Ранняя психическая депривация, неблагоприятные условия пребывания ребенка в дезинтегрированной семье, наследственная отягощенность – всё это в пересечении является теми условиями, которые влияют на становление личности детей-сирот. Вопреки существующей вариативности индивидуального психического формирования человека, исследования выявляют некоторые исключительные особенности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих либо в сиротских учреждениях, либо в подвальных помещениях и заброшенных зданиях. К коллекции наиболее явных особенностей развития воспитанников детских домов исследователи причисляют проблему социализации. Истоки появления этих особенностей, они находят в «несоответствии требований к ребенку в ходе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям». Под проблемой социализации А. П. Симонов подразумевает «комплекс затруднений ребенка при опробировании той или иной социальной роли». Родившись, младенец сразу оказывается в мире социальных межличностных отношений, в котором каждый имеет много ролей: семьянина, друга, соседа, политика, горожанина, жителя деревни и т. д. Осиливая эти роли, индивидуум социализируется, становится личностью. Социальная среда развития ребенка в учреждении для детей-сирот или интернате при отсутствии позитивных для него контактов (семья, друзья, соседи и т. п.) влечет тот факт, что образ роли утверждается на основе разнонаправленной информации, впитываемой ребенком-сиротой из различных источников. По этим причинам зачастую формируются ошибочные стереотипы социальных ролей. Формируется искаженное толкование своей роли в социуме как сироты. И эту роль с ее восприятием человек несет через всю свою жизнь. Ввиду трудностей социализации не двигается и решение задач адаптации, автономизации и активизации личности. Реализация притязаний на признание реализуется зачастую через физическое превосходство среди сверстников, а порой и посредством асоциальных поведенческих форм.
Социальная среда человека непосредственно связана с правами и обязанностями, с законами общества. Воспитанники детских домов, как обособленная общность, живут по нравственному устою группы, вопреки законам, полагаясь на групповую совесть, поруку и пр. Социальная ситуация взросления в условиях детского дома без родительской опеки, условия жизни (пребывание каждого ребенка круглые сутки среди детей и взрослых, скученность, отсутствие минимально необходимых для уединения пространств в помещениях; отсутствие частных вещей и своего места), нарушения в сфере коммуникаций ребенка мощно воздействуют на формирование его личности, сбивают его понимание себя, отношение к самому себе, являются преградой для осознания себя как личности [2]. Выпускники, выходя из стен детского дома, чувствуют себя освобожденными, самоуверенными, самостоятельными и взрослыми людьми, но столкнувшись с реалиями жизни, далеко не многие могут самостоятельно социализироваться. Приходит переоценка ценностей, необходимы ответы на возникающие социальные вопросы. Некоторые из выпускников обращаются назад в детский дом за получением помощи и внимания. Наибольшие затруднения и отклонения от нормального курса произрастания личности воспитанников детдомов и интернатов выявляются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере. Эти отклонения иллюстрируются повышенной тревожностью, эмоциональной напряженностью, психическим утомлением, эмоциональными стрессами, повышенной чувствительностью к различного рода препятствиям, неготовностью преодолевать трудности, конформизмом, снижением потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивностью, недоверчивостью, вспыльчивостью, несдержанностью, чрезмерной импульсивностью в активности, эмоциональной холодностью, уходом в себя, нарастанием пассивности, депрессией, неуверенностью в себе, снижением самоорганизованности, целеустремленности, недостаточным развитием самостоятельности, неадекватной самооценкой. Джерсилд выражает идею, что выросшие без семьи дети не имеют способности к полноценным эмоциональным переживаниям; навык ребенка любить окружающих, говорит он, тесно связан с тем, сколько любви окружало его в детстве, и в какой форме она проявлялась [3].
Оперевшись на исследования некоторых российских авторов, приоритетно гуманистического направления (И. В. Дубровина, Г. В. Грибанова, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых А. Г. Рузская, и др.), также можно вычленить ранние сбои эмоционального развития, связанные с дефицитом социального и эмоционального опыта, источником которого является мать, её присутствие и воздействие порождают возникновение и развитие чувства безопасности и стабильности у ребёнка. Базовые эмоционально-личностные деформации присущи детям-сиротам, как последствие эмоциональной депривации, неудовлетворённой нужды в эмоционально тёплом контакте. Нарушение схемы эмоциональной вовлеченности во взаимоотношения с окружающими меняет развитие всех сфер психики ребенка. Рассмотрим более подробно отличительные черты общения воспитанников детского дома как с ровесниками, так и с взрослыми. В детском доме минимизация общения ребенка с взрослым влечет гипертрофию, сверхценность этой необходимости, к практически полной зависимости эмоционального состояния ребенка от отношения к нему взрослого. На фоне острой нужды в общении с взрослым, а также высоким уровнем зависимости от взрослого более явно проявляется жесткое поведение в отношении воспитанников детского дома к взрослым. Это ярко иллюстрируют результаты теста Розенцвейга. Наличие агрессивных реакций по отношению к взрослому есть ни что иное как необходимость этого общения в сочетании с неумением принять ответственность за разрешение конфликта, по сути, мы видим потребительское отношение к взрослому, позицию ожидать или даже потребовать решения своих трудностей от окружающих. Агрессивность, грубость ответов, адресованная взрослым воспитанниками детского дома (по итогам теста Розенцвейга), не соответствует принятой в нашем понимании культуры норме взаимоотношений ребенка и взрослого и характеризует отсутствие у этих детей сформированной соответствующей дистанции в коммуникации со взрослыми.
Трудности существенно чаще возникают у воспитанников детского дома в конфликтных ситуациях с взрослыми и со сверстниками, чем у детей, воспитывающихся внутри семьи. Вследствие неуверенности в себе, проявляется явная защитная реакция: агрессивность, стремление винить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и отсутствие способностей к продуктивному, конструктивному решению конфликта. Для понимания причин возникновения указанных отличий поведения у воспитанников детского дома недостаточно уточнения лишь узости, ограниченности их коммуникаций с взрослыми, с одной стороны, и высокой интенсивности контактов со сверстниками как простых количественных характеристик с другой. Взрослыми в учреждении или в школе являются педагоги, или люди, кто якобы хочет поддержать ребенка в трудной ситуации, так называемые «единомышленники». Но общение с педагогами часто носит характер поучительности и навязывания, не воспринимается адекватно со стороны детей, а «единомышленники» являются авторитетами и близкими по духу личностями. Такие приятели чаще всего способствуют приобретению негативного опыта общения с взрослыми и прививают отрицательный стиль поведения. Отсутствие положительного примера лишает детей-сирот возможности успешно существовать самостоятельно. Особенно важно, что в детском доме ребенок постоянно контактирует с одной и той же, очень узкой группой сверстников, в некоторых учреждениях они именуются «семьей», что подменяет реалистичное понимание данного термина. Воспитанник вынужден относиться к какой-либо группе («семье») детей, но по собственному желанию не может сменить ее на другую. Причастность к определенной группе сверстников при этом оказывается в определенной степени безусловной. Это влечет то, что отношения между сверстниками складываются не как дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такое общение со сверстниками в детском доме можно, с одной стороны, рассматривать как благоприятный фактор, формирующий эмоциональную стабильность, защищенность, когда группа сверстников выступает как семья, а с другой стороны, нельзя не видеть и минусов.
Равнозначные контакты совершенно не способствуют освоению навыков общения со сверстниками, способности наладить равноправные отношения с незнакомым сверстником, адекватно оценить себя и свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. Старшие воспитанники выступают в роли старших братьев и сестер, но, ввиду отсутствия положительного примера для себя, транслируют лже-образцы для младших. Именно в такой схеме получаем существенное недоразвитие того, что в психологии именуется «интимно-личностной стороной общения» [1]. Запаздывание в становлении интимно-личностного общения со сверстниками наблюдается уже в дошкольном детстве: контакты со сверстниками в дошкольном детском доме, по сравнению с их сверстниками в детском саду, существенно слабее, они очень однообразны, покладисты и отличаются малым количеством эмоций. Базой такого отставания служит отсутствие эмпатии, т.е. сопереживания, сочувствия, навыка и желания разделить свои переживания с другими людьми. Собственно, логично описать особенности эмоциональной среды воспитанников детского дома: 1. пониженным фоном настроения; 2. ослабленной гаммой эмоций; 3. увеличенным уровнем страхов, беспокойства, тревожности; 4. сверхимпульсивностью, взрывчатостью; 5. отсутствием понимания эмоционального настроя другого человека. Понимая это, можно с уверенностью утверждать, что проблемы эмоционального развития детей-сирот обусловливают специфические требования к условиям учреждения, в котором будет взращиваться личность воспитанника детского дома. Однако, реальность показывает, что на текущий момент в детских домах часто преобладает приказной тон общения, к воспитанникам чаще обращаются по фамилии, имя почти всегда сочетается с фамилией.
Зачастую имя используется для приказа и практически не используется для проявления заботы и любви, ввиду того, что в круговороте профессиональных обязанностей педагогов лежит воспитание и обучение не одной личности, а целой группы. В результате из-за дефицита “родительской любви и внимания” у ребенка проявляется негативное отношение к своему имени и личности. Результаты психологических обследований показывают значительные проблемы развития личности у большинства воспитанников детских домов в разных возрастных группах. Наибольшее количество проблем и отклонений от нормального становления личности наблюдается в эмоционально-волевой сфере, с нарушением компетентности социального взаимодействия, неуверенности в себе и своих силах, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что в итоге приводит к значительному снижению “силы личности”. Отрицательная динамика развития личности воспитанников детского дома сохраняется во всех возрастных группах.
Библиографический список
- Автухов И.Т. Детский дом Текст. / Т. И. Автухов. Москва -Государственное издательство Петроград, 1923. 70с.
- Антонова Л.Н. Организация работы в детском доме — интернате Текст. / Л. Антонова // Социальное обеспечение. № 13. – 2005. – С.8-11.
- Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — 2-е изд., доп. — М.: Вита-Пресс,1997.-С.113.