УДК 373.31

РОЛЬ ОЦЕНКИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Никулочкина Виктория Ярославовна
Университет Российской академии образования
магистратура

Аннотация
В статье рассмотрена роль оценки, полученной в результате педагогического контроля и ее влияние на учебную деятельность младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, оценки, педагогический контроль


THE ROLE OF THE ASSESSMENT IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF PUPILS OF THE ELEMENTARY SCHOOL

Nikulochkina Victoria Yaroslavovna
University of RAO
magistracy

Abstract
This article is devoted to role of the assessment received as a result of pedagogical control and its influence on educational activity of pupils of the elementary school .

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Никулочкина В.Я. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/12/2682 (дата обращения: 11.09.2024).

Одной  из важнейших проблем современной педагогики и методики обучения выступает контроль учащихся и оценка их знаний. Для полноценного функционирования всей системы педагогического обучения и для обеспечения качественного обучения невозможно обойтись без проверки или самопроверки усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков.

Именно поэтому контроль знаний учащихся всегда был, есть и будет одной из важнейших  составляющих учебного процесса.
В процессе усовершенствования различных приемов и методов в современной педагогике изменяются отдельные формы и способы контроля знаний, но его главная суть –  установление обратной связи и информировать педагога насколько удачно прошел процесс усвоения изученного материала, остается неизменной.

Педагогический контроль в современной педагогической науке выполняет  различные функции и имеет большое образовательное
и воспитательное значение. Прежде всего контроль помогает учащимся оформить свои знания, воспроизвести их в устном или письменном виде.

Система проведения контроля и выставления оценки учащимся в настоящее время несовершенна и  имеет ряд недостатков: недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика в отдельности, стандартизация и формализация  оценочных подходов, засилье количественных форм оценивания, доминирование не регулярного, а  эпизодического оценивания,  высокий субъективизм в выставлении оценок, психологический
дискомфорт учащихся во время проведения контроля, ограниченный спектр оценок, разделение оценок на положительные и отрицательные, отсутствие механизма объективного суммирования оценок, Оптимизация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся напрямую зависит от понимания
учителем соотношения механического запоминания и осмысленного усвоения в процессе обучения. Основа сознательного отношения к учебе как к систематическому и регулярному труду закладывается именно в младших классах.  Именно поэтому особенно в начальной школе так важна чуткость и этика педагога по отношению к ученику. С применением бального оценивания теряются определенные условия сотрудничества педагога с ребенком. Когда педагог ставит плохую оценку ученику, создаетсяситуация псевдо помощи ученику, которая, объективно, отрицает все стороны сотрудничества: не поощряет, не вдохновляет и  не утешает ученика.

В начальной школе у детей происходит создание базовой структуры  всей последующей учебной деятельности , не только базовых знаний и умений, но и навыков учебной деятельности, а так же установка на познавательный интерес и положительную мотивацию. Именно поэтому контрольно – оценочная деятельность нужна не только
для управления и самоуправления учебной работой учащихся, но и для формирования у них устойчивой положительной мотивации обучения, от которой зависит успешность всей учебной деятельности
младшего школьника.

Весь процесс выставления  оценки в современной начальной школе сложный и ответственный, поскольку непосредственно влияет на формирование личности младшего школьника и опыт его учебной деятельности.

Педагог должен не только выставлять объективно – взвешенную сумму баллов, но и точно видеть и предугадывать влияние данной отметки на учащегося. Вес имеет не только сама оценка, но и как она подается. Грамотный педагог торжественно выделит  и отметит
перед классом даже небольшие и незначительные   достижения в работе ученика, а недостатки упомянет вскользь, делая акцент на том как можно это исправить.

Весь процесс обучения и усилия педагога в первую очередь направлены на всестороннее и гармоничное развитие учащихся.
Учебная оценка, в результате контроля  равноценна
социальной оценке, оказывает сильное влияние на  ученика, на его мироощущение себя в  социуме, отношению к нему коллектива. Поэтому при оценивании работы педагог должен руководствоваться  не только  нормами и регламентами  выставления оценок, но и понимать,  как повлияет оценка на конкретного ученика , его
мотивацию и отношение к последующему обучению.

Мотивируя и обосновывая оценку, опытный учитель придерживается  критически выверенного, убедительного тона. Голос педагога – это важнейший инструмент, обладающий безграничными стимулирующими возможностями.

Важнейшей для ученика является оценка его работы в классе в присутствии других, которая сопровождается комментарием учителя. Одним из важных  принципов проведения эффективного  и мотивирующего контроля является организация его таким образом, чтобы она психически не травмировала детей. Специальные
вызовы для индивидуального выполнения задач с целью контроля во внеурочное время создают эмоциональный дискомфорт, негативно влияют на качество учебной деятельности младших школьников.

Так же следует отметить глубокие психологические связи между полученной оценкой и внутренней самооценкой ученика. Ученик оценивает в душе и степень законченности своей работы, и досадные промахи, и обидно неиспользованные возможности, оценивает он и уровень учительского  мастерства. Педагогу важно уметь чувствовать
реакцию учащихся, ее нужно не только воспринимать, но  и считаться с ней.

Любое оценивание должно основываться на дружелюбном отношении к ребенку. Учитель обязан лаконично, но достаточно понятно для ученика проанализировать трудности, которые еще тот не преодолел, объяснить, к чему это приводит, нацелить на положительный результат. Учитель должен помнить, что
неудовлетворительная оценка негативно влияет на обучение, создает тревожное состояние у ученика, недовольство собой и отрицательно сказывается на интересе к изучаемому предмету. Исследования психологов показывают, что отрицательные
эмоции, порожденные оценкой, в одном случае мобилизуют силы, в другом дезорганизуют их. Поэтому учитель, чтобы оценивать знания учащихся объективно, должен хорошо знать их индивидуальные особенности.

Объективность -  является одним из важнейших требований
к оценке знаний и умений учащихся  и выражается в точной оценке, адекватном установлении критериев, согласно учебным
программам. Это требование означает, что оценка должна характеризовать количество и качество знаний и умений независимо от методов и средств контроля, личностных качеств учителя, который осуществляет контроль. Оценка является эмоциональным отношением учителя к работе учеников и может выражаться в слове,
жесте, мимике и означать согласие, одобрение, похвалу, недовольство.

Положительная оценка является средством укрепления веры ученика в его силы и возможности. Негативная оценка является средством устранения ошибок в работе ученика. Оценочное отношение может иметь большое значение для формирования у учащегося самооценки как определенного элемента самосознания. Досада, неудовлетворенность учащегося оценками, могут повлечь неосознанный конфликт с окружением, снижение самооценки, разочарование в своих силах, дезактивацию познавательного интереса к изучению предмета.

Оценка в процессе обучения младших школьников является одним из важных средств мотивации и стимулирования их учебно-познавательной деятельности. Развитие образования в современных условиях ставит немало новых задач, исключительное
значение приобретает разработка психолого-педагогических подходов к контролю и оценке знаний и определение путей и методов их реализации в процессе изучения математики.

Важным психолого-педагогическим принципом в процессе контроля и оценки знаний является объективность, ведь от нее зависит эффективность всего контроля. Контроль стимулирует организацию
полноценного взаимодействие учителя и  ученика, дает возможность объективно оценивать ход учебной деятельности  и сравнивать
полученный результат с поставленными целями и задачами, Правильно организованный контроль  и объективность
оценки  позволяет учащимся оценивать свою работу, вызвать чувство удовлетворенности своими достижениями и увеличивает познавательный интерес и  активизацию стремления к обучению и овладению новыми знаниями.


Библиографический список
  1. Гальскова Н.Д.,  Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа : Методическое пособие.- М.: Айрис – пресс, 2004.-240 с.
  2. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. Пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Инт практ. Психологии,
    1997. – 256 с.
  3. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие / Волгогр. пед. ин-т им.
    А. С. Серафимовича. – Волгоград, 1983. – 72 с.
  4. Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  5. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов./ Щукин А.Н.- М. : ВК, 2012- 336 с.


Все статьи автора «victoria737»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: