Проблема изучения и формирования познавательных интересов личности в процессе взаимодействия учитель-ученик в условиях средней школы приобретает особое значение в связи с возрастающей ролью знаний во всех сферах жизни общества и изменением парадигмы образования в России. На сегодняшний день, существуют значительные пробелы в обеспечении условий формирования познавательных интересов учащихся. Проблема взаимосвязи мотивации с познавательными процессами, а также влияние познавательных интересов на эффективность усвоения знаний недостаточно разработана как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Эффективность развития познавательных интересов подростков в целом зависит от того, насколько сильно выражен уровень мотивационных предпочтений учащихся. Интерес к учебной деятельности предполагает сформированность мотивационных образований. Первоочередными задачами в развитии познавательных интересов можно считать инициацию познавательных процессов, актуализацию социальных внутренних потребностей и формирование мотивационного пространства современного ученика. Поскольку познавательный интерес выражает избирательное отношение к знаниям, лежащим в основе мировоззрения конкретного человека, он является неотъемлемой частью общей направленности личности [3]. В таком случае, мотив познавательной деятельности школьника можно определить как внутреннее психологическое интегральное образование, обусловленное индивидуальной предрасположенностью ребенка и направленное на удовлетворение познавательной потребности в процессе учебной деятельности. Причем характер познавательной направленности школьников во многом зависит от степени успешности их учебной деятельности. Общую стратегию формирования познавательных интересов можно представить следующим образом: познавательный интерес образуется в случае, если ученик понимает учебную задачу, значение упражнений и самостоятельно, активно и сознательно выполняет действие с учебным материалом. Выбор адекватных приемов психологического воздействия, таких как: «эмоциональное единение», «эффект любопытства», «иллюзия присутствия», музыкальная пауза, имитация действий учителя и т.д., – отражается на процессах, стимулирующих познавательную активность [2].
Ведущими компонентами познавательной деятельности в подростковом возрасте являются: направленность на оценку и связанные с ней стремление к достижению высоких результатов, уважение преподавателей, желание избежать осуждения за плохую учебу; познавательная потребность, потребность в новизне, желание быть готовым к очередным занятиям; потребность в положительных эмоциях. Необходимо учитывать уровень устойчивости познавательных интересов, который не исчерпывается мыслительной деятельностью и готовностью ребенка к школьному обучению [1]. Стимулами познавательных интересов являются потребность в знаниях в целом и иностранного языка в частности, потребность в самообучении, а также в поиске новой информации, потребность в достижении успеха в процессе усвоения иноязычного материала.
Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что его изучение предполагает процесс общения, предоставляет возможности для личного ориентирования подростка в специально организованных реальных жизненных ситуациях, и делает личностно значимой практически любую учебную тему. Это довольно важно в подростковом возрасте в связи с высоким уровнем потребности детей в общении. Содержание предмета «Иностранный язык» создает условия для формирования коммуникативной мотивации в ходе учебного процесса. Цель учителя – добиться понимания учебной задачи, пробудить интерес школьников, вызвать эмоциональное реагирование и познавательный интерес, создать условия для возникновения ответственности и актуализации социальной потребности.
Формирование познавательных интересов подростков зависит от стиля общения учителя с классом (авторитарный, демократический, либеральный и др.), а также личностных предпочтений и качеств учащихся (аккуратности, ответственности, самостоятельности и др.). На современном этапе деятельность преподавателя должна быть направлена на создание в классе условий, стимулирующих развитие внутренней мотивации учеников. Источник внутренних мотивов опирается на вполне осознанную познавательную потребность, насыщение которой происходит в процессе учебной деятельности. Познавательный интерес придает этой деятельности личностный смысл и является результатом взаимодействия преподавателя и ученика [4].
Продуктивное обучение иностранному языку является результатом не только способов и приемов обучения, но взаимоотношений внутри класса, эмоциональной связи учителя с учениками, которая, в свою очередь, усиливает когнитивные способности и внутреннюю мотивацию учащихся. Даже если школьник настроен на вдумчивую плодотворную работу при отсутствии эмоциональной связи с преподавателем его желание воспринимать, обрабатывать и использовать информацию резко снижается. Непосредственность и естественность в поведении преподавателя облегчает усвоение материала школьниками и положительно влияет на процесс обучения и активизацию познавательных процессов. Учитель английского языка должен подходить к учебному процессу не только как к процессу передачи знаний, умений и навыков по специальности, но и побуждать школьников к самостоятельному накоплению навыков общения, необходимых для дальнейшей успешной социализации в обществе.
Проблема формирования познавательных интересов в процессе изучения иностранного языка в средней школе достаточно широко исследуется с точки зрения индивидуальных характеристик как ученика, так и учителя. Отсутствие у школьников познавательных интересов является непосредственной причиной неуспеваемости. Познавательная деятельность в целом способствует легкому и быстрому усвоению материала, повышению самооценки, гармоничному развитию личности. В подростковом возрасте у ребенка впервые появляются мысли о собственной реализации и самостоятельности. Активизация познавательной деятельности подростка определяет и формирует положительную мотивацию к учению, которое в этот возрастной период приобретает осознанный личностный смысл.
Библиографический список
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Морозова Н.Г. – Москва: Знание, 1979. – 48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»; № 2).
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Сб: Питер, 2008. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
- Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 220с.