В настоящее время отмечается значительное ухудшение психофизического здоровья детского населения из-за экономических, экологических, социальных и других причин. Известно, что онтогенетическое развитие функциональных систем организма человека имеет критические периоды. В эти периоды человек уязвим для любого воздействия, но именно в это время происходят или не происходят наиболее значимые для развития человека (положительные или отрицательные) морфологические, физиологические и психологические преобразования. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья [1]. Количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, в дошкольном возрасте, по данным разных авторов, достигает от 25% до 40%; свыше 60% – относятся к так называемой «группе риска» [2, с. 8-10]. Школьные психологи говорят о следующих очевидных тенденциях: более 25% мальчиков, приходящих в 1-й класс, – гиперактивны; в средних классах школы – наблюдают примеры социальной неприспособленности, когда дети ищут убежище в мире фантазий, в виртуальном мире. Результат – одержимость и навязчивость по отношению к себе самому и грубость по отношению к другим. В старшей школе – выявляют проблемы социальной дезадаптации. К социальным эпидемиям сегодня относят алкоголизацию, курение, наркоманию, игроманию. Для успешного преодоления любого критического периода необходимо соблюдение определенных условий: готовность ребенка (то есть возрастная зрелость всех систем и, прежде всего, нервной); обогащенность внешней среды (биологической и социокультурной); причем изменчивость и постоянство среды должны находиться в оптимальном соотношении. Однако ни одно из условий адекватного развития на сегодняшний день не выполняется. Основными причинами неблагополучия являются несоответствие между биосоциокультурной средой существования современного человека и возможностями взаимодействия с этой средой. Не менее важными причинами неадекватного развития детей является состояние здоровья матери, эмбриона, плода [3, с. 77-84]. Функциональное развитие мозга обусловлено глобальными эволюционными и биологическими законами. Любая функция организма развивается при совпадении во времени двух факторов: морфологической зрелости церебральных систем, участвующих в обеспечении той или иной психической функции, и психологический запрос извне для актуализации этой психической функции. Если один из факторов отсутствует, то формирования функции не происходит. В норме к моменту рождения глубинные (субкортикальные) структуры мозга сформированы у плода на 75% по отношению к их состоянию развития у взрослого человека. В течение первых двух-трех лет жизни субкортикальные отделы мозга должны достигать своей функциональной зрелости. В этом случае высокая активность корковых отделов головного мозга трехлетнего ребенка не приводила бы к отклонениям в психической сфере за счет спонтанной компенсации глубинных отделов в силу их зрелости. По статистике на сегодняшний день 70% детей рождается с различными видами церебральной незрелости, т.е. нейропсихологический статус этих детей не соответствует норме [4, с. 107-118]. В первую очередь страдают именно глубинные отделы мозга, потому что к моменту рождения кортикальные отделы находятся практически в зачаточном состоянии, тогда как субкортикальные отделы мозга призваны обеспечивать жизнедеятельность организма, несвязанную с сознательной составляющей психики. Причинами является ухудшение экологической ситуации, качества питания, качества жизни, гиподинамия и повышенный уровень стресса у будущей мамы во время беременности [5, с. 16-17; 6]. Современный социум предлагает ребенку технологии, которые опережают его биологическое развитие. Например, раннее обучение чтению (в 2-3 года) приводит к нагрузке на корковые отделы мозга, тогда этот период является наиболее актуальным для оптимизации моторной и эмоциональной сферы, т.е. активно должны развиваться и подкорковые структуры. В результате у ребенка возможны проявления различных заболеваний, психических и физических нарушений, аллергических реакций, отклонений в эмоционально-личностной сфере. Рост психофизических проблем детей и подростков выявляется уже с дошкольного возраста. Соматический, физический и психический статус сегодняшних детей нельзя оценивать, исходя из норм вчерашнего дня. За последние полвека мир кардинально изменился, это не может не сказаться на структуре адаптивных механизмов человека [7, с. 32-33]. Наиболее ярко эти изменения проявляются в детской популяции. Первое проявление девиантного поведения, как правило, начинается в школе. Показано, что у «трудных подростков» достоверно выше уровень агрессивности, тревожности, низки мотивации к учебе, низка самооценка личности, отсутствует мотивационная установка к проявлению волевых усилий. Коррекция девиантного поведения должна осуществляться специалистами – администрацией школы, классным руководителем, школьным врачом, психологом. Практическую коррекционную работу осуществляют специалисты, обеспечивающие досуговую деятельность подростков, одними из которых являются специалисты по физической культуре.
Необходимость реабилитационного подхода к детству связана с нарастающим количеством проблем. Физическая культура и спорт – это мощный социальный феномен, способный формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и личность, начиная с раннего детского возраста. Это мощный реабилитационный потенциал для формирования не только физического, но и психического здоровья; для формирования и развития подкорковых и корковых структур головного мозга. Физическая культура и спорт формируют познавательную активность, воспитывают волю, честность, мужество, трудовые качества, групповую коммуникативность; т.е. формируют человеческие качества, которые способствуют преодолению критических этапов онтогенеза в любом возрасте. Например, для подростков, физическая культура и спорт – это острота ощущений риска, самоактуализация, самоутверждение, коллективное чувство. Это все то, что необходимо подростку для социальной адаптации при переходе от детства к юношеству. Научные работы в области физического воспитания свидетельствуют, что мотивированные установки учащихся школы на 90–95% детерминированы влиянием средств массовой информации, на 5-10% связаны с влиянием учителя физической культуры, семьи [8, с. 161-169]. В связи с этим первоочередная задача средств массовой информации заключается в пропаганде физической культуры и спорта как фактора физического, психического, нравственного здоровья и социального статуса. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуризации их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, 80% подростков отдают им предпочтение. Социологические исследования «трудных подростков» показали, что основной причиной их противоправных действий является моральный климат семьи: 72% детей конфликтуют с родителями, 28% – со сверстниками. Учебно-тренировочный процесс с «трудными детьми и подростками» должен характеризоваться длительностью, систематичностью. Средства и методы физической культуры должны быть адекватны интересам и потребностям, способствовать формированию мотивационных установок и самооценки личности. В качестве средств физической культуры рекомендуют упражнения аэробной направленности, умеренной интенсивности, туризм [9, с. 44-45]. Исследования, проведенные в разных городах России, показали, что вовлечение «трудных подростков» в спортивные секции дало положительные результаты: у 50% – снижена агрессивность, тревожность; у 70% – снизилось отрицательное отношение к школьным занятиям; с 46% до 7% – уменьшилось количество неуспевающих; уменьшилось количество подростков конфликтующих с родителями; многие подростки сняты с учета [10, с. 286-289]. Физическая культура и спорт способствуют развитию психологических, нравственных характеристик личности, облегчают процесс социальной адаптации.
Библиографический список
- Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры. 2000. 275 с.
- Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Издательский центр «Академия». 2002.
- Энукидзе Г.Г., Опарина О.Н. Эндотоксиновая агрессия в патогенезе женского бесплодия на фоне хронических гинекологических воспалительных заболеваний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2008. №4.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов. М.: АСТ: Астрель. 2005.
- Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Физическая культура как основное средство поддержания здоровья детей в экологически неблагоприятных районах // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 1-1(20).
- Опарина О.Н. Биологические свойства эндотоксина кишечной микрофлоры // Современные научные исследования и инновации. Январь 2014. – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/31034
- Опарина О.Н., Кочеткова Е.Ф. Функциональные резервы адаптации // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12-1(19).
- Пашин А.А. Структурно-динамические и типологические характеристики субъективного отношения к физической культуре и спорту // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. №4 (16).
- Кочеткова Е.Ф., Петрунина С.В., Хабарова С.М. Адаптивная двигательная рекреация как средство социальной реабилитации подростков с дезадаптивным поведением // Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью: материалы Международной конференции. Пенза. 2010. Том 2.
- Кочеткова Е.Ф., Белоусова И.Б., Канарейкин Е.М. Физическая культура как фактор социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: сборник научных трудов. Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ. 2011.
Количество просмотров публикации: Please wait