Социально психологический климат в дошкольном учреждении играет значительную роль в формировании воспитательного процесс, влияет на качество обучения и воспитание подрастающего поколения. По – нашему мнению, актуальность дано проблемы диктует возросшим требованиям к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их притязаний.
Социально – психологический климат – это настрой в коллективе, формирующий под воздействием специфической для данного коллектива совокупностью социально-экономических и психологических факторов.
Педагогические коллективы в дошкольных учреждениях в основном состоят из женщин, вынужденных часто выполнять сверхурочную и мало оплачиваемую работу, ограниченных в общении друг с другом. Данные факторы негативно сказываются на качестве работы педагогов дошкольных учреждений, способствуют формированию у них профессиональных деформаций. Поэтому проведение коррекционной работы с педагогами является необходимым условием для улучшение социально-психологического климата в коллективе.
Целью нашего исследования является изучение особенностей социально-психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения.
Предметом исследования является способы улучшения социально-психологического климата в коллективе.
Объектом исследования является социально-психологический климат в коллективе МАДОУ №18 г. Нижний Тагил
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Изучить факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе.
2. Провести эмпирическое исследование социально-психологического климата в коллективе МАДОУ.
3. Разработать программу коррекции социально-психологического климата в коллективе.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза – проведение специально разработанной программы с педагогами ДОУ будет способствовать улучшению социально-психологичекого климата в коллективе данного учреждения.
В ходе теоретического исследования проблемы нами были рассмотрены факторы формирования социально-психологического климата в коллективе: внегрупповые, внутригрупповые, внеличностные, внутриличностные. Фактором, связывающим все перечисленные системы, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.
В процессе исследования нами использовался метод наблюдения, метод тестирования, метод математико-статестических обработанных данных.
Исследования проводила на базе МАДОУ №18 г. Нижний Тагил в течение месяца. В экспериментальную группу вошли 16 работников дошкольного учреждения: 12 воспитателей, 1 музыкальный работник, 1 методист. Были проведенные констатирующие. Формирующий и контрольный этапы эксперимента.
Полученные на констатирующем этапе исследования результаты позволили сделать вывод о том, что для большинства сотрудников данного коллектива социально-психологическая атмосфера является отрицательной.
Формирующий этап эксперимента проводился в рамках специально разработанной коррекционной программы «Коммуникативный тренинг». Теоретико-методологическую основу данной программы составили работы Г.Б. Мониной и Е.К. Лютовой-Робертс.
Данная программа призвана решить следующие задачи:
1. Помочь разрешить трудности в общении.
2. Предупредить конфликтные ситуации в ходе взаимодействия членов коллектива.
3. Стимулировать членов коллектива к совместному общению.
На первом этапе работы воспитатели знакомились с азами психологии общения. На втором этапе работы применяли полученные знания в области общения в педагогической практике. Третий этап работы предлагал формировать умений бесконфликтного взаимодействия.
Сбор необходимого диагностического материала осуществляется на начальном и конечном этапах исследования. Использовался опросник Спилберга для диагностики тревожности личности и «Самоактуализационный тест» (САТ).
Изучение динамики улучшения социально-психологического климата в педагогическом коллективе с помощью методики оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера. Показало, что на начальном этапе эксперимента итоговый показатель среднего профиля равен 45. Данные результаты свидетельствуют о том, что психологическая атмосфера в данном коллективе неопределенная, т.е. находится посередине между положительной и отрицательной, колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) да 80 (наиболее отрицательная).
Исследование, проведенное на заключительном этапе исследования, после проведения коррекционной программы, позволило выявить ряд позитивных изменений в социально-психологическом климате данного коллектива. Итоговый показатель среднего профиля равен 17 и попадет в интервал наиболее положительной оценки, т.е. климат в коллективе положительный. Использование в ходе математико-статистической обработки данных – критерия Стьюдента позволило определить, что данные выборки действительно статистически достоверно отличается друг от друга с вероятностью ошибки = 0,05.
Проведенное исследование показало, что коррекционная программа, используемая в работе с данным педагогическим коллективом, является эффективной, т.к. способствует улучшению социально-психологического климата. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно определило факторы формирования социально-психологического климата в коллективе и значимость коррекционной работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения в ходе формирования положительного социально-психологического климата.