В настоящее время чрезвычайную актуальность приобретают проблемы, обусловленные значительным ростом преступности. Глобальный формат для российского общества начинает приобретать подростковая преступность. Особую актуальность приобретают вопросы оценки преступности несовершеннолетних в силу влияния возрастного фактора: подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Так, согласно данным единой межведомственной информационно-статистической системы РФ [1], противоправная деятельность несовершеннолетних в России в последние годы высока и несет социальную опасность современному обществу.
Нами проанализированы данные за 2010 – 2013 гг., отражающие численность несовершеннолетних как субъектов преступлений в целом по РФ, а также по Сибирскому федеральному округу.
На примере Алтайского края мы можем проследить как менялась противоправная деятельность несовершеннолетних на протяжении 4 лет. Статистика не имеет стабильных границ, показатели 2010 году имеют наибольшее количество подростков, преступивших черту закона, – 1576, после чего данные официальной статистики идут на спад 2011 год – 1459, 2013 год -1320. Уменьшение по показателю «число несовершеннолетних, преступивших закон» наблюдается и в Российской Федерации, и в Сибирском федеральном округе. Но, острота проблемы, особенно на фоне демографического кризиса, по-прежнему имеет особо важное значение для общества. В Алтайском крае, в частности, (если оценивать удельный вес) отмечается рост подростковой преступности в 2013 году. Поэтому, чтобы иметь возможность бороться с данным «недугом» нужно понять причины, по которым совершаются несовершеннолетними преступления, проанализировать факторы, оказывающие негативное влияние на формирование личности.
В отечественных и зарубежных исследованиях [2; 3] отмечается, что правонарушения несовершеннолетних специфичны, касаются судеб подрастающего поколения, по их состоянию оценивают нравственность общества. Антиобщественные установки несовершеннолетних социальны по своему происхождению, их формирование происходит в процессе общения индивида с окружающей средой. В этой связи для обеспечения социального благополучия каждого человека важна постановка и решение задачи минимизации, снижения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, в том числе посредством совершенствования социальной поддержки личности и семьи, механизмов индивидуальной реабилитации подростка.
На основе анализа научной литературы (правовой, социологической, психолого-педагогической) и включенного наблюдения за деятельностью несовершеннолетних в процессе социализации нами выделены следующие основные причины, обусловливающие распространение преступности в среде несовершеннолетних.
1. Биологические и психологические причины
В период полового созревания у подростков появляется сильное стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство. Особую значимость имеют возрастные особенности несовершеннолетнего, прежде всего, это недостаток жизненного опыта, юношеский максимализм, нигилизм, эмоциональная возбудимость, высокая подверженность влиянию со стороны, протестное поведение, ярко выражена потребность в самоактуализации.
2. Семейное неблагополучие
Семья – микрофактор социализации личности, а родители для ребенка являются агентами первичной социализации, именно они формируют задатки и формы поведения ребенка. Формирование личности определяется образом жизни семьи, который А.С. Макаренко называл «общим тоном семьи». Семья закладывает в сознание человека ценности, которыми он руководствуется в течение жизни. Ребенок списывает поведение своих родителей и примеряет на себя эти роли. Преступления совершаются детьми в отношении которых родители не исполняют или ненадлежащее исполняют свои обязанности по воспитанию, содержанию, защите ребенка. Низкий воспитательный потенциал семьи приводит к развитию преступных наклонностей еще в раннем детстве, впоследствии коррекция данных наклонностей находится в проблемном поле профессиональной деятельности педагогов, психологов, специалистов по социальной работе. Широкое распространение развода, дизгармонизация детско-родительских отношений, отсутствие нормальных жилищно-бытовых условий, заботы в семейных условиях оказывают значительное влияние на рост преступности несовершеннолетних. Таким образом, одним из условий формирования личности несовершеннолетнего преступника является семейное неблагополучие, отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение, а также финансовые трудности родителей.
3. Беспризорность несовершеннолетних
Семейное неблагополучие влечет беспризорность. Оказываясь на улице, дети, чтобы выжить, начинают воровать, и если не последовало наказание, то у ребенка начинают «развязываться руки», и масштаб преступления становится крупнее.
4. Аддиктивное поведение: алкоголизм и наркомания
Самым заметным для окружающих следствием употребления подростками спиртного является нарушения эмоционального состояния. Такие подростки становятся менее активными в общественной и трудовой деятельности. На первый план выходят грубость, вспыльчивость, безынициативность, внушаемость, склонность к проявлению агрессии и другим асоциальным поступкам. Еще более разрушительное воздействие на состояние физического и психологического здоровья несовершеннолетнего оказывают наркотические и другие сильнодействующие, одурманивающие вещества.
5. Снижение воспитательной функции системы образования
Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, вместе с тем мы видим, что вся система образования ориентирована на знания, так как именно этот аспект проверяется в форме различных экзаменов, и сформированность системы знаний у учащихся выступает одним из показателей эффективности работы школы. Учебные заведения утрачивают свои полномочия в системе воспитания несовершеннолетних как целенаправленного процесса по формированию ценностного отношения человека к себе и к окружающему миру.
6. Средства массовой информации и Интернет
Средства массовой информации, прежде всего телевидение, систематически культивируют среди молодежи преступную идеологию. Российское телевидение превратилось в развлекательно-коммерческое и почти полностью утратило воспитательные и образовательные функции. Пропаганда праздного образа жизни является мощным виктимизирующим фактором несовершеннолетней аудитории. Доступность Интернет-ресурсов влечет бесконтрольность поведения подростка со стороны взрослых, совершение преступлений, в том числе в киберпространстве.
Проведенное исследование показывает, что по степени влияния причины преступности несовершеннолетних распределены следующим образом:
– Влияние со стороны (сверстников, взрослых) – до 70%;
– Нехватка денег, нужда – 50-60%;
– Стремление выделится, желание острых ощущений – 30-40%;
– Проблемы в семье, «от нечего делать» – 20-30%;
– Пропаганда насилия через средства массовой информации – до 25%;
– Недостача родительского внимания – до 25%;
– Любопытство – до 15%;
– Употребление психоактивных веществ – до 15%;
– Безнаказанность – 10-12%.
Знание причин преступности несовершеннолетних повышает эффективность реализации социальной профилактики данной девиации. В Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4] профилактика определяется как «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих …правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении».
Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 17.10.2007 г. №5; от 22.05.2009 г. №2 (c изм. и доп.) создали правовую основу развития и внедрения технологий социальной профилактики правонарушений в регионе, закрепив механизмы реализации межведомственного подхода.
Анализ разработанного и реализуемого технологического обеспечения показывает, что технологии социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних:
– имеют межпредметное происхождение (базируются на криминологическом, психолого-педагогическом, социологическом и др. знании);
– носят межведомственный характер (интегрируют деятельность по профилактике различных сфер – образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, охраны правопорядка и др.);
– учитывают, что индивидуальная профилактическая работа начинается с оказания социальных услуг немотивированному клиенту, опыт противоправного поведения которого является фактором риска для повторного совершения антиобщественного действия;
– осуществляются в разноуровневом социуме (на микроуровне – личность, семья, школа, соседство, группа сверстников, на мезоуровене – средства массовой информации, регион, поселение).
Теоретический базис в реализации технологий социальной профилактики образуют следующие принципы социальной работы с клиентом:
– аксиологичности, согласно которому ребенок, его жизнь, здоровье, благополучие, несмотря на то, что когда-то он преступил закон, оступился, являются ценностями системы профилактики;
– гуманизма, ориентирующего субъектов профилактики на социальную реабилитацию несовершеннолетних, а не на наказание, осуждение;
– непрерывности профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей не только в процессе социальной реабилитации, но и в постреабилитационный период;
– преемственности и согласованности профилактических мер в деятельности субъектов системы профилактики;
– системности социальных услуг, обеспечивающих социально-полезную занятость несовершеннолетних в различных сферах;
– адресности, направленного на дифференциацию профилактических мер с учетом вида наказания, индивидуальных особенностей несовершеннолетнего;
– социальной адекватности, позволяющего максимально аккумулировать ресурсы образования, социальной защиты, правоохранительных органов, управления и других социальных институтов с личностными ресурсами клиента.
Инновационный компонент социальной профилактики правонарушений представлен направлениями работы, позволяющими расширить реабилитационное пространство, обеспечить вариативность социальных услуг в направлении изменения смысложизненной позиции несовершеннолетних:
– досудебное сопровождение несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности;
– становление и развитие служб примирения в регионе;
– ресоциализация несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, находящихся в социально-опасном положении, в условиях социальной квартиры, социальной гостиной;
– адресная единовременная натуральная помощь на этапе выхода из мест лишения свободы («социальный рюкзак»);
– социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в лагерях дневного пребывания, в выездных профильных лагерях;
– психологическая реабилитация подростков в комнатах сетевой терапии.
Перспективы социальной профилактики преступности среди несовершеннолетних в Алтайском крае связаны с информационной поддержкой, нацеленной на привлечение внимания населения, общественности к проблемам детства в целом и подростковой преступности, в частности, как направления ранней превентивной помощи и поддержки.
Библиографический список
- Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do
- Комарницкий А.В. Проблемы преступности несовершеннолетних: история и современность. – СПб.: Издательство Юридического института, 2007. – 195 с.
- Шульга Т., Спаниярд Х, Слот В. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением: альтернативные наказания в Нидерландах // Социальная педагогика. – 2010. – №2. – С. 103-112.
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №26 (28 июня). – Ст. 3177.