Одной из важнейших проблем современной педагогики и методики обучения выступает контроль учащихся и оценка их знаний. Для полноценного функционирования всей системы педагогического обучения и для обеспечения качественного обучения невозможно обойтись без проверки или самопроверки усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков.
Именно поэтому контроль знаний учащихся всегда был, есть и будет одной из важнейших составляющих учебного процесса.
В процессе усовершенствования различных приемов и методов в современной педагогике изменяются отдельные формы и способы контроля знаний, но его главная суть – установление обратной связи и информировать педагога насколько удачно прошел процесс усвоения изученного материала, остается неизменной.
Педагогический контроль в современной педагогической науке выполняет различные функции и имеет большое образовательное
и воспитательное значение. Прежде всего контроль помогает учащимся оформить свои знания, воспроизвести их в устном или письменном виде.
Система проведения контроля и выставления оценки учащимся в настоящее время несовершенна и имеет ряд недостатков: недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика в отдельности, стандартизация и формализация оценочных подходов, засилье количественных форм оценивания, доминирование не регулярного, а эпизодического оценивания, высокий субъективизм в выставлении оценок, психологический
дискомфорт учащихся во время проведения контроля, ограниченный спектр оценок, разделение оценок на положительные и отрицательные, отсутствие механизма объективного суммирования оценок, Оптимизация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся напрямую зависит от понимания
учителем соотношения механического запоминания и осмысленного усвоения в процессе обучения. Основа сознательного отношения к учебе как к систематическому и регулярному труду закладывается именно в младших классах. Именно поэтому особенно в начальной школе так важна чуткость и этика педагога по отношению к ученику. С применением бального оценивания теряются определенные условия сотрудничества педагога с ребенком. Когда педагог ставит плохую оценку ученику, создаетсяситуация псевдо помощи ученику, которая, объективно, отрицает все стороны сотрудничества: не поощряет, не вдохновляет и не утешает ученика.
В начальной школе у детей происходит создание базовой структуры всей последующей учебной деятельности , не только базовых знаний и умений, но и навыков учебной деятельности, а так же установка на познавательный интерес и положительную мотивацию. Именно поэтому контрольно – оценочная деятельность нужна не только
для управления и самоуправления учебной работой учащихся, но и для формирования у них устойчивой положительной мотивации обучения, от которой зависит успешность всей учебной деятельности
младшего школьника.
Весь процесс выставления оценки в современной начальной школе сложный и ответственный, поскольку непосредственно влияет на формирование личности младшего школьника и опыт его учебной деятельности.
Педагог должен не только выставлять объективно – взвешенную сумму баллов, но и точно видеть и предугадывать влияние данной отметки на учащегося. Вес имеет не только сама оценка, но и как она подается. Грамотный педагог торжественно выделит и отметит
перед классом даже небольшие и незначительные достижения в работе ученика, а недостатки упомянет вскользь, делая акцент на том как можно это исправить.
Весь процесс обучения и усилия педагога в первую очередь направлены на всестороннее и гармоничное развитие учащихся.
Учебная оценка, в результате контроля равноценна
социальной оценке, оказывает сильное влияние на ученика, на его мироощущение себя в социуме, отношению к нему коллектива. Поэтому при оценивании работы педагог должен руководствоваться не только нормами и регламентами выставления оценок, но и понимать, как повлияет оценка на конкретного ученика , его
мотивацию и отношение к последующему обучению.
Мотивируя и обосновывая оценку, опытный учитель придерживается критически выверенного, убедительного тона. Голос педагога – это важнейший инструмент, обладающий безграничными стимулирующими возможностями.
Важнейшей для ученика является оценка его работы в классе в присутствии других, которая сопровождается комментарием учителя. Одним из важных принципов проведения эффективного и мотивирующего контроля является организация его таким образом, чтобы она психически не травмировала детей. Специальные
вызовы для индивидуального выполнения задач с целью контроля во внеурочное время создают эмоциональный дискомфорт, негативно влияют на качество учебной деятельности младших школьников.
Так же следует отметить глубокие психологические связи между полученной оценкой и внутренней самооценкой ученика. Ученик оценивает в душе и степень законченности своей работы, и досадные промахи, и обидно неиспользованные возможности, оценивает он и уровень учительского мастерства. Педагогу важно уметь чувствовать
реакцию учащихся, ее нужно не только воспринимать, но и считаться с ней.
Любое оценивание должно основываться на дружелюбном отношении к ребенку. Учитель обязан лаконично, но достаточно понятно для ученика проанализировать трудности, которые еще тот не преодолел, объяснить, к чему это приводит, нацелить на положительный результат. Учитель должен помнить, что
неудовлетворительная оценка негативно влияет на обучение, создает тревожное состояние у ученика, недовольство собой и отрицательно сказывается на интересе к изучаемому предмету. Исследования психологов показывают, что отрицательные
эмоции, порожденные оценкой, в одном случае мобилизуют силы, в другом дезорганизуют их. Поэтому учитель, чтобы оценивать знания учащихся объективно, должен хорошо знать их индивидуальные особенности.
Объективность - является одним из важнейших требований
к оценке знаний и умений учащихся и выражается в точной оценке, адекватном установлении критериев, согласно учебным
программам. Это требование означает, что оценка должна характеризовать количество и качество знаний и умений независимо от методов и средств контроля, личностных качеств учителя, который осуществляет контроль. Оценка является эмоциональным отношением учителя к работе учеников и может выражаться в слове,
жесте, мимике и означать согласие, одобрение, похвалу, недовольство.
Положительная оценка является средством укрепления веры ученика в его силы и возможности. Негативная оценка является средством устранения ошибок в работе ученика. Оценочное отношение может иметь большое значение для формирования у учащегося самооценки как определенного элемента самосознания. Досада, неудовлетворенность учащегося оценками, могут повлечь неосознанный конфликт с окружением, снижение самооценки, разочарование в своих силах, дезактивацию познавательного интереса к изучению предмета.
Оценка в процессе обучения младших школьников является одним из важных средств мотивации и стимулирования их учебно-познавательной деятельности. Развитие образования в современных условиях ставит немало новых задач, исключительное
значение приобретает разработка психолого-педагогических подходов к контролю и оценке знаний и определение путей и методов их реализации в процессе изучения математики.
Важным психолого-педагогическим принципом в процессе контроля и оценки знаний является объективность, ведь от нее зависит эффективность всего контроля. Контроль стимулирует организацию
полноценного взаимодействие учителя и ученика, дает возможность объективно оценивать ход учебной деятельности и сравнивать
полученный результат с поставленными целями и задачами, Правильно организованный контроль и объективность
оценки позволяет учащимся оценивать свою работу, вызвать чувство удовлетворенности своими достижениями и увеличивает познавательный интерес и активизацию стремления к обучению и овладению новыми знаниями.
Библиографический список
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа : Методическое пособие.- М.: Айрис – пресс, 2004.-240 с.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. Пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Инт практ. Психологии,
1997. – 256 с. - Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие / Волгогр. пед. ин-т им.
А. С. Серафимовича. – Волгоград, 1983. – 72 с. - Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов./ Щукин А.Н.- М. : ВК, 2012- 336 с.