В настоящее время профессиональная идентичность требует более пристального изучения, так как, с одной стороны, она формируется в процессе профессионального развития, с другой, выступает одним из важных показателей становления личности профессионала. В практическом плане это означает, что, для того чтобы «выжить» в новых динамичных социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие своих близких и собственную стабильность в будущем, современный профессионал должен быть способен к постоянному развитию и анализу своего места в социальной и профессиональной среде.
Профессиональная идентичность является одним из важнейших показателей профессиональной эволюции человека, а также свидетельствует о степени принятия личности себя как профессионала и значимого члена профессионального сообщества. В настоящее время вопросы, связанные с профессиональной идентичностью становятся особенно актуальными для изучения, так как необходимым становится её развитие еще в период вузовской подготовки.
В ходе изучения профессиональной идентичности студентов мы предположили, что содержательные характеристики и уровень сформированности профессиональной идентичности студентов различаются в зависимости от курса и направления подготовки специалиста. В силу более длительной истории подготовки специалистов и четко структурированного содержания деятельности студенты технических и медицинских специальностей ощущают большую профессиональную идентичность, чем студенты социально-гуманитарных направлений подготовки.
Общая выборка эмпирического исследования составила 129 человек в возрасте от 17 до 25 лет. В ходе исследования было сформировано 3 группы: студенты, обучающиеся по гуманитарным направлениям подготовки; студенты, осваивающие технические специальности и студенты, получающие медицинское образование.
Настоящее эмпирическое исследование проводилось на базе двух вузов города Архангельска: ФГАОУ ВПО Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова и ГБОУ ВПО Северный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В ходе работы был использован следующий исследовательский инструментарий: анкета; методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель) [1]; опросник профессиональной идентичности студентов (У.С. Родыгиной) [2]; тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация – Т.В.Румянцевой) [3, с. 405].
Данные методики позволяют в комплексе исследовать профессиональную идентичность студентов различных направлений вузовской подготовки. Исследование профессиональной идентичности среди студентов различных направлений подготовки/ специальностей позволяет определить уровень сформированности профессиональной идентичности в зависимости от курса и направления подготовки/ специальности, выявить содержательные ее характеристики, а также определить эмоциональный настрой и активность студентов в процессе обучения.
По данным методики изучения статусов профессиональной идентичности [1], большинство студентов гуманитарных (50%) и технических (73,2%) направлений, а также 47,5% студентов-медиков находятся на стадии формирования идентичности «мораторий», которая связана с выбором альтернатив дальнейшего профессионального развития. Выраженность данного уровня у студентов можно объяснить тем, что период обучения в вузе является этапом развития и становления профессиональной идентичности, когда еще не все студенты уверены в правильности выбора и направления обучения, у них еще не сформировалось представление о будущей профессии, а также, возможно, имеются опасения, что они не смогут реализоваться в данной области.
Стоит отметить, что в целом сформированная профессиональная идентичность отмечается у 27,1% студентов гуманитарных направлений подготовки и у 12,2% студентов технических специальностей, а у студентов – медиков данная позиция является доминирующей и составляет 50% выборов (различия достоверны при р≤0,05 по критерию Манна-Уитни).
По данным опросника профессиональной идентичности студентов [3] выявлено, что у большинства студентов (64% всей выборки) преобладают положительные эмоции, связанные с процессом профессионального обучения. При этом студенты технических направлений более позитивно настроены на освоение профессиональных основ, чем студенты-медики и студенты-гуманитарии. Статистические достоверные различия установлены между группами студентов инженеров и медиков, инженеров и гуманитариев (р≤0,05 по критерию Манна-Уитни).
Выявлено также, что практически у всех студентов (83% всей выборки) преобладает активное отношение к приобретаемой профессии. При этом студенты технических направлений стремятся реализовать себя в профессии более активно, в отличие от студентов медицинских и гуманитарных специальностей/направлений подготовки. Достоверность различий доказана между группами студентов, обучающихся по техническим специальностям, и студентов медицинских специальностей и гуманитарных направлений подготовки (р≤0,05 по критерию Манна-Уитни).
Для выявления зависимости профессиональной идентичности студентов от различных факторов применялся однофакторный регрессионный анализ ANOVA, по результатам которого можно сделать следующие выводы:
- уровень профессиональной идентичности студентов зависит от профессиональной направленности (p=0,002), т.е. специальность / направление подготовки влияет на уровень сформированности профессиональной идентичности студентов.
- отношение к профессии студента зависит от уровня сформированности профессиональной идентичности (p=0,006). Активность в процессе профессионального обучения влияет на уровень сформированности профессиональной идентичности студентов.
- эмоции, связанные с процессом обучения, не зависят от уровня сформированности профессиональной идентичности, т.е. эмоциональный настрой, который испытывает студент в процессе обучения, не влияют на сформирование его профессиональной идентичности.
Таким образом, особенности формирования профессиональной идентичности у студентов связаны с особенностями и направлением вузовской специализации/ подготовки [4].
Для изучения содержательных характеристик идентичности личности студентов был проведен контент-анализ категорий теста «Кто Я?». Было выделено 25 контент-единиц, среди которых наиболее значимыми являются 5 категорий, представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Основные категории идентификации
№ |
Категории |
Количество выборов |
||
гуманитарные направления подготовки |
технические направления подготовки |
медицинские специальности |
||
1 | Семейные роли |
137 |
61 |
74 |
2 | «Положительные личностные качества» (отзывчивый(ая), пунктуальный(ая) и др.) |
53 |
56 |
48 |
3 | Человек (индивид, личность) |
49 |
39 |
38 |
4 | Студент (выпускник вуза) |
49 |
40 |
43 |
5 | Специалист (профессионал) |
28 |
25 |
29 |
Наиболее значимыми для всех студентов являются семейные роли. Каждый из респондентов выделил хотя бы одну из таких ролей как дочь/ сын, сестра/ брат, жена/ муж и т.п., но необходимо заметить, что у студентов-гуманитариев количество выборов в данной категории практически в 2 раза выше, нежели у других групп студентов. Значительное количество выборов было отдано «положительными личностными качествами». Также студентами были выделены такие контент-единицы как «человек (индивид, личность)» и студент (выпускником вуза). Данные категории получили практически одинаковое количество выборов во всех группах. Еще одной категорией, получившей достаточно большое количество выборов, является «специалист» (будущий профессионал), но стоит отметить, что у медиков данная категория имеет более высокие значения, в сравнении с двумя другими группами. Возможно, это связано с тем, что специальность студенты выбирали самостоятельно, и они готовы работать по получаемой ими профессии.
Одной из задач данного исследования было также выявить динамику развития профессиональной идентичности у студентов различных направлений вузовской подготовки. Уровень сформированности профессиональной идентичности и значение показателя «отношение к приобретаемой профессии» у студентов старших курсов гуманитарного направления выше, чем у студентов младших курсов (табл.2). Таким образом, есть тенденция к повышению показателей от младшего к старшему курсу, однако статистически достоверных различий не выявлено.
Таблица 2 – Динамика изменений профессиональной идентичности (1 и 4 курсы)
Направления и курсы
Методики |
Гуманитар. |
Технич. |
Медицин. |
||||
Млад. |
Стар. |
Млад. |
Стар. |
Млад. |
Стар. |
||
методика изучения статусов профессиональной идентичности (в %) | неопределенная |
28 |
17 |
20 |
10 |
5 |
0 |
мораторий |
48 |
52 |
65 |
70 |
55 |
45 |
|
сформированная |
24 |
31 |
15 |
20 |
40 |
55 |
|
опросник профессиональной идентичности (в баллах) | отношение к приобретаемой профессии |
3,36 |
4,22 |
5,3 |
8,43 |
6,45 |
5,8 |
эмоции, связанные с процессом обучения |
2,68 |
2,61 |
4,4 |
6,9 |
2,45 |
4,55 |
|
уровень сформированности профессионально идентичности |
2,68 |
2,96 |
2,75 |
2,9 |
3,3 |
3,55 |
Анализ результата изучения статусов профессиональной идентичности показал, что количество студентов старших курсов гуманитарного направления, имеющих сформированную профессиональную идентичность, увеличивается по сравнению с начальными курсами (31% и 24% соответственно), а количество студентов с неопределенной профессиональной идентичностью уменьшается.
У студентов старших курсов технического направления подготовки по всем показателям (уровень сформированности профидентичности, «отношение к приобретаемой профессии» и «эмоции, связанные с процессом обучения») значения выше, чем у студентов младших курсов При этом существуют статистически достоверны различия (р≤0,05 по критерию Манна-Уитни).
Количество студентов технических направлений подготовки, имеющих сформированную профессиональную идентичность, увеличивается к концу обучения в вузе и составляет 20% (при 15% на младших курсах).
Уровень сформированности профессиональной идентичности и значение показателя «эмоции, связанные с процессом обучения» у студентов старших курсов медицинских специальностей выше, чем у младших. По данным показателям статистически достоверных различий не обнаружено.
Также как и в других группах студентов, количество студентов-медиков, имеющих сформированную профессиональную идентичность, увеличивается в процессе обучения и к окончанию вуза достигает 55%, а студентов с неопределенной профессиональной идентичностью вообще не остается.
Таким образом, в процессе обучения увеличивается количество студентов, которые имеют сформированную профессиональную идентичность, а количество «неопределившихся» студентов сокращается.
По данным теста «Кто Я?» также можно проследить динамику развития профессиональной идентичности у студентов различных направлений вузовской подготовки.
В таблице 3 представлены данные по категории «Специалист», которая отражает идентификацию студента с определенной профессиональной группой.
Таблица 3 – Распределение выборов по категории «Специалист»
Контингент студентов |
Категория «Специалист», в выборах |
|
Студенты младших курсов | гуманитарные направления (N =25 человек) |
12 |
технические направления (N = 20) |
10 |
|
медицинские специальности (N = 20) |
12 |
|
Студенты старших курсов | гуманитарные направления (N = 23) |
18 |
технические направления (N = 21) |
18 |
|
медицинские специальности (N =20) |
19 |
Идентификация себя как специалиста (будущего профессионала) у всех студентов младших курсов выражена слабее по сравнению со студентами старших курсов обучения.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- Профессиональная идентичность студентов различных направлений подготовки, получающих высшее профессиональное образование, имеет следующие характеристики:
- Большинство студентов гуманитарных и технических направлений подготовки находятся на стадии моратория. В то время как большинство студентов, обучающихся по медицинским специальностям, уже имеют сформированную профессиональную идентичность.
- У большинства студентов выявлено активное отношение к приобретаемой профессии (83%) и преобладают положительные эмоции, связанные с процессом обучения (64%).
- Студенты-медики характеризуются высоким уровнем сформированности профессиональной идентичности и идентификации себя как будущего профессионала; активны при получении профессии, проявляют больше положительных эмоций в процессе обучения в сравнении с другими группами студентов.
- Студенты, обучающиеся по техническим специальностям, характеризуются низким уровнем сформированности профессиональной идентичности, но идентифицируют себя с выбранной профессией; проявляют высокий уровень активности при получении профессии и позитивно настроены.
- Студенты, обучающиеся по гуманитарным направлениям подготовки, характеризуются средним уровнем сформированности профессиональной идентичности и также идентифицируют себя с будущей профессией; при получении профессии менее активны, чем другие группы студентов, но также как и все проявляют положительные эмоции при получении образования [4, c. 4-5].
2. Уровень профессиональной идентичности студентов зависит от профессиональной направленности и от активного отношения к приобретаемой профессии. Однако эмоции, связанные с процессом обучения, не влияют на уровень сформированности профессиональной идентичности студентов.
3. Развитие профессиональной идентичности имеет положительную динамику, т.к. к концу обучения в вузе увеличивается количество студентов, которые имеют сформированную профессиональную идентичность, а количество «неопределившихся» студентов сокращается.
Библиографический список
- Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб., Питер, 2006.
- Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование, 2007. – № 4.
- Практическая психология образования. Учебное пособие. 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004.
- Никифорова А.А., Цихончик Н.В. Профессиональная идентичность студентов различных направлений вузовской подготовки: особенности и проблемы // Организация работы с молодежью. – 2013. – № 6;
URL: www.es.rae.ru/ovv/220-988 (дата обращения: 12.05.2014).