознать себя не объектами, а субъектами инновационных процессов.
Деловые игры могут использоваться в процессе проведения педагогических советов, но могут стать и самостоятельной формы работы с педагогическим коллективом и проводится как тренинг.
Именно вариант такого занятия и будет мной описано в этой статье.
Цель:
- развитие педагогического потенциала, творческого профессионального подхода;
- активизация внутренних ресурсов;
- обучение педагогов основам эффективного общения;
- овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.
Ход занятия.
1.Приветствие.
Встать в круг и повернуться к коллеге и сказать комплимент. (Это упражнение позволяет снять напряжение и создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе).
2.Эффективное общение.
Воспитатели по очереди высказывают свое мнение, что это такое. Психолог подводит итог и проговаривает, какие способы и техники эффективного общения может использовать педагог при решении проблемных ситуаций в работе с детьми ( примеры ситуаций приводят воспитатели), с коллегами, с родителями.
3. Техника активного слушания.
Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка, родителя, готовность принять ее.
4.Правила техники активного слушания.
- контакт глазами с собеседником( при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне;
- повтор услышанного от собеседника;
- «отзеркаливание эмоций»;
- «отзеркаливание позы» – копирование позы собеседника.
4.Работа с проблемными ситуациями.
Цель: понять, как можно использовать полученные знания.
Психолог обсуждает, как можно работать с возникающими разными проблемными ситуациями в работе воспитателя.
1) Предлагается ситуация, которую один педагог характеризует с позиции «хорошо», а другой — с позиции «плохо» ( например, в сложившемся детском коллективе появился новый ребенок, который тяжело адаптируется в коллективе). Учитывается лёгкость и неординарность ответов.
2) Упражнение «Выйди из круга». Все участники встают в круг(их задание – не выпускать из круга коллегу),а один остается в центре круга(его задачи – любым путем выйти из круга) и пытается выйти из него.
3)Упражнение «Попроси игрушку». Участник просит игрушку, с которой очень хочет поиграть, но пока она у других «детей».
4) Проигрывание ролевых игр, направленное на создание доверия, взаимопонимания:
Упражнение «Сиамские близнецы». Воспитатели делятся на пары и завязывают ноги (правая нога одного привязывается к левой ноге другого). После чего им необходимо несколько раз пройти по помещению. Затем происходит обсуждение игры (как чувствовали себя участники, как удавалось им договариваться и учитывать интересы партнера).
5)Упражнение «Качественные ресурсы некачественных предметов».
Ведущий предлагает перечислить как можно больше вариантов использования в работе с детьми следующих материал: газеты, пластиковой бутылки.
6) Проигрывание ситуаций из жизни.
Участникам предлагается разыграть различные ситуации, характерные для детей, посещающих детский сад (сами участники могут предлагать ситуации) . Для этого можно разделиться на пары: ребенок – педагог. Каждая пара получает одну ситуацию и разыгрывает ее, показывая реакцию воспитателя. Еще один вариант, когда несколько педагогов разыгрывает одну ситуацию, добавляя свои интонации, свои эмоции и свою реакцию, и по очереди и каждый педагог уже несколько раз отыгрывает эту ситуацию с «разными детьми».
Для разыгрывания предлагаются следующие высказывания детей:
- «Я хочу к маме…» (плачет) (решение проблем адаптации),
- «А Маша меня обижает …» (выход из конфликтных ситуаций)
- «Не хочу заниматься…Я буду играть в конструктор …»(ходит по группе во время общего занятия)
- «Помогите мне переодеться на прогулку. Я ничего не умею…»
Обратная связь( важна для рефлексии): что понравилось/ не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, насколько было комфортно/некомфортно, какие впечатления.
5.Упражнение «Мои ресурсы…»
Каждый участник получает лист бумаги, где ему предлагается записать для себя свои ресурсные качества и способности – «что у меня есть, чтобы эффективно и успешно решать профессиональные ситуации».
6.Обратная связь по итогам проведения занятия.
Что понравилось/не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, что нового узнали.
Библиографический список
- Глухова С.Г., к.п.н., доцент кафедры управления образования. Инновационный процесс в образовательном учреждении. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.wiki.iteach.ru›…php/.
- Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.- М.: Эксмо, 2008.
- Маринская О. Использование методов РТВ и ТРИЗ в развитии коммуникативных навыков общения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.trepsy.net› Деловые игры.