Введение
Самоубийства относятся к трём ведущим причинам смертности в возрастной группе от 15 до 34 лет, что характерно для обоих полов (ВОЗ, 2001). Сопоставление места суицидов в структуре смертности данной возрастной группы населения в европейских странах показало, что самоубийство как причина смерти занимает второе место (после несчастных случаев на транспорте) в общей популяции среди мужчин и третье место (после онкологических заболеваний и транспортных катастроф) – среди женщин. Таким образом, общество теряет людей самого продуктивного возраста [1].
Кризис существования или экзистенциальный кризис – это состояние тревоги, глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Экзистенциальный кризис (от лат. exsistentia – существование) распространён в культурах, где основные нужды населения, необходимые для выживания, удовлетворены [9, С. 85].
Отметим, что возрастные кризисы и кризисы индивидуального жизненного пути (экзистенциальные) являются одной из частых причин обращения за психологической помощью. Экзистенциальный кризис может возникнуть в любой период в жизни человека, но иногда он совпадает по времени с определённым возрастным кризисом. У мужчин экзистенциальные кризисы встречаются чаще и протекают более длительно. Иерархия смыслов существования у женщин выстроена иначе, чем у мужчин. У женщин самореализация связана с любовью к семье, заботой о детях. Мужчины в большей степени ориентированы на дело, на достижение успеха [9, С. 85].
Методика
В 2013-2014 г.г. было проведено эмпирическое исследование отношения к жизни и смерти у суицидентов в юношеском возрасте.
В экспериментальную группу вошли 35 испытуемых в возрасте от 17 до 23 лет, 21 девушка и 14 юношей, имеющие в анамнезе жизни одну или несколько суицидальных попыток, в основном, с незаконченным высшим образованием или студенты различных ВУЗов. Контрольную выборку составили 35 испытуемых в возрасте от 17 до 23 лет, 19 девушек и 16 юношей. Из них 10 учащихся 11-го класса средней школы и 25 студентов и слушателей психологических факультетов.
Базами исследования послужили: Психиатрическая клиническая больница № 4 имени П.Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы; Московский НИИ психиатрии Минздрава России; Центр инновационных технологий в психологии и образовании «Мегаполис» г. Москвы; ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 761 СВАО г. Москвы; факультеты психологии образования и повышения квалификации ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».
Специфика отношения к жизни и смерти суицидентов юношеского возраста изучалась с помощью методик «Переживание экзистенциальных кризисов» Л.В. Сенкевич, «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер, «Отношение к смерти» И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич и Шкала удовлетворённости жизнью E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen, & S. Griffin.
Особенности переживания экзистенциальных кризисов изучались при помощи методики «Переживание экзистенциальных кризисов», разработанной Л.В. Сенкевич в 2012 году. Теоретическими основаниями методики послужили представления В. Франкла, Э. Эриксона, И. Ялома, А. Лэнгле о содержании и критериях экзистенциальных кризисов [7;11;12;13].
Методика состоит из 100 утверждений, на которые имеется 5 вариантов ответа: «Полностью согласен», «Скорее согласен», «Затрудняюсь ответить», «Скорее не согласен», «Абсолютно не согласен». Ответы оцениваются по 10 шкалам: 1) неудовлетворённость собой; 2) неудовлетворённость своим прошлым; 3) неудовлетворённость своим настоящим; 4) отчаяние, страдание и чувство вины; 5) бессмысленность социальных связей; 6) бессмысленность дела, профессии, карьеры; 7) обесценивание человеческой жизни; 8) одиночество; 9) незащищённость; 10) проблемы личной свободы и ответственности. Методика имеет три модификации: вариант для подростков и юношей; вариант для лиц молодого и зрелого возрастов; вариант для пожилых людей. Оценка по шкалам в интервале от (– 20) до (– 5) баллов говорит о низкой степени выраженности данного критерия; в интервале от (– 5) до 5 баллов – о средней и в интервале от 5 до 20 баллов – о высокой степени выраженности данного критерия [10].
Методика «Отношение к смерти» разработана И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич в 2011 году. Методика представляет собой опросник, включающий 10 закрытых вопросов. Поскольку отношение к смерти может быть, как это показано в психологической литературе, неразрывно связано с удовлетворённостью жизнью (со степенью удовлетворённости), первые два ключевых вопроса методики касаются именно этого аспекта проблемы.
Выбирая ответы на поставленные вопросы, испытуемый в 8 случаях отмечает 1 ответ, в 2 пунктах он может выбрать 2-3 утверждения. 8 ответов отражают оптимистичное отношение к жизни и смерти, 8 ответов – пессимистичное. Испытуемый может дать максимум 13 ответов.
Каждый оптимистичный ответ оценивается 1 баллом с положительным значением (+1). Каждый пессимистичный ответ оценивается 1 баллом с отрицательным значением (–1). Если сумма набранных испытуемым баллов является отрицательной, его отношение к смерти оценивается как пессимистичное. Интервал от 0 до (+3) свидетельствует об амбивалентном (противоречивом) отношении к смерти. Сумма баллов, превышающая показатель (+3) балла, оценивается как оптимистичное отношение [5].
Шкала экзистенции (ШЭ) (адаптированная С.В. Кривцовой версия Existenzskala А. Лэнгле, К. Орглер, была разработана в рамках экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле, и является одним из психометрических инструментов для выявления данного параметра. Данная методика направлена на измерение экзистенциальной исполненности, которая в свою очередь, наглядно демонстрирует, степень осмысленности в жизни испытуемого. Разработка опросника завершилась в 1989 году. ШЭ была адаптирована к русскоязычной выборке в 2007 году.
Шкала представляет собой 46 утверждений с шестью градациями ответов, в результате обработки распределяющихся по четырём субшкалам: самодистанцирования (SD), предполагающего способность предпринять когнитивные и эмоциональные усилия отдалиться от ситуации, изменить позицию непосредственного участника происходящего на позицию стороннего наблюдателя; самотрансценденции (ST) – по В. Франклу, выхода за пределы своего «Я», ориентации не на свои частные интересы и цели, а на окружающую социальную действительность, нахождения смысла в чём-то, находящемся за пределами своей личности; свободы (F), определяющейся, по Э. Фромму, через понятия целостности, креативности, спонтанности и любви к жизни, а по Р. Мэю – как рефлексия возможностей в рамках индивидуального жизненного пути; ответственности (V), понимаемой как осознание обязательности достижения поставленных целей и выполнения взятых на себя обязательств, и определяемой через понятия «интернальность», «чувство долга», «атрибуция ответственности за успехи и неудачи в условиях совместной деятельности» [4].
Общий G-показатель экзистенциальной исполненности личности, определяемой как субъективное ощущение личностью внутреннего согласия с собой и с миром, удовлетворённости потребности в трансцендентности, равновесия между самодетерминацией и свободой воли, значимости базисных ценностей, позитивной перспективы потребного будущего, имеющего смысл, – складывается из суммы промежуточных показателей вышеописанных субшкал: показателя Р (персональность), представляющего собой сумму значений показателей SD (самодистанцирование) ST и описывающего блокировку (при низких значениях) или актуализацию базовых персональных (эмоциональных и когнитивных) потенций личности, и показателя Е (экзистенциальность), формирующегося из суммы значений показателей V (ответственность) и F (свобода) и свидетельствующего о способности справляться с внешним миром, принимать решения и воплощать их в жизнь [4].
Шкала удовлетворённости жизнью E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen, & S. Griffin включает в себя 5 утверждений, посвященных разным аспектам удовлетворенности жизнью, например, таких, как: «В основном, моя жизнь соответствует моему идеалу». Э. Динер ввёл понятие «субъективное благополучие», подразумевая под ним совокупность трёх основных компонентов: приятные эмоции, удовлетворение, не приятные эмоции. Данная методика выявляет уровень интеллектуальной и эмоциональной удовлетворённости жизнью.
Испытуемому предлагается 7 градаций ответов от 1 (не согласен) до 7 (полностью согласен). При обработке данных необходимо сложить все получившиеся цифры по шкалам. 25-35 баллов свидетельствуют о высокой удовлетворённости жизнью, 15-25 – о средней и 5-15 – о низкой степени удовлетворённости жизнью [14].
Результаты эмпирического исследования.
Тестирование проводилось посредством одновременного предъявления методик, между шкалами методик была подсчитана ранговая корреляция Ч. Спирмена. Учитывались результаты исследования с достоверностью не ниже 95%, при p-уровне ≤ 0,05.
1. Для исследования на экспериментальной и контрольной выборках тесноты связей между степенью переживания экзистенциального кризиса и уровнем экзистенциальной исполненности, были использованы: методика «Переживание экзистенционального кризиса» («ПЭК») Л.В. Сенкевич, методика «Шкала экзистенции» («ШЭ») А. Лэнгле, К. Орглер.
Выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости в контрольной группе между показателями всех шкал методики «ШЭ» и показателями всех шкал методики «ПЭК». Это значит, что у испытуемых контрольной выборки при возрастании выраженности переживания экзистенциального кризиса снижается уровень экзистенциальной исполненности, и – наоборот, при уменьшении выраженности переживания экзистенциального кризиса – увеличивается уровень экзистенциальной исполненности.
Наряду с этим, выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной группе между показателями шкал: самотрансценденция, персональность методики «ШЭ» и показателями всех шкал методики «ПЭК». При этом, выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне между общим показателем экзистенциальной исполненности по методике «ШЭ» и показателями почти всех шкал методики «ПЭК», кроме шкал «Неудовлетворённость собой» и «Незащищённость». Наконец, выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости между показателями шкалы «Самодистанцирование» методики «ШЭ» и показателями почти всех шкал методики «ПЭК», кроме шкал «Отчаяние, страдание и чувство вины» и «Незащищённость».
Всё это значит то, что у испытуемых экспериментальной выборки при возрастании выраженности переживания экзистенциального кризиса снижается уровень экзистенциальной исполненности, и – наоборот. Таким образом, в этих параметрах показатели контрольной и экспериментальной групп совпадают.
2. Помимо указанного выше, для исследования на экспериментальной и контрольной выборках тесноты связей между степенью переживания экзистенциального кризиса и уровнем удовлетворённости жизнью, были использованы: методика «Переживание экзистенционального кризиса» («ПЭК») Л.В. Сенкевич, методика «Удовлетворённость жизнью» Э. Динер.
Выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости в контрольной и экспериментальной группах между показателями шкалы «Удовлетворённость жизнью» и показателями всех шкал методики «ПЭК». Это значит, что у юношей и девушек с суицидальной активностью, как и у их сверстников из группы нормы, при возрастании выраженности переживания экзистенциального кризиса, снижается уровень удовлетворённости жизнью.
3. Кроме того, для исследования на экспериментальной и контрольной выборках тесноты связей между степенью переживания экзистенциального кризиса и отношением к жизни и смерти, были использованы: методика «Переживание экзистенционального кризиса» («ПЭК») Л.В. Сенкевич, методика «Отношение к жизни и смерти» И.Ю. Кулагиной, Л.В. Сенкевич.
Выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной группе между показателями шкалы отношение к жизни и смерти и показателями всех шкал методики «ПЭК». Это значит, что у юношей и девушек с суицидальной активностью при возрастании переживания экзистенциального кризиса появляется пессимистическое отношение к жизни и страх перед смертью.
4. Плюс к указанному выше, для исследования на экспериментальной и контрольной выборках тесноты связей между отношением к жизни и смерти, уровнем удовлетворённости жизнью и уровнем экзистенциальной исполненности, были использованы, в совокупности, методики: «Отношение к жизни и смерти» И.Ю. Кулагиной, Л.В. Сенкевич, «Удовлетворённость жизнью» Э. Динер, «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер.
Выявлена положительная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной группе между показателем методики «Отношение к жизни и смерти» и шкалами «Самодистанцирование», «Самотрансценденция», «Персональность» методики «ШЭ», общим G-показателем экзистенциальной исполненности методики «ШЭ» и показателем удовлетворённости жизнью методики Э. Динер.
Это соотношение свидетельствует о том, что у юношей и девушек с суицидальной активностью при формировании пессимистического отношения к жизни и смерти наблюдается ухудшение способности к самодистанцированию, самотрансценденции, персональности и снижается уровень удовлетворённости жизнью.
5. При всём указанном выше, для исследования на экспериментальной и контрольной выборках тесноты связей между уровнем удовлетворённости жизнью и уровнем экзистенциальной исполненности, были использованы методики: «Удовлетворённость жизнью» Э. Динер, «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер.
Выявлена положительная корреляция на высоком уровне значимости в контрольной группе между шкалой удовлетворённость жизнью и всеми шкалами методики, выявляющей уровень экзистенциальной исполненности. Это значит, что чем выше степень удовлетворённости жизнью у юношей и девушек в группе нормы, тем выше у них уровень экзистенциальной исполненности.
Выявлена положительная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной группе между показателями шкалы удовлетворённость жизнью и шкалами самодистанцирование, самотрансценденция, персональность, и общим показателем экзистенциальной исполненности. Это значит, что чем ниже уровень удовлетворённости жизнью у суицидентов юношеского возраста, тем менее выражена у них. способность к самодистанцированию, персональности, экзистенциальной исполненности.
6. При всём при этом, выявлена положительная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной и в контрольной группе между показателями шкал методики «ПЭК» Л.В. Сенкевич. Это означает, что повышение степени неудовлетворённость собой, своим прошлым, настоящим, способствует повышению уровня отчаяния, страдания, чувства вины, бессмысленности социальных связей и профессии, а так же приводит к обесцениванию человеческой жизни, одиночеству, незащищённости и к проблемам свободы и ответственности. Повышение уровня бессмысленности социальных связей и профессиональной деятельности, обесценивание человеческой жизни, способствует повышению уровня неудовлетворённости собой, своим прошлым, настоящим, а также формирует более глубокое чувство одиночества и незащищённости.
7. Выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной и в контрольной группе между показателями методики «Шкала экзистенции».
В контрольной выборке выявлены положительные корреляции между показателями всех шкал данной методики. Это означает, что, самодистанцирование, самотрансценденция, свобода, ответственность, персональность, экзистенциальность и показатель общей экзистенциальной исполненности у юношей и девушек контрольной группы взаимосвязаны между собой. Повышение уровня одного показателя приводит к повышению уровня по другим показателям.
В экспериментальной выборке выявлены положительные корреляции между показателями шкал: самодистанцирование, самотрансценденция, персональность; между шкалами свобода, ответственность, экзистенциальность; между шкалами персональность, самодистанцирование, самотрансценденция; между шкалой «общий показатель экзистенциальной исполненности» и остальными шкалами «ШЭ». Это свидетельствует о том, что многие компоненты экзистенциальной исполненности у юношей и девушек с суицидальной активностью взаимосвязаны между собой.
Выводы
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы.
I. Для экспериментальной группы характерны: низкая осмысленность жизни, эмоциональная опустошённость, низкий уровень экзистенциальной исполненности, обесценивание жизни, а так же высокие показатели неудовлетворённости собой, своим прошлым, настоящим и неспособность отодвигать свои проблемы на дистанцию относительно самого себя. У лиц с суицидальным поведением отсутствует критический взгляд на вещи и различные ситуации, снижена способность к контролю над собственными эмоциями; они чаще испытывают чувство одиночества, вины и незащищённости. Юноши и девушки, являющиеся суицидентами, более закрыты для восприятия себя и мира, незрелы, нерешительны и неуверенны в себе, по сравнению с юношами и девушками, не совершавшими попытки самоубийства. У юношей и девушек, совершавших суицидальные попытки, по сравнению с их сверстниками, не совершавшими таковых, – более остро встают проблемы, связанные с личной ответственностью и свободой. Юноши-суициденты и девушки-суициденты подвержены риску частой смены настроения, возникновения апатии и депрессии. Все эти показатели существенно влияют на их удовлетворённость жизнью, которая в данной выборке снижена, по сравнению с группой нормы. Всё это обусловливает пессимистический или амбивалентный взгляд на жизнь и смерть в суиидальной группе выборки, – практически независимо от пола данных респондентов.
II. Для юношей и девушек из контрольной группы характерны: высокая осмысленность жизни, эмоциональная исполненность, открытость к восприятию себя и мира, уверенность в себе и собственных силах, высокая степень удовлетворённости своим прошлым и настоящим. Они реже испытывают чувство одиночества, вины, отчаяния и незащищённости, чем лица с суицидальной активностью. У юношей и девушек из группы нормы возникает меньше экзистенциальных проблем, связанных с личной ответственностью и свободой, по сравнению с их ровесниками-суицидентами. Жизнь юношей и девушек контрольной группы наполнена смыслом и имеет весьма определённую ценность для них, они хорошо ориентируются в окружающем пространстве, способны предпринимать решительные действия и отвечать за их последствия. Они обладают способностью хорошо контролировать собственные эмоции, они умеют сопереживать и сочувствовать другим людям. Оптимистический взгляд на проблемы жизни и смерти, обусловливает у них высокую степень удовлетворённости жизнью, – в независимости от пола этих респондентов. Отметим, что кардинальные различия во взглядах на жизнь и смерть представляются нам одним из самых существенных показателей, характеризующих собою отличия контрольной и экспериментальной групп.
III. Достоверных половых и гендерных различий ни по одному параметру в обеих выборках выявлено не было. Всё же, по некоторым результатам исследования, у юношей с суицидальной активностью складывается более неблагоприятная ситуация в психологическом плане, чем у девушек с суицидальной активностью. Для девушек более свойственен демонстративно-шантажный тип самоубийства, а суицидальные попытки юношей, носят, что называется, истинный психологический и фактический характер.
IV. В контрольной группе юноши в несколько большей степени удовлетворены собственной жизнью и более уверены в себе, чем девушки. Однако у юношей контрольной группы по сравнению с девушками этой группы более явно выражены проблемы личной ответственности и свободы.
Библиографический список
- Абрамова Н.М. Личностные и этнокультурные особенности лиц, совершивших суицидные попытки путем отравления: Дис… канд. мед. наук: СПб., 2005. – 159 с.
- Берно-Беллекур И.В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения: Дис… канд. психол. наук: СПб., 2003. – 197 c.
- Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
- Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existen- zskala) А. Лэнгле и К. Орглер // Экзистенциальный анализ. – М.: ИЭАПП. – 2009. – №1. – С. 241-271.
- Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Отношение к смерти: возрастные, региональные и гендерные различия // Культурно-историческая психология. 2013. №4. – С. 58-65
- Леонтьев Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2007. – С. 3–12.
- Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 159 с.
- Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2004. – 128 с.
- Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 2001. – С. 85.
- Сенкевич Л.В. Психология экзистенциальных кризисов: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. – 143 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – С. 105-367.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Класс, 1999. – С. 156.
- Ялом И. Вглядываясь в солнце: жизнь без страха смерти. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с.
- Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., & Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment. – 1985. – V. 49. – P. 72.