УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ У ЖЕНЩИН ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Казачихина Мария Викторовна
Уральский государственный педагогический университет
старший преподаватель кафедры социальной педагогики

Аннотация
Данная статья посвящена описанию результатов эмпирического исследования процесса внимания у группы женщин до, во время и после беременности. Проведенное исследование позволило опровергнуть принятый априори тезис о снижении когнитивных функции, в том числе внимания, у женщин во время беременности. данная проблематика носит теоретическое и прикладное значение.

Ключевые слова: внимание, гестационный период, когнитивные процессы, концентрация, устойчивость


THE RESEARCH FOCUS IN WOMEN DURING PREGNANCY

Kazachihina Maria Victorovna
Ural State Pedagogical University
Senior Lecturer, Department of Social Pedagogy

Abstract
This article describes the results of an empirical study of the process of attention from a group of women before, during and after pregnancy. The study allowed to refute the thesis of the decline of cognitive function, including attention, in women during pregnancy. this is problematic theoretical and practical importance.

Keywords: attention, cognitive processes, concentration, gestational period, stability


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Казачихина М.В. Исследование внимания у женщин во время беременности // Психология, социология и педагогика. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/10/2540 (дата обращения: 28.10.2023).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ-Урал № 12-16-66032 «Изучение и коррекция психических процесса (внимания, памяти, мышления) во время беременности»

 

Жизненное предназначение женщины всегда было предметом особого внимания врачей, философов, психологов, педагогов. Это особое внимание связано, прежде всего, с ее особой ролью в процессах развития общества, сохранения семьи и воспроизводства поколений. По большому счету реализация функции материнства является центральной задачей всего онтогенеза женщины [1].

Одной из важнейших стадий в становлении материнства является период беременности. Междисциплинарный характер изучения беременности позволяет рассматривать ее в онтогенезе женщины и как специфическое состояние, и как ситуацию, и как многоуровневый, многомерный процесс, затрагивающий анатомо-физиологический, психологический и социальный статус женщины. Это позволяет рассматривать беременность с разных позиций.

С медицинской позиции беременность – это естественный физиологический процесс развития в организме женщины оплодотворенной яйцеклетки, в результате которо8го формируется и развивается новый человек, способный существовать вне материнского организма [2].

С психофизиологической точки зрения, беременность рассматривается как физиологический процесс, вызванный оплодотворением и ведущий к изменениям в организме и психике женщины, направленным на развитие и появление на свет нового человека [3].

Исследование беременности с психологических позиций имеет несколько аспектов. В некоторых случаях речь идет о синдроме беременности, как новом психогенном состоянии, ограниченным определенным периодом времени, начинающимся не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения. Кроме того, беременность рассматривается как субъективная реальность и феномен культуры, как особая ситуация, затрагивающая все жизненные основания женщины, обусловливающая глубокие изменения самосознания, отношение к себе, другим, миру [4].

Обобщение многочисленных точек зрения по определению психологической трактовки периода беременности позволило сделать вывод о том, что этот онтогенетический этап, пользуясь терминологией Р. Раппорта, «нормальным» или «нормативным» кризисом, требующим мобилизации адаптационных механизмов личности беременной женщины и социума [1].

С социальной точки зрения, беременность является периодом временной нетрудоспособности, сопровождается определенными льготами (декретный отпуск) и соответствующими выплатами. Экономическая ситуация на сегодняшний день такова, что женщины даже забеременев и вынашивая ребенка не отказываются от трудовой (учебной) деятельности. Однако в научно-исследовательских трудах социологов, демографов, врачей, психологов присутствует мнение о том, что во время беременности левополушарные психические процессы «затухают» – т.е., происходит «оглупление» женщины [5]. На сегодняшний день нет исследований, подтверждающих эту точку зрения.

Несмотря на очевидную актуальность, эта тема нашла отражение лишь в некоторых зарубежных работах, посвященных изучению влияния гормонов беременности на мозг самок млекопитающих (в том числе и на когнитивные процессы в разные периоды гестации) (К. Кинсли, К. Ламберт, 2006-2008). Проводя эксперименты на приматах и крысах, исследовательская группа К. Кинсли установила, что самки, выкармливающие детенышей, менее тревожны, действуют быстрее и смелее как в ситуациях выбора направления движения (лабиринт), так и при выборе объекта (задачи связаны с пищевым подкреплением), менее подвержены чувству страха, т.к. остаются на открытом пространстве намного дольше, чем нерожавшие самки. Ученые считают возможным перенести результаты и на представителей вида Homo Sapiens из семейства гоминид и утверждают, что если в период беременности эффективность работы мозга и снижается (связано это может быть как с физиологическими изменениями организма женщины в этот период, так и более критичному отношению к своему психофизиологическому самочувствию), то после родов она возвращается к прежнему уровню, а иногда и повышается.

В данной статье (второй из цикла статей, посвященных исследованию когнитивных функций у женщин во время беременности) будет рассмотрено изменение внимания как когнитивного процесса во время беременности.

Исследование проводилось в несколько этапов: 1 этап – до беременности; 2 этап – в первый триместр беременности (11-12 недель), 3 этап – во 2 триместр (23-24 недели); 3 этап – в третий триместр (37-38недель); 4 этап – через 6-9 месяцев после рождения ребенка.

В первом этапе исследования приняли участие 200 женщин, проходивших курсы подготовки к беременности в школах будущих родителей по Свердловской области. Все женщины имеют высшее образование, на момент прохождения курсов работали не менее полугода на одном месте. На каждую из респонденток составляется индивидуальный профиль для мониторинга всех изменений. Учитывая то, что беременность каждой женщины – дело индивидуальное, то экспериментаторы работают с каждой из них по мере достижения определенного срока гестации; их результаты будут анализироваться позже в общей сводной таблице по окончании эксперимента.

В статье представлены усредненные результаты по группе, чтобы отразить наличие или отсутствие изменений в когнитивных процессах у женщин до беременности и в первый-второй-третий триместры и через полгода после рождения ребенка. В исследовании принимали участие 30 женщин, срок беременности которых совпадал со сроками проведения исследования.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят: концентрированность, интенсивность, устойчивость, объем, переключение.

В данном исследовании рассматривались концентрация и устойчивость внимания женщин. Для исследования внимания использовались психодиагностические методики «Корректурная проба» и «Отсчитывание».

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: для взрослых – буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и для детей – с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны) или знакомыми и понятными детям изображениями. Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Проверка выполнения производится по заранее тщательно подготовленному образцу путем сопоставления. Отмечается количество ошибок и темп выполнения задания. Существенное значение имеет распределение ошибок в течение опыта – равномерно ли они встречаются во всей таблице, или наблюдаются преимущественно в конце исследования в связи с истощаемостью. Учитывается характер ошибок – пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв [6].

В ходе эксперимента обследуемым предъявлялся бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определен­ную букву, которая стоит первой. Работа проводилась на время с требованием максимальной точности; время работы – 5 минут. Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация – по количеству сделанных ошибок. Норма объема внимания – 850 знаков и выше (максим. возможное количество – 1250), концентрация – 5 ошибок и менее.

Таблица

Возраст респондентов

Количество знаков

Количество ошибок

До беременности

18-25

1096

3

26-30

1130

1

31-35

1192

2

I триместр

18-25

1092

3

26-30

1158

2

31-35

1202

2

II триместр

18-25

1041

3

26-30

1090

2

31-35

1196

1

III триместр

18-25

924

1

26-30

1006

1

31-35

1028

-

через 6 месяцев после рождения ребенка

18-25

1167

1

26-30

1214

1

31-35

1201

1

В таблице представлены усредненные показатели количества правильно зачеркнутых знаков и ошибок по группе: видно, что показатели концентрации внимания до беременности, в конце первого и второго триместров изменяются незначительно, также как и количество ошибок; в то время как к концу третьего триместра показатели концентрации резко снижаются – больше чем на сто знаков в каждой группе по сравнению с предыдущим периодом (анализ индивидуальных профилей подтверждает групповые показатели). Интересным является тот факт, что снижается и количество сделанных ошибок, в группе 31-35 лет они вообще отсутствуют. Через полугодовой интервал после рождения ребенка показатели концентрации внимания не только возрастают, но и превосходят даже дородовый уровень при сохранении минимального количества ошибок.

У всех людей даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности – колебания внимания в течение дня. Однако работодатели настаивают именно на неустойчивости внимания беременных работниц. При проведении методики «Отсчитывание» (по Блейхеру) испытуемым предлагалось отсчитывать от 100 одно и то же число – 7; считать он должны были про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между называнием испытуемым чисел экспериментатор фиксировал длительность пауз секундомером. Следует отметить, что 100% испытуемых на всех этапах эксперименты не допустили ни одной ошибки; при этом с приближением срока родов (в конце третьего триместра) увеличилась продолжительность пауз между называемыми числами – до 20 секунд, что говорит о снижении устойчивости внимания.

Таким образом, анализируя результаты исследования внимания у женщин до, во время и после беременности, можно сказать, что концентрация внимания снижается в конце третьего триместра и сопровождается минимальным количеством ошибок; это сопровождается снижением устойчивости внимания в этот же период. После рождения ребенка показатели концентрации внимания восстанавливаются и даже превосходят показатели до беременности. Данные результаты, возможно, объясняются тем, что в конце третьего триместра все внимание, активность женщины направлены на ребенка, на отслеживание предвестников родового процесса и пр. В свою очередь увеличение показателей через шесть месяцев после рождения ребенка также обусловлено социальной ситуацией молодой мамы, ей приходится одновременно заниматься многими вещами (если женщина к этому времени приступила к выполнению профессиональных обязанностей), совмещать различные виды деятельности в рамках ухода за ребенком (если женщина находится в декретном отпуске).


Библиографический список
  1. Нечаева М.А. Психологические факторы онтогенеза материнской сферы, внутренней картины беременности и перинатального развития.: учеб. пособие / М.А. Нечаева, Л.Ф. Рыбалова, А.В. Штрахова. Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 2005
  2. Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. М.: Астрель, 2002
  3. Боровикова Н.В. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей // сб. материалов конф. – СПб.: Академия медико-социального управления, 1998
  4. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. – 2001. – № 1
  5. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во инс-та психотерапии, 2002
  6. Сидоров К.Р. Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона // Вестник Удмуртского университета. – 2012. – Вып. 4. –С. 50-57 // http://vestnik.udsu.ru/2012/2012-034/vuu_12_034_09.pdf]


Все статьи автора «Казачихина Мария Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: