УДК 378.4 (091)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ К.Я. ГРОТА)

Ковыльникова Татьяна Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»
Начальник методического отдела учебно-методического управления

Аннотация
В статье впервые рассмотрены взгляды профессора Варшавского университета, академика К.Я. Грота на проблему формирования национального самосознания в системе среднего и университетского образования. Важным фактором в этом процессе ученый считал совершенствование преподавания славяноведческих дисциплин. Публикация расширяет проблемное поле исследования теоретических основ образовательной деятельности российских университетов XIX – начала ХХ вв.

Ключевые слова: академическое сообщество, историография, история педагогики, история российских университетов, славяноведение, теоретические основы образовательной деятельности российских университетов


THE PROBLEM OF THE FORMATION OF NATIONAL IDENTITY IN SECONDARY AND UNIVERSITY EDUCATION (IN RESEARCH OF K.Y.GROT)

Kovyl’nikova Tatiana Sergeevna
Tver State University
Head of Methodology Department of Educational Department

Abstract
The paper considers the views of professor of the Warsaw Imperial University, academician K.Y. Grot on the problem of the formation of national identity in secondary and university education. In his opinion teaching of Slavic Studies was an important factor in this process. The publication expands the problem field of study of the theoretical foundations of the educational activities of Russian Universities XIX – early XX centuries.

Keywords: academic community, Historiography, history of Russian University, pedagogic history, Slavonic studies, theoretical foundations of the educational activities of Russian Universities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ковыльникова Т.С. Проблема формирования национального самосознания в системе среднего и университетского образования (по материалам К.Я. Грота) // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/09/2501 (дата обращения: 15.11.2023).

Выдающийся русский ученый Константин Яковлевич Грот прожил долгую творческую жизнь и оставил после себя богатейшее наследие, создававшееся в разные исторические эпохи и олицетворяющее преемственность русской дореволюционной и советской науки.

Являясь профессором Варшавского университета (до 1899 г.), К.Я. Грот стал известен в первую очередь как историк-славист. Всеобщее признание ему принесли исследования по славяно-венгерским культурным отношениям. Этой теме были посвящены его магистерская диссертация «Моравия и мадьяры с половины IX до начала Х в.» (СПб., 1881) и докторская диссертация «Из истории Угрии и славянства в XII в. (1141-1173)» (Варшава, 1889).

Однако деятельность К.Я. Грота не ограничивалась областью науки. Будучи действительным членом Петербургского отделения Славянского благотворительного общества и Русского географического общества, членом-корреспондентом Академии наук, Чешской Академии наук и искусств, Общества любителей древней письменности, почетным членом Сербской королевской Академии наук, Археологического отделения Чешского музея, Пушкинского лицейского общества, Санкт-Петербургского Археологического института, К.Я. Грот внёс огромный вклад в развитие идеи славянской взаимности, в распространение представлений о единстве славянского мира, частью которого является русский народ.

Позднее формирование славяноведения в России и за рубежом К.Я. Грот связывал, в первую очередь, с разобщенностью исторических судеб славянства, его культурной разрозненностью и задержавшимся развитием общеславянского самосознания. Одним из важнейших факторов в процессе национального возрождения славян он считал развитие немецкой философской мысли и лингвистики.

В начале ХХ в. К.Я. Грот писал: «Славяноведение <…> до последнего времени не пользовалось вовсе популярностью не только в широких кругах нашего образованного общества, но даже и в наиболее просвещённых, учёных и литературных сферах его» [1, с. 2]. По мнению автора, это препятствовало формированию русского национального самосознания. Одной из актуальнейших проблем он считал популяризацию славяноведения в России, в связи с чем предлагал увеличить издательскую деятельность славянских обществ, основать русский периодический орган по славяноведению, организовать взаимный книжный обмен с зарубежными славянами, привлекать возможности периодической печати, журналистики и литературы для знакомства русского общества со славянами, их землей, народом и жизнью.

Сферой приложения просветительской деятельности К.Я. Грота было народное образование. Книга «Об изучении славянства. Судьба славяноведения и желательная постановка его преподавания в университете и средней школе», вышедшая в 1901 году, представляла попытку внести пусть небольшое, но полезное изменение в систему обучения.

К.Я. Грот ставил задачу не просто совершенствования частной методики преподавания отдельного предмета, а реформирования системы в целом. Особо он подчеркивал необходимость содействовать сближению между высшей и средней школой. Изложенная им программа включала следующие предложения.

1.Замена классической системы средней школы реальным образованием, в соответствии с запросами современного общества.

2.Введение в учебную программу средней школы основ славяноведения. К.Я. Грот предлагал начать с малого – ввести элементы славяноведения в программы таких учебных дисциплин, как русский язык, словесность, география, этнография, русская и всеобщая история в мужских, женских и реальных училищах.

3.Более широкая постановка преподавания славистики в университетах России, по примеру Варшавского университета, в котором не действовали ограничения нового университетского устава 1884 г.

4.Введение специализации славяноведения в университетах и разделение кафедры «славянских наречий» на три самостоятельных отделения: 1) славянского сравнительного языкознания и славянской диалектологии, 2) словесности и 3) славянской истории. Каждое из них должно быть поручено особому профессору-специалисту.

5.Введение для всех филологов младших курсов обязательных курсов славянских наречий и славянской этнографии. А с началом специализации на III курсе – элементов славяноведения в обучение специалистов русского языка и сравнительного языкознания, русской и всеобщей литературы, русской и всеобщей истории.

6.Открытие кафедры истории славянских законодательств на юридических факультетах всех русских университетов, по примеру Варшавского университета.

Национальное возрождение русского народа, являющегося частью единого славянского мира, было невозможно без развития общеславянского самосознания и распространения идеи славянской взаимности в русском обществе. Исторически сложившаяся разобщённость и культурная разрозненность славянства стала причиной «национальной незрелости» русского народа. Предложенная К.Я. Гротом программа популяризации славяноведения, знакомства русского общества со славянским миром, начиная со средней школы, углубленного изучения славян в университетах решала общественную и культурную задачу формирования русского национального самосознания.


Библиографический список
  1. Грот К.Я. Об изучении славянства. Судьба славяноведения и желательная постановка его преподавания в университете и средней школе. – М.: КомКнига, 2005.


Все статьи автора «Ковыльникова Татьяна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: