Творческая самостоятельность студентов-дизайнеров может и должна формироваться и развиваться в процессе обучения. Решающим фактором формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров является система организационного и содержательного обеспечения учебного процесса. В ходе, которого создаются условия для развития целеустремленности и самостоятельности обучающихся, активизируется творческое мышление. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы, в нашем исследовании позволяют решить основную задачу – создание условий и выявить содержание учебных занятий для формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Содержание практических заданий должно учитывать характер профессиональной деятельности дизайнеров. Что позволяет студенту-дизайнеру осознать взаимосвязь теории и практики на межпредметом уровне и тем самым подготовиться к реальной профессиональной жизни. В условиях деятельностного и лично-ориентированного подходов процесс изучения позволяет сформировать у студентов главные показатели творческой самостоятельности, а именно
- владение знаниями методов творческой деятельности – проявляется в умении применять различные методы активизации творческого мышления и воображения, в гибком и конструктивном их применении в процессе учебно-творческой работы;
- владение формами и методами самостоятельной деятельности – проявляется в умении организовать, планировать, корректировать и критически оценивать учебно-творческую деятельность;
- наличие сформированных мотивов учебно-творческой деятельности, включающий рефлексию студентом-дизайнером собственной системы ценностей, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в ней [1].
Дисциплина «Основы производственного мастерства» (здесь и далее – «ОПМ») входит в состав специальных дисциплин в курсе профессиональной подготовки студентов обучающихся по специальности «Искусство интерьера» № специальности 070603. В пользу выбора данной учебной дисциплины в качестве учебного поля для процесса формирования творческой самостоятельности говорит то, что на наш взгляд, эта дисциплина, так же как и учебная дисциплина «Художественное проектирование интерьеров» является одной из самых профессионально важных. Содержание ее практических занятий учит студентов материализовать в виде реальных объектов свои идеи, образы, создаваемые воображением при помощи различных графических приемов (эскизы, наброски, клаузуры и др.). Организация обучения дисциплины «ОПМ» предполагает: постановку целей учебной работы; формирование потребностей обучающихся в овладении учебным материалом; организацию учебно-творческой деятельности; придание учебно-творческой деятельности студентов эмоционально-положительного характера; регулирование и контроль за учебно-творческой деятельностью обучающихся – оценка процесса и результата учебно-творческой деятельности.
Каждую специальную дисциплину можно представить в виде инвариантной и вариативной части. ФГОС ВПО является основой содержания инвариантной части, вариативная часть может быть представлена тематическими проектами. При этом под специальной дисциплиной понимается педагогически обоснованная система научных знаний и практических способов деятельности, выражающих конкретное содержание, методы и приемы профессионально-значимой области знаний, нацеленных на углубление знаний и развитие навыков в конкретных отраслях профессиональной деятельности.
Согласно Краевскому В.В. и Хуторскому А.В. и др., в образовательной программе должен быть отражен социальный опыт и состоять из четырех основных структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления (умений и навыков); опыта творческой деятельности, фиксированной в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений. Основные принципы построения содержания образовательной программы соответствие содержания во всех его элементах целям современного образования; принцип единства содержательной и процессуальной сторон; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования при движении от общих к более частным и конкретным формам [2].
Процесс формирования содержания специальной дисциплины достаточно сложный и требует от преподавателя применения всего имеющегося педагогического опыта, а также учета множества требований, как внешних так и внутренних, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование профессиональной компетентности специалиста. Внешние требования предусматривают взаимосвязь педагогической системы образования с социально-экономической системой, частью которой она является. Эту группу требований составляют: социально-экономическое развитие общества; социальный заказ на специалиста данной области; потребности личности. Внутренние требования определяют развитие и функционирование педагогической системы образования. К ним относятся: ГОС по специальности, направлению подготовки; цели подготовки; познавательные возможности, способности и склонности обучающихся; базовый уровень подготовки. Также для отбора содержания учебной дисциплины, большое значение, представляет изучение следующих источников:
- социальный опыт (предметные научные знания, вспомогательные знания, способы деятельности)
- структура и содержание профессиональной культуры специалиста
- педагогические концепции и положения профессионального образования
- знания о процессе обучения
- знания о закономерностях усвоения учебного материала.
Перечисленные источники являются основой содержания дисциплины. Под содержанием дисциплины принято понимать «все те объекты, содержание и сущность которых становится в той или иной степени содержанием специальной дисциплины» [3].
Согласно требованиями ФГОС 2 поколения по специальности «Искусство интерьера», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «26» мая 2003 г. № 595 минимум содержания учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» заключается в разработке фрагмента или детали интерьера, включая знакомство с его выполнением в материале.
Данный минимум содержания, а также описанные выше подходы стал основой для разработки рабочей учебной программы. В разработанной нами рабочей программе определены состав, структура, последовательность изучаемого материала по степени сложности и в зависимости от этапов формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Задания курсовых работ распределены по курсам обучения, разделам и темам. Тематика курсовых работ имеет две направленности: первая – ознакомление с декоративными техниками оформления интерьеров; вторая – социально-направленное проектирование.
Содержание курсовых работ по курсу «Технологии декорирования интерьеров» включает изучение свойств некоторых, полезных с точки зрения дизайна, материалов в соответствии с классическими техниками их применения. Учебная дисциплина «Основы производственного мастерства» расширяет знания студентов о современных тенденциях в декорировании интерьеров, многообразии техник и материалов, принципах сочетания цвета и фактур. Это достигается на материале конкретных образцов исторического и современного дизайна при выполнении графических заданий, в процессе специальных творческих упражнений, творческого эксперимента и творческого поиска, а в дальнейшем при выполнении макета (фрагмента) детали интерьера. Данное направление в рамках учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» реализуется в курсе (разделе) «Технологии декорирования интерьеров». Студенту-дизайнеру необходимо попробовать свои силы в выполнении всех видов этих искусств, имеющих своеобразные технологии исполнения. Предметное наполнение интерьера практически всегда ставит точку в достижении не только комфортности и эстетического эффекта интерьера, но и его оригинальности и неповторимости.
Темы курсовых работ «Социально-ориентированного проектирования» — это, темы, ориентированные на решение актуальных проблем конкретного сообщества. Взаимодействие разных по направлениям деятельности при объединении усилий позволяет решить одну общую проблему, реализовать проект, который невозможно выполнить в одиночку. Инициатором такого проекта может выступить как бизнес-компания, государство, так и некоммерческая организация.
«Социальный проект – это четко спланированная программа действий, направленная на улучшение социального положения определенной категории людей, в которой участники проекта видят результаты своего труда и пользу, которую они несут обществу» [4].
В организации учебно-творческой деятельности студентов важным становится следующее пункты:
- установление и расширение взаимообратных связей с организациями-партнерами, способных обеспечить широкий спектр реальных социальных проектов,
- обеспечение возможности в учебно-творческом процессе актуализации и применения теоретических знаний на решение реальных проблем;
- предоставление студентам возможности изучения законодательных и нормативных документов, актов государственного и местного самоуправления;
- осуществление межпредметных связей: «Современные технологии в интерьере», «Основы эргономики», «Цветоведение и колористика»,«Социальные и экологические основы ХПИ», «История культуры и искусства» и др.
- создание условий для эмоционального отклика студентов и творческой конкуренции;
- доверительные творческие отношения в процессе работы над социальным проектом между преподавателями и студентами на основе равноправных партнеров.
Социально-ориентированные темы и темы курсовых работ «Технологии декорирования интерьеров» предусматривают следующие задания для самостоятельной работы студентов-дизайнеров:
- составление технического задания, в процессе чего студентам необходимо установить контакты с реальными заказчиками, выяснить цели данной работы, имеющуюся интерьерную ситуацию, наметить проблемы, которые необходимо решить для разработки;
- работу с нормативной и специальной литературой, если темы имеют специфическую направленность – как правило, это вопросы возрастной физиологии, детской психологии, или возможными способами адаптации людей с ограниченными возможностями в окружающей среде;
- подбор, анализ и переработку аналогового материла;
- выполнение творчески-поисковых заданий, для активизации творческого мышления на стадии выдвижения идеи осуществляется.
Выделенные нами направления тем курсовых работ позволяют нам обеспечить эффективное формирование следующих показателей творческой самостоятельности:
- активизацию творческого мышления студентов;
- овладение необходимыми приемами и методами творческой деятельности;
- овладение навыками организации самостоятельной учебно-творческой деятельности (планирование, корректирование и критическая оценка самостоятельной творческой деятельности);
- повышение мотивации учебно-творческой деятельности студентов-дизайнеров.
В качестве заключения. Процесс освоения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» с использованием основ деятельносного и личностно-ориентированных подходов позволяет нам эффективно решать вопросы формирования и развитие у студентов-дизайнеров творческой самостоятельности, а именно (способности творить, создавать нечто новое; осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией и др.). В этом процессе особое место занимает и используемый нами комплекс педагогических условий, определяющий эффективность формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров: актуализация личного опыта и творческой интуиции студентов; погружение студентов в актуальную профессиональную деятельность; стимулирование творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов [5]. Перечисленные условия позволяют студенту углубить профессиональные знания и умения, сформировать и развить творческую составляющую через ознакомление с принципами и методами технического проектирования, художественного оформления основных видов оборудования, с использованием декоративных элементов и объектов дизайнерского оформления интерьера. Кроме того, в процессе изучения закладываются основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы в дальнейшем не было утрачено желание непрерывно повышать свою квалификацию. Шагом на пути к формированию творческих способностей студента должна стать работа над практическими заданиями по выполнению заданий курсовой работой. Являясь неотъемлемой частью учебного процесса, практические занятия служат различным целям: развитию творческих и профессиональных способностей, применению и закреплению полученных теоретических знаний.
Библиографический список
- Даськова Ю.В. Подходы к формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров/ Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 698-700.
- Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/ В.В. Краевский, А.В Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы/ С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с
- Бурякова Л. Проект Россия: документально-историческое издание / Л.Бурякова. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.
- Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32125 (дата обращения: 27.05.2014).
- Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М. : Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
- Даськова Ю.В. К проблеме активизации творческой самостоятельности студентов-дизайнеров/ Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина”. 2011. № 4 (49). С. 147-151.