УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ)

Хоряк Татьяна Анатольевна1, Шанданова Олеся Васильевна1, Хоряк Александр Сергеевич1
1ГОУ СПО ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж"

Аннотация
Имеет место множество преимуществ урока с использованием ИКТ по сравнению с обычным уроком, например, рост объема выполненных на уроке заданий; повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, включения игрового момента, объективность и своевременность результатов теста.

Ключевые слова: ИКТ, информационно-коммуникационные технологии, профессиональные компетенции выпускников


FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF GRADUATES THROUGH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT)

Horyak Tatyana Anatolyevna1, Shandalova Olesya Vasilievna1, Horyak Alexander Sergeevich1
1GOU SPO Yamal"Yamal multidisciplinary College"

Abstract
There are a multitude of advantages lesson using ICT in comparison with usual lesson, for example, growth of the volume of the performed lesson jobs; improvement of cognitive activity and motivation of learning due to the diversity of forms of work, the inclusion of the play, objectivity, and timeliness of the results of the test.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хоряк Т.А., Шанданова О.В., Хоряк А.С. Формирование профессиональных компетенций выпускников через использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) // Психология, социология и педагогика. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/11/2618 (дата обращения: 27.10.2023).

Цели и основные задачи:

- создать и развить информационное пространство в целях наиболее широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной подготовке обучающихся;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс и пути его совершенствования в педагогической работе с обучающимися и педагогическими работниками колледжа;

- повышение качества обучения и социальной адаптации в условиях современного производства. 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)

Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств,  интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни.

Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а так же делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. 

Мотивация - важнейший компонент регуляции любой деятельности человека.

Ее изучением занимались различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные  периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности, для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения ИКТ являются одними из средств развития мотивации.

ИКТ затрагивают все сферы жизнедеятельности, но наиболее сильной воздействие оказывает на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству 21 век:

- необходимость перехода общества к новой стратегии на основе знаний и высокоэффективных информационно-коммуникационных технологий;

- фундаментальную зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;

- возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;

- теснейшую связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.

В целях  комплексного решения ряда проблем, связанных с качеством обеспечения внедрения образовательных технологий необходимо следующее:

развитие нормативной базы;

-  создание нового организационно-методического и научно-методического обеспечения в области образовательной технологии (ИКТ);

- укрепление материально-технической базы учебными и техническими средствами обучения;

- создание системы подготовки и переподготовки педагогических и руководящих кадров в реализации образовательной технологии (ИКТ).

Стремительное развитие ИКТ и появление все новых возможностей их использования в образовании заставляет искать адекватные подходы к организации процесса повышения квалификации педагогических работников в сфере ИКТ.

В целях решения данной проблемы поставлены цели и определены основные задачи для решения обозначенной проблемы, которые увязаны со следующим:

- формированием и развитием информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров;

- формированием у участников образовательного процесса навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач.

Основные направления деятельности направлены на решение поставленных задач, а именно:

- повышение квалификации и методической поддержки педагогических и руководящих работников училища в области использования ИКТ;

- организацию образовательного процесса с использованием ИКТ (проведение учебных занятий с использованием ИКТ, написание проектов, презентаций, сайтов и программ для компьютерной поддержки уроков);

- создание банка данных образовательных ресурсов;

- обслуживание,  ремонт, усовершенствование технических средств.

Программой развития образовательного учреждения  предусмотрены этапы работы, мероприятия  и предполагаемый результат, направленный на  достижение результативных показателей качества обучения учащихся на основе применения ИКТ, а именно:

- повышение уровня информационной культуры обучаемых;

- приобретение опыта осваивания программных средств;

- повышение мотивации и  дальнейшего самообразования в области  использования компьютерных технологий;

- повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся колледжа.

Реализация программы создаст в колледже систему образования:

- обеспечивающую движение к информационному обществу;

- внедрение ИКТ  в профессиональное образование выпускников колледжа;

- технически обеспечит новые методы обучения;

- позволит повысить квалификацию и подготовку педагогических и руководящих работников;

- обеспечит, контроль обучаемых и повышение эффективности обучения.

Создание, развитие и применение ИКТ в профессиональном образовании, определяется рядом положительных факторов:

Во-первых, внедрение ИКТ в профессиональную подготовку обучаемых существенным образом ускоряет развитие профессиональных компетенций и накопленного педагогического и технологического опыта.

На сегодняшний день в теоретическом и практическом обучении при проведении учебных занятий активно используются образовательные технологии (ИКТ) в реализации основных профессиональных образовательных программ:

- «Оператор электронно-вычислительных машин»;

- «Делопроизводитель»;

-«Мастер по обработке цифровой информации»;

- «Оператор связи»;

-«Судоводитель-помощник механика маломерного судна»;

- «Автомеханик» -

Во-вторых, внедрение технологий (ИКТ), повышает качество обучения, развивает профессиональные компетенции, позволяет выпускникам успешно адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменения. Это дает возможность успешно пребывать  в новых социально-экономических условиях  и  условиях современного производства.

В-третьих, активное и эффективное внедрение образовательных технологий  (ИКТ) в профессиональной подготовке выпускников является важным фактором в процессе реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Положительным примером является наибольший процент сохранности контингента на выпуске и продолжение обучения в ВУЗ и ССУЗ по профилю получаемой профессии, составило 58,7%, а по профессиям:

- «Оператор электронно-вычислительных машин» 69.2%;

- «Делопроизводитель» 52.1%;

- «Оператор связи» 54.5%%;

- «Автомеханик» 52.5%.

Материально-техническая база для внедрения и применения ИКТ в образовательном процессе укомплектована в соответствии с предъявляемыми требованиями к реализации основных профессиональных образовательных программ.

Развитие и совершенствование материальной базы колледжа происходит постоянно:

- организация постоянного доступа в Интернет;

- обновление компьютерного парка колледжа;

- имеется аппаратно-программный комплекс для сдачи экзамена в ГИБДД по профессии «Автомеханик»;

- обновляется библиотечный фонд учебной, справочной и методической литературой.

Условия осуществления образовательного процесса в части обеспечения учебно-материальной базы, библиотечно-информационными ресурсами в целом, соответствуют установленным требованиям.

Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и учащегося. В качестве положительного примера можно привести использование презентаций при защите письменных экзаменационных работ в ходе Государственной (итоговой) аттестации выпускников училища по профессиям: «Оператор электронно-вычислительных машин»; «Делопроизводитель»; «Оператор связи».

Особенностью такого взаимодействия является творческая деятельность педагогов и обучающихся как в процессе обучения, так и в процессе воспитания.

Примером может служить проведение предметных декад, недель, выставок, конкурсов профессионального мастерства, видео – презентаций, участие в видеоконференциях, связь с другими образовательными учреждениями, во время проведения  мастер – класса на «Ярмарки учебных и временных рабочих мест»

Вместе с этим,     ИКТ в обучении и воспитании обучаемых направлены главным образом на достижение поставленных целей:

- организацию образовательного процесса с использованием ИКТ;

- внедрение образовательных технологий в управленческую деятельность;

- формирование банка данных образовательных ресурсов;

- организацию досуга обучающихся;

- создание единой локальной сети;

- организацию постоянного доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий для обучающихся, педагогических и руководящих работников колледжа.

Мультимедийные презентации прочно вошли в повседневную жизнь (Педагогические советы, семинары-совещания, участие в конкурсах и выставках).   Презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации, усиливает воздействие выступления.

Педагогическая практика накопила опыт по передаче знаний обучающимся, созданию технологического образования учащихся по построению собственно созданной модели обучения.  Схема активного использования  ИКТ в процессе проведения учебных занятий и мероприятий воспитательного характера в рамках проведения декад и предметных недель  вызывает интерес к обучению и развивает индивидуальные способности обучаемых. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации.

Современные ИКТ реализуют важнейшие дидактические принципы: принцип – наглядности; принцип – доступности и посильности  образования; принцип – индивидуализации обучения; принцип – сознательности и активности

Кроме того, ИКТ позволяют делать обучение творческим, проблемным, ориентированным на исследовательскую деятельность как в индивидуальном, так и групповом режиме, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения и дает возможность общаться со сверстниками.

Проектная деятельность на учебных занятиях имеет положительные тенденции и результаты совместной деятельности, к которым можно отнести следующее:

- создание устойчивой положительной мотивации к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;

-   формирование чувства ответственности за выполненную работу;

-   создание условий для отношений сотрудничества между учащимися;

- формирование навыков применения программного обеспечения в разных прикладных областях;

- способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;

-  позволяет создать реальный продукт.

Преподаватели отмечают, что применение ИКТ и методов проектов позволяют активизировать работу обучающихся на уроке и повысить познавательный интерес через разнообразные формы работы при организации деятельности с использованием средств ИКТ:

- индивидуальная работа с обучающей системой;

- создание и использование на уроках презентаций;

- моделирование: использование готовых моделей и разработка новых;

- автоматические системы тестирования;

- проектный метод работы;

- игровые формы, конкурсы, викторины, участие в дистанционных конкурсах;

- использование инструментальных учебных программ; использование Web – технологий;

- создание с помощью Microsoft Office  и использование средств организации деятельности.

Необходимо отметить и тот факт, что когда обучающиеся видят, что преподаватель готовит к уроку презентации, они проявляют интерес и постепенно начинают ему помогать в их создании.

Для всех очевидно, что современный мультимедийный компьютер – надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создает преподавателю славу человека передового и прогрессивного, а процесс обучения делает качественным и интересным.

Следует отметить, что важным условием является профессиональная подготовка  педагогических работников в умении активно применять ИКТ в образовательном процессе, осуществлять эксплуатацию новой технологической системы и средств обучения. Каждый участник обучения, должен обладать необходимой информационной грамотностью и пониманием используемой образовательной технологии.

Положительную роль в развитии ИКТ в профессиональной подготовке выпускников следует отметить, в первую очередь:  это – процесс внедрения ИКТ в систему образования, трансформирование педагогической деятельности, переход к личностно-ориентированному обучению, обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ, формирование нового типа мышления, обеспечение компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей, положительный опыт создания творческих и реферативных работ выпускниками, эффективность их применения в учебном процессе, повышение качества обучения и развитие познавательного интереса и  профессиональных компетенций

Педагогические наблюдения, учебная работа,  анализ текущего контроля, промежуточных результатов и итоговой аттестации выпускников с использованием ИКТ, показали, что целенаправленно применяемые образовательные технологии способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей выпускников, позволяют повысить уровень системности профессиональных знаний  обучающихся и при этом существенно повышают уровень индивидуализации обучения.

Таким образом, обращаю внимание на результаты качества обучающихся с применением ИКТ в образовательно-воспитательном процессе:

Сравнительный анализ качества успеваемости, в целом по училищу составил  (48.9%), это ниже чем в учебных группах по профессиям,  в следующей последовательности:

- «Оператор электронно-вычислительных машин» 51.5%;

- «Делопроизводитель» 53.9%;

- «Оператор связи» 77.1%

В заключение хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие профессиональных компетенций выпускников колледжа, однако их нельзя применять слепо. Процесс построения и учебного и методического сопровождения с использованием ИКТ и их разработка должны быть продуманы и методически  научно обоснованы результатами.

Новые направления повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция  ИКТ и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать следующее:

усилить методические функции в обеспечении внедрения образовательной технологии  (ИКТ);

внедрять наиболее активно прогрессивные педагогические образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) в профессиональной подготовке обучающихся;

создание условий для стимулирования развития Интернет-услуг, связанных с применение ИКТ;

- участвовать в телекоммуникационных проектах;

- совершенствовать работу с управленческими базами данных;

Важнейшими проблемами остаются:

  1. Недостаточная разработанность методик по использованию ИКТ в конкретных учебных областях. Отсутствие инновационного взаимодействия педагогических и информационных технологий.
  2. Недостаточная разработанность использования ИКТ во внеклассной работе и дистанционном образовании.
  3. Наличие достаточно устойчивого мнения о негативных последствиях влияния ИКТ на здоровье и культурное развитие учащихся.

Библиографический список
  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения- М; Институт развития профессионального образования, 1995.
  2. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения,-  М; 1989;
  3. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся профтехучилищ,- М; Высшая школа, 1991;
  4. Л.Н.Тукмачева, Организация производственного обучения в профессиональном училище, – М Издательство центр АПО, 2000;
  5. Е.В.Лопанова, Компетентностный подход в обучении: технологии реализации, Омск; 2007;
  6. Работа по применению информационно-коммуникационным технологиям в образовании, М; – Информационное общество, 2008;
  7. Работа по использованию информационно-коммуникационных технологий как средства развития мотивации учебной деятельности подростков, – М; Психологический институт РАО, 2008


Все статьи автора «olesa»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: