УДК 13.00.01

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ГРЕЦИИ

Казаков Павел Анатольевич
ГОУ ВПО «Петербургский университет путей сообщения» г. Мурманск
старший преподаватель кафедры математики

Аннотация
В статье рассматриваются ступени современной системы образования в Греции. Приводится, по мере возможности, сравнительный анализ особенностей греческого и российского просвещения.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, гимназия, греческий язык, дошкольное заведение, лицей, начальная школа, православная церковь, религиозное образование, сотрудничество высших учебных заведений


PECULIARITIES OF EDUCATION IN GREECE

Кazakov Pavel Anatolyevich
Public Educational Institution of Higher Professional Training Petersburg University of Means of Communication. Murmansk
Senior teacher of chair of mathematics

Abstract
It's examined the stages of Greece's modern system of education in the article. It's attracted the comparative analysis of peculiarities of Greece's and Russian's public education within the limits of the possible.

Keywords: Greek language, Orthodox Church, religious education, the collaboration of the higher educational establishments, the elementary school, the gymnasium, the higher educational establishment, the kindergarten, the Lyceum


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Казаков П.А. Особенности образовательной системы в Греции // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/12/2633 (дата обращения: 27.10.2023).

Согласно Конституции Греческому государству предписана «фундаментальная миссия» обучения своих сограждан нравственно, культурно, профессионально и физически. Система просвещения в Греции централизована – деятельность образовательных учреждений курирует Министерство просвещения и религии. В нём имеются департаменты начальной, средней и высшей школы, по образованию греков, проживающих за рубежом, по делам национальных меньшинств, международных связей и др. Финансирование образования является обязанностью государства; образование на всех уровнях, предлагаемое государством, является бесплатным.

Современная система образования сформировалась в результате реформ, проведенных в 1963-65, 1974-76, 1984-85 и закона 1985, который установил 9-летний срок обязательного школьного обучения, равноценность всех типов средних учебных заведений, объем и тематику учебных программ, ответственность государственных учреждений за обеспечение системы образования.

Начальное и среднее образование представлено дошкольными заведениями, начальной школой, гимназией и лицеем. С трех с половиной лет до пяти с половиной большинство детей воспитывается в детских садах, что является необязательным. Начальная школа предусматривает шестилетний срок обучения с 5,5 до 11,5 лет. Среднее образование учащиеся получают в двух типах учебных заведений: гимназиях (обязательное неполное) и лицеях – общего типа, классических, профессионально-технических, широкопрофильных и духовных (дают так называемое дополнительное среднее образование). Срок обучения в гимназии 3 года. Срок обучения в лицеях от 2 семестров (профессионально-технические вечерние) до 6 семестров (общеобразовательные). Программы лицеев включают продолжение изучения общеобразовательных предметов, а также преподавание обязательных профилирующих и факультативных предметов. После окончания лицеев проводятся выпускные экзамены. Успешно сдавшие их могут участвовать в конкурсе на поступление в вуз.

Уровень подготовки сильно разнится от лицея к лицею – собственно, как и в России. Есть традиционно сильные лицеи, большинство выпускников которых стабильно поступают в лучшие национальные вузы. Однако пользуются спросом частные подготовительные курсы, которые позволяют поднять свои шансы на поступление.

Высшее образование дают университеты и отраслевые высшие учебные заведения, среди которых немногочисленны частные и иностранные. Самым старшим высшим учебным заведением Афин является Политехнический институт, основанный в 1836 году. К слову сказать, студенты этого учебного заведения в 1973 году выступили против реакционного режима «чёрных полковников», которые потопили в крови это выступление, но оно своё дело сделало, и в 1974 году военная власть рухнула, её заменило гражданское правительство. На следующий год после открытия Политехнического института, в 1837 году, столица Греции обрела свой первый университет, который и поныне является крупнейшим в стране. Кроме того, есть университеты в Салониках (открылся в 1925 году), в Янине, Петрах и на Крите. В Афинском университете и университете в Салониках есть теологические факультеты, имеются библиотеки с весьма солидным книжным фондом.

В Греции принята общеевропейская система высшего образования, состоящая из двух этапов: бакалавриат и магистратура. Набор зависит от строгих письменных экзаменов, проводимых каждое лето на национальном уровне (аналог ЕГЭ). Система единого экзамена, которая оказалась очень эффективным инструментом борьбы с коррупцией. К слову сказать, использование единого экзамена, как и любого другого инструмента, никогда не приведет к одинаковым последствиям в разных странах. Огромное значение имеют для этого реалии того или иного государства, национальный менталитет.

Конкурс в большинство вузов очень высок, и абитуриенты, не преодолевшие этот барьер, не имеют альтернативы в виде платных образовательных программ. Образование, помимо передачи знаний, ставит своей целью повышение конкурентоспособности учащегося на рынке труда. То есть выпускник вуза уже обладает преимуществом в глазах работодателя перед тем, кто не имеет высшего образования. В мире существует две основные точки зрения: одна приведена выше, вторая – возможность учиться за деньги. Они обе имеют право на существование, но в пределах разумного.

В Греции абитуриент может подать не более 20 заявлений на поступление: это могут быть разные вузы или несколько факультетов одного учебного заведения. Однако все направления подготовки разделены на 5 групп:

  • филологическое и юридическое
  • математическое (физика, химия, биология и пр.)
  • медицинское
  • политехническое
  • экономическое

и хотя абитуриент может пробовать поступать на разные факультеты и в разные вузы, но только в рамках одной, предварительно выбранной группы. Впрочем, в одну группу все равно могут попадать весьма далекие друг от друга специальности: например, избрав гуманитарное направление, можно подавать заявление и на филологический факультет, и на юридический, и на исторический. Особым авторитетом пользуются гуманитарные факультеты греческих вузов: филологический, юридический, исторический – в особенности археологический.

Часть греков разделяет мнение о том, что университетов не хватает и нужно увеличить их количество. Небольшая часть греческих студентов обучается за рубежом. Некоторым из них Министерством просвещения и религии предоставляются государственные стипендии. Помощь оказывается также частными благотворительными фондами.

Основная проблема, с которой сталкиваются иностранцы, желающие поступить в греческий вуз, – это языковой барьер. Все образовательные программы в Греции принципиально преподаются на греческом языке, за исключением отделений иностранных зыков. Многих привлекает греческое образование и его доступность – оно является бесплатным (как первое, так и второе высшее). Однако на этапе освоения языка остаются лишь самые упорные, поэтому процент иностранных учащихся в греческих вузах невелик.

Дистанционное образование альтернатива для тех, кто не смог поступить в традиционный национальный вуз: часть таких абитуриентов идут на программы Греческого университета открытого образования. Дистанционное образование является прекрасной возможностью для тех, кто хочет одновременно учиться и работать.

Расширяется сотрудничество гуманитарных факультетов российских и греческих вузов. Например, филологический факультет МГУ уже более 10 лет активно взаимодействует с филологическим факультетом Афинского университета, Солунского и Янинского. Благодаря этому сотрудничеству происходит постоянный обмен студентами, развивается греческая филология в Москве и Петербурге, русская филология – в Греции.

Организована единственная в мире Ежегодная научная конференция византистики и неоэллинистики для молодых специалистов. Издаётся научно-исследовательский международный сборник «Московия. Проблемы византийской и новогреческой филологии», а также выходит в свет серия «Греческая библиотека». Открылся Русский центр в Салониках (Греция). Эти связи, несомненно, будут расширяться – это обусловлено общим развитием и укреплением отношений России и Греции. Кроме того, есть живой интерес людей в обеих странах к совместной научной и образовательной деятельности…

С древности и до наших дней в Греции важное значение придавали и придают физическому воспитанию. Наверное, поэтому эта страна и стала родиной Олимпийских игр. Неформальное образование (музыка, молодежные фестивали, иностранные языки и т.д.) предлагается в Греции таким же образом, как и в других европейских странах, предоставляя услуги детям, молодежи и взрослым. Этот вид образования предлагает Министерство образования и религии, а также другие общественные и частные учреждения.

Одной из отличительных черт системы образования Греции является наличие специализированных начальных и средних школ, в которых обучаются дети, отставшие в своем развитии, получающие специальное образование.

Здесь я хочу прервать ход своего повествования и обратиться к событиям, которые произошли несколько десятков лет тому назад. В современном греческом языке существует два языковых стиля: димотика (буквально – «народный» язык) и кафаревуса («чистый» язык). В грамматическом и лексическом отношении кафаревуса значительно ближе к древнегреческому языку, на основе которого исторически развились оба стиля. До 1974 года преподавание в греческих университетах велось на книжном языке – кафаревусе. Сейчас в подавляющем большинстве высших учебных заведений Греции преподавание ведется на димотике, которая изначально была разговорным стилем. Далее, в греческом языке существует три вида ударения: острое, тупое и облеченное. В 1982 году в Греции были ведены новые правила правописания, согласно которым, в новогреческом языке был оставлен лишь один вид ударения. Также обильное проникновение в новогреческий язык иностранной лексики, упразднение древнегреческого языка в школьной программе привело к снижению образовательного уровня современных греков. Нередко не только выпускники гимназий и лицеев, но даже выпускники университетов делают орфографические ошибки и пишут неразборчиво.… Существуют и другие недостатки и проблемы в системе образования, несмотря на ряд реформ и изменений.

И, наконец, как же решается вопрос религиозного воспитания? Он решается проще, чем в России, так как почти 100 % населения – православные. Впрочем, там, где в школах обучается некоторый процент мусульман (например, во Фракии), им преподаются основы ислама. Церковь в Греции формально отделена от государства. Но в то же время Греция – единственная страна – член ЕС, где прозелитизм среди православного населения запрещен законодательно. Православное исповедание – одно из неотъемлемых начал греческой государственности, а также господствующее вероисповедание.

Церковь играла и продолжает играть определённую роль в просвещении, в первую очередь, конечно, в просвещении религиозном, но и грамоте священнослужители учат детвору. В маленьких городах и селах, которые, кстати, мало, чем отличаются друг от друга, на центральной площади обязательно стоит церковь, вокруг, которой происходят все веселые и грустные события общественной жизни. При церквах ещё можно встретить начальные школы, похожие на наши церковно-приходские. В некоторых школах Греции перед началом и в конце занятий в классах читают вслух православную молитву; в начале учебной недели на школьном дворе в присутствии всех учащихся торжественно поднимают государственный флаг Греции, а в конце недели его спускают. Когда-то греки и нас учили богослужению, расписывали стены наших храмов и даже были нашими митрополитами. Всё это хорошо, но здесь мне хочется привести один стишок:

«Моя козочка-коза,

Не бодайся, егоза.

Покорми своих козлят,

Сосуночков-дьяволят…

…чтобы дали молочка

Твоим маленьким внучкам,

Рогатеньким ребяткам,

Козляткам-дьяволяткам»

Приведенный отрывок взят из учебника по родной речи, официально рекомендуемого министерством образования Греции для второго класса начальной школы (начиная с 20 века греческое правительство проводит политику по отделению церкви от государства)…

В России основные проблемы с введением религиозного образования на школьном этапе связаны с многоконфессиональностью страны. Система религиозного образования должна учитывать интересы представителей всех официальных религий в России, а значит, везде, в классе есть ребята разного вероисповедания. Школа должна предоставлять им возможность выбора, располагать кадрами, которые могли бы преподавать и основы православия, и основы ислама и т.д.

История культуры мира – это история религии. Любой образованный человек должен владеть обширными знаниями по культуре своего народа и других национальностей, а передать ему эти знания, не преподавая историю религии, невозможно. Поэтому, история религии обязательно должна быть в списке школьных предметов и преподаваться, так чтобы не задевать чувства верующих различных конфессий. Для преподавания религиозных основ есть и ещё одно, чрезвычайно важное основание. Сегодня мы все становимся свидетелями чудовищных последствий распространения религиозного экстремизма. Однако нередко люди попадают под влияние экстремистов, например ваххабитов, не понимая, что это учение имеет мало общего с исконными принципами ислама, несравнимо более толерантными. Недостаток знания делает людей безоружными против доводов тех, кто распространяет экстремистские идеи. В этой связи преподавание истории и догматических основ каждой из религий может стать одним из основных инструментов воспитания веротерпимости и борьбы с экстремизмом.


Библиографический список
  1. Герцен А., Соловей А. Греция. Религия / А. Герцен // Большая Российская энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – т.7. – С. 680
  2. Иванов Б. Звезды над Акрополем/ Б. Иванов // Чужая азбука. Еженедельное приложение к «Учительской газете». – 1996. – 26 сент.
  3. Касвин Г., Юрков Е. Греция / Г. Касвин, Е. Юрков // Российская Педагогическая энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия,1993. – т.1. – С. 232
  4. Лещинский А, Лещинский Л. Элладская православная церковь / А. Лещинский, Л. Лещинский // Религиоведение. Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект,2006. – С.1223-1225
  5. Педагогика народов мира: История и современность. [ Учебное пособие / Селлек Р., Салимова К., Диин Д. и др.]; Автор международного проекта, д-р пед. наук, член-корр. РАО, Кадрия Салимова при участии Нана Додде, профессора (Нидерланды). – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 576 с.
  6. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. Монастырь Святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Суроти, Салоники, Греция / Пер. с греч. иеромонаха Доримедонта. – М.: «Святая Гора», 2002. – 406 с.
  7. Сысоев И. В Греции всё есть? / И. Сысоев // Учительская газета. – 1989. – 14 нояб.
  8. Яламас Д. Главное достижение греческой системы образования – победа над коррупцией/ Д. Яламас // Качество образования. – 2009. – №9. – С.46-50


Все статьи автора «Казаков Павел Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: