В современном многообразном мире, каждый индивид обладает исключительными характеристиками: кто-то эффектной внешностью, кто-то внутренними качествами, а кто-то специфической речью. Среди последних выделяются группы людей с дефектами речи. В данной статье будет рассмотрено такое явление, как картавость.
Картавость является одной из форм проявления дислалии. Согласно Селиверстову В.И. – авторупонятийно-терминологического словаря логопеда – дислалия является нарушением звукопроизношения [1]. В свою очередь существуют различные виды этого дефекта, которые зависят от степени проявления дефекта речи и от причин возникновения. Понятие картавости логопеды также связывают с такими терминами, как ротацизм и параротацизм. Параротацизм — нарушение речи, при котором звук [р] заменяется другими звуками. Ротацизм — расстройство произношения фонем [р] и [р'], которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи; в результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдаются следующие варианты ротацизма: отсутствие одной или обеих фонем, носовое произношение, двугубное (с вибрацией губ и без таковой), горловое, одноударное или глухое произношение.
На определенном этапе развития дислалия присутствует у всех людей. Проявляется в основном до пяти лет. Обусловлена недостаточным развитием органов артикуляции. Такой вид дислалии называется физиологическим или возрастным. У ребенка в 5-6 лет, как правило, проходит сама.
Однако существует не только картавость, но и другие виды неправильного произношения. Грассирование (от франц. Grasseyer — картавить), картавое произношение звука [р] на французский манер. В отличие от картавости, грассирование звучит мягче, поскольку произносится только горловой вибрацией без участия языка. Грассирование лечится легче, так как отсутствует деформация языкового произношения.
В нынешнее время какие-либо статистические данные по этой проблеме отсутствуют. Последние опросы, описанные в книге «Логопедия» Правдиной О. В. (1973), показывают [2], что среди детей в возрасте от 5 до 9 лет, около 26 % опрашиваемых не выговаривают звук [р]. Причин картавости так же много, как и людей, страдающих этим нарушением. Детям в русскоязычных семьях трудно дается произношение звука [р], в связи с этим родители обращаются к услугам логопеда. Однако существует вероятность, когда даже логопед не сможет помочь правильно поставить звук. Причиной этого может быть специфическое строение полости рта, например, короткая подъязычная связка, слабые мышцы кончика языка, редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и т. д.
Правдина О. В. в книге «Логопедия» указывает на следующие причины появления ротацизма: «Например, органически обусловленное снижение слуха у маленького ребенка приводит к недоразвитию моторной стороны речи. С другой стороны, длительное функциональное нарушение может обусловить или углубить органическое нарушение» [2]. Существуют и иные причины появления и развития картавости — психологические и социальные. Впоследствии стрессовой, конфликтной, резко непредсказуемой ситуации у индивидуума может произойти некоторое изменение, способное повлиять на произношение.
К социальным причинам относится педагогическая запущенность, которая проявляется в том, что родители не исправляют ошибки в произношении детей и не демонстрируют образцов правильной речи. По мнению большинства педагогов и психологов, дети «копируют» поведение своих родителей, следовательно, если родители не говорят четко и правильно, то и сами дети начинают произносить звуки с ошибками.
Влияние картавости на жизнь индивидуума довольно велико, хотя таковым с первого взгляда оно может и не показаться. Негативной стороной является нарушение психики: появление эффекта «Белой вороны», который особенно сильно проявляется в детстве и подростковом периоде, в периоде становление личности индивидуума. Если ребенок или подросток не сможет преодолеть комплекс, то велика вероятность развития у него различных психических заболеваний, комплексов неполноценности, он будет стесняться самого себя и не сможет выразить свою индивидуальность в полной мере. Однако вышеописанный случай встречается не так часто. Некоторым индивидуумам удается преодолеть «барьер», принять то, что они отличаются от других. Хотя, как показал опрос, проведенный нами среди людей 18-20 лет, даже преодолев подростковый период, индивидуум все равно может чувствовать себя не комфортно среди людей из-за наличия картавости. Картавость также значительно тормозит процессы копинга, т.е. становление стиля совладающего поведения подростков [3].
Картавость может оказывать влияние и на выбор будущей профессии. Так, например, индивидууму с дефектами речи будет трудно устроиться на такие работы, как диктор, где правильная и поставленная речь является важной составляющей профессии.
Однако существует и положительное влияние. Для многих картавость становится их «изюминкой», способом выделения из массы в лучшем понимании этого слова. Так картавость некоторых актеров и актрис придает им привлекательность и делает картавость даже популярной [4]. Зачастую эта особенность притягивает людей противоположного пола друг к другу. Однако, существует категория людей, которых, наоборот отталкивает неправильное произношение другого человека и оставляет впоследствии этого негативное впечатление. Проведенные нами исследования позволили выявить, что около 17% опрашиваемыхвыразили негативное отношение к картавости, 24% – считают этот дефект привлекательным и 59% высказались нейтрально. Таким образом, исследование показывает, что большинство не считают картавость серьезной проблемой в процессе общения.
В заключение, важно заметить, что социальные и психологические последствия картавости имеют более сильное воздействие на человека и его жизнь, чем какие-то иные последствия. Большинство плохо говорящих тяжело переживает свою речевую недостаточность – насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности. Но, тем не менее, при появлении неблагоприятных признаков следует обратиться к специалисту.
Библиографический список
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
- Правдина О. В. Логопедия: учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: “Просвещение”, 1973. – 272 с.
- Скрипкарь М.В. Место мечты в процессе становления копинга молодежи // Перспективы науки и образования, 2013. -№4. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 8.12.2013)
- Романова Н.П., Скрипкарь М.В. Молодежь и кинематограф. Чита: ЧитГУ, 2010. 181 с.