УДК 372.4

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С БИБЛИОТЕКОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Радаева Чулпан Фиркатовна
МАОУ "Гимназия №34" города Ульяновск
учитель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 18 лет, руководитель методического объединения учителей начальных классов гимназии №34, педагог - тьютор

Аннотация
Одна из важнейших задач работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательских интересов у младших школьников. В статье описываются формы совместной деятельности учителя и школьной библиотеки.

Ключевые слова: развитие читательских интересов, сотрудничество учителя и библиотеки


INTERACTION OF THE CLASS TEACHER WITH THE LIBRARY FOR THE DEVELOPMENT OF READING INTERESTS OF YOUNGER STUDENTS

Radaeva Chulpan Firkatovna
Gymnasium № 34 (Ulyanovsk)
teacher of the highest category, 18 years teaching experience

Abstract
This article describes a joint activity of the teacher and the school library.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Радаева Ч.Ф. Взаимодействие классного руководителя с библиотекой для развития читательских интересов младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/01/2734 (дата обращения: 10.09.2024).

Известный педагог-гуманист В. А. Сухомлинский говорил: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».  Тем самым он подчеркивал значение этого вида деятельности для формирования гармоничной личности.

Что же такое чтение? И каким оно должно быть?

Соловейчик Симон Львович писал:”Нет наслаждения книгой — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение”.

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно этот возраст является сензитивным периодом для развития интереса к чтению. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным

Одна из важнейших задач работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.

Почему же классному руководителю необходимо сотрудничество с библиотекой для формирования  у ребёнка осознанной мотивации к чтению?

  1. Классный руководитель не всегда является компетентным в данном вопросе, особенно если это учитель, преподающий негуманитарные дисциплины. Мы, учителя начальных классов, методически грамотны в этом вопросе, поскольку преподаем литературное чтение. Однако, библиотекарь обладает более широкими знаниями о биографии  авторов и  о произведениях, не входящих в учебную программу, но обладающих высоким  эмоционально-мотивирующим потенциалом.
  2. Классный руководитель не обладает такой богатой материальной базой, которая имеется в библиотеке. (Это прежде всего словари и справочники, энциклопедии и редкие книги, библиографическая картотека  и т.п).
  3. Он не имеет таких тесных  контактов с другими библиотеками города и области, а значит, испытывает трудности при информационном общении с этими учреждениями  и при организации их посещения.

Взаимодействие классного руководителя и библиотеки  осуществляется в двух направлениях:

  1. методической помощи, которую оказывает библиотекарь классному руководителю.
  2. совместной  деятельности классного руководителя и библиотеки.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Методическая помощь, оказываемая библиотекой классному руководителю (учителю-предметнику) подразумевает:

  • Знакомство с методической литературой по самым разным вопросам.

Библиотекарь гимназии  систематически информирует классных руководителей о книжных новинках, которые могут вызвать детский  интерес и использоваться для приобщения детей к чтению.

  • Подбор литературы по изучаемой теме (как для детей, так и для классного руководителя.).

Например, при работе с литературными произведениями мы уделяем  большое внимание личности автора, поскольку рассматриваем чтение,  прежде всего, как общение с другим человеком, а не простое воспроизведение текста. Это позволяет развивать мотивацию к чтению, как к общению с автором. Большую помощь в этом нам оказывает библиотекарь, который часто советует, какие сведения о писателе могут вызвать у детей эмоциональный отклик.

  • Осуществление связи с другими библиотеками города и организация их посещения.

Именно от  библиотекаря мы получаем информацию о мероприятиях и конкурсах, проводимых другими библиотеками города, и имеем возможность принимать в них участие.

Совместная деятельность  библиотеки и педагога:

  1. Совместное проведение родительских  собраний стало уже традиционным.Примерные темы таких собраний: «Роль семьи в развитии читательских умений», «Как привить любовь к чтению» и другие. Невозможно переоценить роль таких собраний для формирования единой читающей среды вокруг ребёнка.
  2. Совместное проведение классных часов, уроков внеклассного чтения, читательских вечеров.
  3. «Библиотечные пятиминутки»- рассказ  о новинках детской периодики, художественной литературы с  аннотацией.
  4. Участие библиотеки во внеурочной деятельности. В нашей гимназии широкий выбор для занятий во второй половине дня. В целях повышения мотивации к чтению создан «Клуб любителей книги». 
  5. Посвящение в читатели  в 1 классе.

После того, как дети заканчивают изучать  азбуку, проходит «Посвящение в читатели». К этому мероприятию библиотека и классный руководитель тщательно готовятся, ведь необходимо учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. «Посвящение в читатели» становится   важным событием для ребенка, с этого момента школьная библиотека становится самым интересным местом в школе.

  1. Занятость детей во время каникул.

В каникулярное время библиотека совместно с педагогами организует досуг детей, связанный с читательской деятельностью. В непринужденной обстановке многие дети более активно интересуются книгами, с удовольствием читают и обсуждают литературу.

  1. Проведение литературных викторин, конкурсов как в одном классе, так и в параллели. Традиционными стали «Викторина по сказкам Пушкина», «Сказочная викторина», конкурсы рисунков и сочинений  по произведениям детских писателей.
  2. Проведение общешкольных мероприятий и конкурсов.
  3. Стимулирование активно читающих детей.
  4. Индивидуальная и групповая работа с детьми. В каждом классе есть ребенок, который является ответственным за классную библиотечку, так называемый «книголюб» или «юный библиотекарь». Школьный библиотекарь является куратором этих ребят, осуществляет наставничество.

Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное  - организовать взаимодействие классного руководителя и библиотеки так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.  


Библиографический список
  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издательство “Радяньска школа”, 1985.
  2. Соловейчик С.Л. Чтение с увлечением. М, 1997.


Все статьи автора «Radaeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: