В Проекте федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, указывается на необходимость развития «у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, как качеств личности, которые позволяют эффективно функционировать в условиях современного мира. Понятие активности подразумевает, прежде всего, самостоятельность действий и намерений. Всеобъемлющее раскрытие, а затем и развитие творческих способностей требует сочетания множества соответствующих условий и факторов, главным из которых является присутствие творческой доминантно-активизирующей цели, которая реализуется при наличии необходимых качеств: познания, владения интеллектуальными, творческими навыками и умениями. Следующим необходимым условием для развития творческой активности является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует. Понятие синтеза искусств означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне. Общество требует уровня невиданного ранее синтеза и сплава нескольких, ещё недавно противоположных, знаний и умений. Творец новой формации обязан не только уметь тонко чувствовать прекрасное и одухотворяющее начало в жизни, но так же рационально и расчётливо доносить найденное до зрителей. Наиболее ярким представителем такого синтеза следует считать компьютерную графику. Цифровая графика это вид нового, небывалого ранее, искусства совмещающего в себе требования по владению изобразительным искусством со знанием математики и программирования. В практике педагогики сложилось явное противоречие между накопленным теоретическим и практическим опытом развития познавательной и творческой активности и недостаточности исследований с позиции применения современных компьютерных средств. Неизбежность отставания педагогических технологий от технического прогресса, объективный процесс имевший место во все времена развития общества. Повсеместное освоение современных компьютерных графических технологий в настоящий момент практически невозможно, ввиду отсутствия профессионально подготовленных педагогических кадров. Графические программы отличаются сложностью и большим объёмом информации необходимой для их изучения. Вместе с тем настоятельно востребованы теоретические знания основ рисунка, живописи, композиции, цветоведения, истории искусств. Необходимы практические навыки и умения работы с карандашом, красками, фото и видеотехникой. Но именно эта двойственность знаний привлекает подростков к овладению графическими компьютерными технологиями. Большинство учеников не имеющие опыта в изобразительных искусствах, компенсируют это совершенствованием в графических программах. Действительно, такие программы как 3D MAX, Photoshop, CorelDraw, до некоторой степени способны нивелировать пробелы в изобразительном умении авторов. Отсутствие знаний на пути дальнейшего совершенствования своих цифровых работ, неизбежно вызывает потребность к освоению недостающих знаний. Примечательно, что возникнувшая познавательная активность не исчезает совсем. Изобразительное искусство, как известно, не имеет чётких критериев законченности или достаточности. «Я знаю, совершенству нет предела, есть вечное стремление к нему» Гёте. Помимо привычки к постоянному овладению знаниями и опытом в изобразительном искусстве, подросток начинает применять этот опыт восполнения информации в других дисциплинах и знаниях. Например; кинематографии, анимации, звукозаписи, анатомии, архитектуре, литературе, политике и психологии. Ученики на практике познают верность утверждения «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Коменский. Коллективное взаимодействие в обучении и самообучение позволяет осознать в какой степени настойчивость и упорство в приобретении новых знаний способствуют успеху. Лучшие результаты имеют те ученики, что проявляют максимальную увлечённость предметом, которые больше времени уделяют подготовке на компьютере. В некотором смысле, изучение компьютерных графических программ подобно игре, - стратегии. Так же как и в игре есть полная уверенность в достижении искомого результата, имеются необходимые подсказки и напоминания, разбросанные в разных местах. Создание графического изображения или анимации, требует более широкого поиска необходимой информации по всевозможным источникам, включая интернет. В реальной работе над видео фильмом или дизайн проектом, как в хорошей компьютерной игре, возможно коллективное содружество. В отличие от игры, где конечный успех выражается в переходе на новый уровень, уроки компьютерной графики приносят реальные результаты в виде анимации или редактированного фотоизображения которыми можно поделиться в интернете или подарить друзьям. Дети, имеющие склонность к увлечению компьютерными играми, переносят прежние азарт и увлеченность на занятия компьютерной графикой. Важнейшее значение для них имеет конечная цель изучения компьютерной графики. «Дело тем верней свершишь, чем важней его считаешь.» Плавт Тит Макций.
Общественно значимая цель, как и высоко оцениваемое в среде подростков умение работы с компьютерными программами, все эти мотивирующие факторы способствуют активизации творческой и познавательной деятельности. Если прежняя парадигма образования во главу угла ставила обучение, провозглашая знания, умение и воспитание, то новая парадигма подразумевает развитие творческих начал и культуры личности. Меморандум Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование» (1994 г.) в качестве основных задач определяет:
- гуманизировать отношения человека с природой через освоение научной картины мира;
- научить человека жить в потоке информации, создать предпосылки и условия для его непрерывного саморазвития;
- создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.
Педагогика, как наука, только приступает к выполнению вышеперечисленных задач используя новые средства предоставляемые техническим прогрессом. Практика применения изучения программ компьютерной графики один из возможных вариантов обучения человека умению жить в непрерывно увеличивающемся потоке информации. “Нужно что-то делать, прежде чем чему-то научиться, а уже затем станет ясно, как это делается”. Платон
Библиографический список
- Современные педагогические технологии как объективная потребность М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005.
- Кабкова Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства. Диссертация
- Федоряк Л.М. Качество жизни субъектов образования и педагогическое мастерство: акмеологический подход: монография. Тюмень, 2008.