Слово «гендер» прочно вошло в русскоязычную научную терминологию и обозначает социальные, а не только биологические, аспекты пола, т.о. пол рассматривается не как однозначная биологическая данность, а как сложная социальная конструкция. В целом можно отметить, что в современной отечественной психологии представление о гендере и гендеоной идентичности личности слабо разработано, некоторые трактовки вступают в противоречие друг с другом, что связано с предметными различиями научных интересов ученых. Кроме того, слово «гендер» стало весьма популярным в современном русском языке, употребляясь в значении «пол». В рамках данной работы мы будем понимать термин «гендер» как социокультурные представления о личности мужчин и женщин и индивидуальные когнитивные схемы в отношении личности людей разного пола и разных сексуальных предпочтений [2, 3, 5].
Другим ключевым понятием является гендерная идентичность, т.е. процесс и продукт конструирования субъектом себя и социальной реальности посредством конструктов маскулинности и феминности. Собственную гендерную идентичность, гендерные роли, а также самооценку ребенок формирует, основываясь на подобных эталонах. В свою очередь, гендерные роли всегда связаны с определенными гендерными стереотипами. Стереотип – устойчивое, привычное и обычно упрощённое обобщение относительно какой-то группы или некоего класса людей. С помощью стереотипов мы «классифицируем» людей по их отнесенности к той или иной группе. Гендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и соответствуют понятиям «мужское/маскулинное» и «женское/фемининное» [4, 7].
В структуре гендерной идентичности Клецина И.С. [3, 5] выделяет следующие компоненты:
• когнитивный (познавательный) — осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности/женственности;
• аффективный (оценочный) — оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности/фемининности;
• конативный (поведенческий) — самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями.
Хотя термин «гендерная идентичность» появился только в 1970-х гг., ранее существовали его аналоги: половая или поло-ролевая идентификация, психологический пол, которые изучают различные авторы [2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12].
В своей работе посвященной исследованию представлении о красивой женщине Д.В. Погонцева [10] одной из задач ставит рассмотрение того, как гендерная идентичность субъекта представлений влияет на представления о красивой женщине, на оценку внешнего облика и личностные характеристики. Испытуемыми выступали женщины, которых с помощью методики МИГИ С. Бем в адаптации М. Бураковой автор разделила на 3 группы по типу гендерной идентичности. Анализ данных позволил сделать вывод о том, что 84% фемининных и 71% андрогинных респондентов представляют красивую женщину как фемининную, тем самым следуют стереотипным представлениям, бытующим в обществе и СМИ. Вариативность в приписываемой гендерной идентичности красивой женщины продемонстрировали респонденты с маскулинной гендерной идентичностью. В другой работе Д.В. Погонцевой и Д.Д. Узловой [11] было отмечено, что описывая успешного мужчину, 79,5% респондентов приписывают ему маскулинную гендерную идентичность и 13% – андрогинную с высоким уровнем маскулинности. Ключевыми при описании успешного в деловой сфере мужчины являются следующие характеристики: мужественный, обладающий лидерскими качествами, действующий как лидер, счастливый, независимый, аналитически мыслящий, самодостаточный, обаятельный и чистый. При этом он никогда или редко обладает такими качествами как: женственный, необязательный, неестественный, доверчивый, равнодушный, ревнивый и уступчивый.
Лидерство, как мы уже отмечали ранее [12, 13], это категория которую необходимо изучать как совокупность личностных характеристик лидера, его внешнего облика (имиджа, экспрессии), особенностей его поведения (соответствие нравственным нормам) и, в тоже время, учитывать наличие или отсутствие таких параметров как обаяние, харизма, аттрактивность, а также приписанной и реальной гендерной идентичности, как набора социально приписанных характеристик.
В нашей работе мы поставили задачу – изучить гендерные особенности представлений о лидере. Для решения данной задачи, мы предложили группе студентов заполнить методику МИГИ С.Бем, в адаптации М.Бураковой [1].Респонденты, студенты – психологи от 18 до 23 лет состоящие в одной учебной группе. Участникам исследования предлагалось оценить в какой степени перечисленные характеристики соответствуют их представлению о себе и об идеальном лидере. С целью определения различий по всем компонентам представлений о себе и идеальном лидере применялся тест Уилкокосона.
Респондентов мы поделили на 4 группы по типу гендерной идентичности, которую они приписывают эталонному лидеру: 62% – считают, что лидер должен обладать маскулинной гендерной идентичностью, 17% – феминной гендерной идентичностью, 17% – андрогинной гендерной идентичностью, и 4% затруднились определить какими характеристиками должен обладать лидер, и не смогли категоризировать его к какому либо типу гендерной идентичности (недифференцированный тип гендерной идентичности).
В ходе анализа полученных данных, мы выявили, что существует различия в оценках соответствия личностных особенностей представления о себе и об идеальном лидере (таб.1) между такими характеристиками, как:
Таблица 1. Показатели критерия Уилкоксона
характеристика |
T |
Z |
p-value |
Аналитически мыслящий | 34,0000 | 2,011870 | 0,044235 |
Любящий | 29,0000 | 2,655984 | 0,007908 |
Действующий как лидер | 4,0000 | 3,875478 | 0,000106 |
Чувствительный к нуждам окружающих | 41,5000 | 2,572066 | 0,010110 |
Ревнивый | 14,0000 | 3,397273 | 0,000681 |
Обладающий лидерскими качествами | 4,0000 | 3,875478 | 0,000106 |
Равнодушный | 39,0000 | 2,025092 | 0,042859 |
Необязательный | 11,5000 | 2,376112 | 0,017497 |
Мужественный | 49,0000 | 2,516088 | 0,011867 |
Таким образом, исходя из полученных данных, мы видим, что лидер обладает более выраженными маскулинными характеристиками такими как «аналитически мыслящий», «действующий как лидер», «обладающий лидерскими качествами» и «мужественный», и менее выраженными феминными характеристиками «чувствительный к нуждам» и «любящий». Однако такие данные можно объяснить спецификой выборки – 70% респондентов – девушки.
Кроме того, интересно отметить, что самые высокие баллы (т.е. как наиболее характерные для лидера) получили такие характеристики, как: обладающий лидерскими качествами, действующий как лидер, аналитически мыслящий, дружелюбный, обаятельный, чувствительный к нуждам окружающих, добросовестный, напористый, полезный для других, независимый, чистый, счастливый, доминирующий, искренний, готовый идти на риск, самодостаточный. Не характерными для лидера – респонденты назвали: готовый облегчить страдания других, сочувствующий, мужественный, сильный физически, сострадательный, любящий, женственный, мягкий, уступчивый, доверчивый, ревнивый, неестественный, равнодушный, необязательный.
Таким образом, в представления о лидере включены как маскулинные, так и феминные характеристики. Однако, для более подробного изучения данного феномена мы считаем необходимым расширить выборку и сравнить различия представления о гендерной идентичности лидера – у респондентов с различной гендерной идентичностью.
Библиографический список
- Буракова М.В. Интерпретация маскулинности – фемининности внешнего облика женщины (на примере прически). Диссер. … канд. психол. наук. /М.В. Буракова. Ростов-на-Дону, 2000. 202 с.
- Воронцов Д.В. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 2. С. 8-18.
- Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.: ил. — (Серия «Практикум»).
- Герасимова О.А., Лабунская В.А. Влияние выраженности феминности-маскулинности на самооценки компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути // Северо-Кавказский психологический вестник. 2004. № 2. С. 131.
- Клецина И.С. Гендерная социализация СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.
- Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978. 367 с
- Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. —344с.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.— Ростов н /Д: Феникс, 1999.— 608 с.
- Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010.
- Погонцева Д.В., Узлова Д.Д. Категоризация мужчин как успешных и красивых // Education Sciences and Psychology. 2013. № 2 (24). С. 35-38.
- Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Внешний облик лидера в современных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=32330 (дата обращения: 18.03.2014).
- Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Лидер – как совокупность личностных и ситуативных характеристик // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/?p=6477 (дата обращения: 11.04.2014).