В научных исследованиях, как отечественных так и зарубежных авторов, все большее значение приобретают вопросы затрагивающие процесс адаптации личности. Политические, экономические, социальные перемены, происходящие в современном динамическом обществе приводят к снижению уровня жизни, ухудшению здоровья людей. Особое значение дезадаптационные факторы приобретают в условиях миграции. Именно данная группа нуждается в психологической поддержке, так как процесс миграции сопровождается целым рядом переживаний, которые отражаются как на процессе социально-психологической адаптации личности так и на ее субъективном благополучии в целом.
В данной статье мы рассматриваем социокультурную адаптацию как одно из направлений работы с мигрантами в аспекте формирования субъективного благополучия личности и даем рекомендации по оптимизации социально-психологической и социокультурной адаптации мигрантов к новым условиям жизнедеятельности на принимающей их территории.
Предлагаемые рекомендации разработаны на основе проведенного автором эмпирического исследования о взаимосвязи субъективного благополучия и этнокультурной адаптации личности в условиях миграции [4]. Взаимосвязь различных типов процесса адаптации и некоторых параметров когнитивного и эмоционального компонента субъективного благополучия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь типов адаптации эмигрантов и удовлетворенности различными сторонами жизнедеятельности
Показатели |
Адаптивность |
Конформность |
Интерактивность |
Депрессивность |
Ностальгия |
Отчужденность |
Жилищные условия |
0,72** |
0,39 |
0,11 |
0,19 |
0,47* |
0,15 |
Бытовые условия в районе |
0,03 |
-0,13 |
-0,57** |
0,05 |
0,19 |
-0,35 |
Условия труда |
0,42* |
-0,07 |
-0,43 |
0,14 |
-0,20 |
-0,49* |
Деньги, доход |
0,35 |
-0,43* |
-0,20 |
-0,22 |
-0,20 |
-0,42* |
Возможности получения информации |
-0,11 |
-0,39 |
-0,49* |
0,30 |
-0,10 |
-0,43* |
Досуг, спорт, развлечения |
0,18 |
-0,50* |
-0,48* |
-0,26 |
-0,38 |
-0,60** |
Возможности общения с искусством |
0,50* |
-0,32 |
-0,31 |
-0,15 |
-0,29 |
-0,71** |
Работа |
0,52* |
0,09 |
0,00 |
0,17 |
-0,03 |
-0,09 |
Дети: их здоровье и благополучие |
0,03 |
-0,17 |
-0,31 |
0,02 |
-0,41* |
-0,37 |
Питание |
-0,15 |
-0,54* |
-0,33 |
0,08 |
-0,14 |
-0,31 |
Общение с друзьями |
-0,03 |
-0,26 |
-0,15 |
-0,19 |
-0,32 |
-0,58* |
Положение в обществе |
0,12 |
-0,33 |
-0,26 |
-0,24 |
-0,22 |
-0,62** |
Возможность выразить себя |
0,14 |
-0,40* |
-0,41* |
-0,29 |
-0,27 |
-0,77** |
Образование |
-0,20 |
0,22 |
0,64** |
0,01 |
-0,02 |
0,42* |
Взаимоотношения с коллегами |
-0,58* |
-0,21 |
0,04 |
0,08 |
-0,09 |
0,07 |
Взаимоотношения с администрацией |
-0,57* |
-0,30 |
0,10 |
-0,10 |
0,03 |
0,27 |
Содержание работы в целом. |
-0,68** |
-0,22 |
0,00 |
-0,05 |
-0,02 |
0,26 |
Условия проф. деятельности |
-0,30 |
0,15 |
0,46* |
0,13 |
0,11 |
0,54* |
Отношения с ребенком (детьми) |
-0,22 |
-0,30 |
-0,22 |
-0,33 |
-0,13 |
-0,50* |
Творческая самореализация |
0,54* |
0,19 |
0,13 |
0,14 |
-0,04 |
0,06 |
Настроения |
-0,21 |
0,20 |
0,30 |
0,21 |
0,27 |
0,52* |
Самое большое количество взаимосвязей – 40,7% от общего количества имеющихся взаимосвязей обнаружено между когнитивным и эмоциональным компонентом субъективного благополучия и отчужденным типом адаптации. Так, возникшее в процессе адаптации неприятие нового социума, низкая самооценка, несогласованость притязаний и реальных возможностей, озабоченность своей идентичностью и своим статусом, убежденность, что собственные усилия лишь в незначительной степени влияют на ситуацию могут быть спровоцированы такими компонентами удовлетворенности жизнью, как невозможность получить новую информацию, особенность проведения досуга, материальная обеспеченность, положение в обществе, возможность заниматься любимым делом и общаться с искусством, а также удовлетворенность работой и общением с друзьями и близкими.
29,6% от общего количества обнаруженных взаимосвязей приходится на адаптивный тип социокультурной адаптации. Личная удовлетворенность, положительное отношение к окружающим и принятие их, чувство социальной и физической защищенности, ощущение принадлежности к российскому обществу зависит от жилищных условий, удовлетворенности содержанием и условиями профессиональной деятельности, а также удовлетворенности возможностью общаться с искусством и творческой самореализации.
Способность и желание личности принять новую социокультурную среду берет на себя 18,5% обнаруженных взаимосвязей и оказывается чувствительна к удовлетворенности бытовыми условиями проживания, к удовлетворенности возможностью получать необходимую информацию и к удовлетворенности своим образованием, а также удовлетворенности условиями труда и проведением досуга.
7,5% обнаруженных корреляционных взаимосвязей имеется между конформным типом адаптации и удовлетворенностью проведением досуга и питания. Данный результат говорит в пользу того, что именно от удовлетворенности данными параметрами жизнедеятельности зависит стремление эмигранта при любых условиях поддерживать отношения с окружающими людьми.
Чувство бесприютности, разъединенности с традиционными ценностями и нормативами, а также ощущение невозможности обрести новые может возникнуть у российских эмигрантов из-за неудовлетворенности отношениями с детьми. Данная взаимосвязь, скорее всего, связана с более легким освоением норм и ценностей российской культуры и одновременно забыванием и неподдержанием старых традиций детьми эмигрантов, в ходе чего родители могут ощущать свою отчужденность.
Взаимосвязей между депрессивным типом адаптации и удовлетворенностью различными (рассматриваемыми нами) параметрами удовлетворенности жизни в нашем исследовании не обнаружено.
Далее рассмотрим взаимосвязь эмоционального компонента субъективного благополучия и типа социокультурной адаптации. Всего в результате исследования нами было обнаружены две взаимосвязи. Первая – между типом социокультурной адаптации «отчужденность» и изменением настроения (r=0,50***). Вторая – между типом «интерактивность» и значимостью социального окружения (r=0,50***). Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональный и когнитивный компонент субъективного благополучия находятся во взаимосвязи с процессом социокультурной адаптации.
Таким образом, результаты эмпирического исследования показали значимость этнокультурной адаптации для субъективного благополучия личности и позволяют нам дать следующие рекомендации.
1. Формирование положительного отношения к принимающей стороне и ее гражданам. Изучение истории принимающей страны, знакомство с культурным достоянием и биографиями выдающихся персон, которые внести огромный вклад не только в развитие России, но и всего мира.
2. Формирование ощущения принадлежности к принимаемому обществу. Приобщение мигрантов к культурным и духовным ценностям принимающего общества.
3. Работа с идентичностью и социальным статусом. Психологическая работа должна быть направлена на поиск идентификационных структур, которые помогут личности, находящейся в условиях миграции, осознать границы своей идентичности. В рамках данной рекомендации так же необходимо выявление индивидуальности и развитие личностной уникальности с учетом природного своеобразия, а так же нравственных и духовных ценностей общества. При формировании индивидуальной концепции личностной и социальной идентичности необходимо уделять внимание и преодолению изоляционистских тенденций в идентификационных характеристиках личности.
4. Работа с ценностными ориентациями. Психологическая работа с мигрантами в условиях иной социокульт0,64
урной среды должна быть направлена на осознание значимых ценностей как своей культуры, так и ценностей принимающей среды.
5. Работа с самооценкой и уровнем притязаний. Развитие навыков адекватной самооценки и критического отношения к себе. Развитие умения оценивать действия других с учетом сложившихся обстоятельств и интерпретации событий с различных точек зрения.
Реализация предложенных нами рекомендаций способствует лучшей психологической, социальной и этнокультурной адаптации личности в условиях миграции, развитию у них более позитивного отношения к покинутой и принимающей стране и как следствие формированию субъективного благополучия личности.
Библиографический список
- Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л.В.Янковского) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. ‒ СПб., 2004. ‒ С. 206 ‒ 211.
- Вассерман, Л. И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозрение Института психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. ‒ 1995. №2. ‒ С.73 ‒ 79.
- Соколова, М. В. Шкала субъективного благополучия. 2‒е изд. – Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996.
- Усова Н. В. Взаимосвязь типа социокультурной адаптации и удовлетворенности жизнью эмигрантов в России [текст]/ Н. В. Усова // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – С.89-94.
Количество просмотров публикации: Please wait