Снижение уровня здоровья студентов в последние время приобрело устойчивый характер. Количество студентов с отклонениями в состоянии здоровья увеличилось с 10% до 25%, в некоторых вузах страны до 40 % [1- 3].
Занятия физической культурой является сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепят здоровье, улучшат физическое развитие, повысят физическую подготовленность и работоспособность, а также способствуют совершенствованию функциональных систем организма человека [1].
Бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры может нанести непоправимый вред здоровью. Исключить отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, призваны мероприятия контроля и самоконтроля занимающихся, а так же мониторинга функционального состояния студентов [1-3].
Цель данного исследования – определение функционального состояния студентов СПбГУ.
Мониторинг проводился в 4 этапа:
1 этап – Измерение показателей сердечно-сосудистой системы (запястным тонометром).
2 этап – Измерение жизненной емкости легких посредством «сухой» спирометрии.
3 этап – Измерение антропометрических показателей: роста – с помощью ростомера, веса – посредством механических весов.
4 этап – Выполнение пробы Штанге: сделать обычный вдох, после этого задержать дыхание. Задержка дыхания продолжается максимально возможное время (по секундомеру).
Результаты исследования и их обсуждение.
Комплексная оценка функционального состояния проводилась у 2950 студентов первого курса (17-18 лет).
Данная оценка проводилась по ключевым интегральным критериям функционального состояния вычисляемых по измеренным на мониторинге показателям. Это такие критерии, как:
- Индекс массы тела (по ВОЗ) (оценка физического развития);
- Индекс Скибинского (анализ содружества работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма студентов);
- Адаптационный потенциал по Баевскому (состояние функциональных резервов и адаптации организма).
Выборки для статистического анализа были стандартизованы по количеству, n= 68 в каждой группе, результаты мониторинга представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты мониторинга студентов 1 курса СПбГУ
Результаты и трактовка показателей |
Количество студентов |
% от общего числа принявших участие в мониторинге (n=2950) |
1. Индекс массы тела | ||
Дефицит массы тела |
295 |
10 |
Норма |
2213 |
75 |
Избыток массы тела |
442 |
15 |
2. Индекс Скибинского | ||
Неудовлетворительное состояние |
886 |
30 |
Удовлетворительное состояние |
1091 |
37 |
Хорошее состояние |
560 |
19 |
Отличное состояние |
413 |
14 |
3. Адаптационный потенциал по Баевскому | ||
Срыв адаптации |
59 |
2 |
Удовлетворительная адаптация |
974 |
33 |
Хорошая адаптация |
1140 |
39 |
Отличная адаптация |
777 |
26 |
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы о контингенте студентов 1 курса:
- Физическое развитие у подавляющего большинства контингента студентов в норме.
- Координированность работы кардио- респираторной системы во многом отстают от нормальных показателей, преобладают неудовлетворительные и удовлетворительные результаты. Это требует оптимизации их физического здоровья путем выстраивания педагогико-физиологического корректного алгоритма занятий физической культурой и спортом. Рекомендуется обращать внимание на методики, стимулирующие работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Состояние систем адаптации и функциональных резервов организма студентов, согласно анализу данных по адаптационному потенциалу, студенты способны выполнять физическую нагрузку в рамках программы по физической культурой и спорту.
Библиографический список
- Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учеб. пособие /В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.
- Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности. М.: Советский спорт, 2007. – 184 с.
- Токарева А.В. Подходы к формированию специальных медицинских групп в вузах России. В кн.: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, Новосибирск, 2012: материалы 27 Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2012.