Известный педагог-гуманист В. А. Сухомлинский говорил: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». Тем самым он подчеркивал значение этого вида деятельности для формирования гармоничной личности.
Что же такое чтение? И каким оно должно быть?
Соловейчик Симон Львович писал:”Нет наслаждения книгой — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение”.
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно этот возраст является сензитивным периодом для развития интереса к чтению. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным
Одна из важнейших задач работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.
Почему же классному руководителю необходимо сотрудничество с библиотекой для формирования у ребёнка осознанной мотивации к чтению?
- Классный руководитель не всегда является компетентным в данном вопросе, особенно если это учитель, преподающий негуманитарные дисциплины. Мы, учителя начальных классов, методически грамотны в этом вопросе, поскольку преподаем литературное чтение. Однако, библиотекарь обладает более широкими знаниями о биографии авторов и о произведениях, не входящих в учебную программу, но обладающих высоким эмоционально-мотивирующим потенциалом.
- Классный руководитель не обладает такой богатой материальной базой, которая имеется в библиотеке. (Это прежде всего словари и справочники, энциклопедии и редкие книги, библиографическая картотека и т.п).
- Он не имеет таких тесных контактов с другими библиотеками города и области, а значит, испытывает трудности при информационном общении с этими учреждениями и при организации их посещения.
Взаимодействие классного руководителя и библиотеки осуществляется в двух направлениях:
- методической помощи, которую оказывает библиотекарь классному руководителю.
- совместной деятельности классного руководителя и библиотеки.
Рассмотрим подробнее каждое направление.
Методическая помощь, оказываемая библиотекой классному руководителю (учителю-предметнику) подразумевает:
- Знакомство с методической литературой по самым разным вопросам.
Библиотекарь гимназии систематически информирует классных руководителей о книжных новинках, которые могут вызвать детский интерес и использоваться для приобщения детей к чтению.
- Подбор литературы по изучаемой теме (как для детей, так и для классного руководителя.).
Например, при работе с литературными произведениями мы уделяем большое внимание личности автора, поскольку рассматриваем чтение, прежде всего, как общение с другим человеком, а не простое воспроизведение текста. Это позволяет развивать мотивацию к чтению, как к общению с автором. Большую помощь в этом нам оказывает библиотекарь, который часто советует, какие сведения о писателе могут вызвать у детей эмоциональный отклик.
- Осуществление связи с другими библиотеками города и организация их посещения.
Именно от библиотекаря мы получаем информацию о мероприятиях и конкурсах, проводимых другими библиотеками города, и имеем возможность принимать в них участие.
Совместная деятельность библиотеки и педагога:
- Совместное проведение родительских собраний стало уже традиционным.Примерные темы таких собраний: «Роль семьи в развитии читательских умений», «Как привить любовь к чтению» и другие. Невозможно переоценить роль таких собраний для формирования единой читающей среды вокруг ребёнка.
- Совместное проведение классных часов, уроков внеклассного чтения, читательских вечеров.
- «Библиотечные пятиминутки»- рассказ о новинках детской периодики, художественной литературы с аннотацией.
- Участие библиотеки во внеурочной деятельности. В нашей гимназии широкий выбор для занятий во второй половине дня. В целях повышения мотивации к чтению создан «Клуб любителей книги».
- Посвящение в читатели в 1 классе.
После того, как дети заканчивают изучать азбуку, проходит «Посвящение в читатели». К этому мероприятию библиотека и классный руководитель тщательно готовятся, ведь необходимо учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. «Посвящение в читатели» становится важным событием для ребенка, с этого момента школьная библиотека становится самым интересным местом в школе.
- Занятость детей во время каникул.
В каникулярное время библиотека совместно с педагогами организует досуг детей, связанный с читательской деятельностью. В непринужденной обстановке многие дети более активно интересуются книгами, с удовольствием читают и обсуждают литературу.
- Проведение литературных викторин, конкурсов как в одном классе, так и в параллели. Традиционными стали «Викторина по сказкам Пушкина», «Сказочная викторина», конкурсы рисунков и сочинений по произведениям детских писателей.
- Проведение общешкольных мероприятий и конкурсов.
- Стимулирование активно читающих детей.
- Индивидуальная и групповая работа с детьми. В каждом классе есть ребенок, который является ответственным за классную библиотечку, так называемый «книголюб» или «юный библиотекарь». Школьный библиотекарь является куратором этих ребят, осуществляет наставничество.
Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать взаимодействие классного руководителя и библиотеки так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Библиографический список
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издательство “Радяньска школа”, 1985.
- Соловейчик С.Л. Чтение с увлечением. М, 1997.