В современной психологии развитие социальной компетентности ориентируется на способность человека к самоопределению и самореализации в жизни. В соответствии с этим социализация понимается как сложное и многообразное взаимодействия индивида и общества; процесс, который предполагает не только включение в жизнь общества, но и выработку стиля жизни, собственных ценностных ориентаций.
Вопросы социализации изучаются обширным рядом наук, таким как: философия, психология, социология, политология, понимающих под этим явлением, объединение всех социальных процессов, благодаря которым личность понимает и воспроизводит достоверную систему знаний, норм, традиций и ценностей, а так же функционирует, как полноценный член общества.
Социальная компетентность, как важнейший составляющий компонент культуры, представляет собой исторически сложившиеся в обществе средства осуществления какой – либо социально – значимой деятельности и взаимодействия людей. Чаще всего содержательная характеристика социальной компетентности сводится к перечислению социальных новообразований личности (навыков, умений, конкретных образцов поведения) и форм материальной и духовной культуры, в которых он опредмечен (язык, специальные знаковые системы). Особенно остро проблема развития социальной компетентности стоит в тифлопсихологии, которая, основываясь на идеях личностно- ориентированного подхода и социальной интеграции детей с нарушением зрения, изучает данный процесс во многих отраслях.
Проблемы, связанные с нарушением зрения в детском возрасте, оказывают огромное влияние на последующее развитие личности ребенка и всей учебно-познавательной сферы в целом. Это в первую очередь связано с тем, что при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает необходимый запас зрительных представлений. Это приводит к задержке у большинства из детей с дефектами зрения освоения пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах окружающего их мира недостаточны и схематичны.
В числе проблем числятся и проблемы, связанные с формированием речи (с лексическим составом речи). Отмечается склонность таких детей к рассуждению, но часто они не могут словами выразить конкретное значения или используют неправильно. Мышление у детей со сниженной остротой зрения вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.
Пониженная острота зрения напрямую влияет и на двигательную активность ребенка. Поэтому становится вполне объяснимой их малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии.
Потеря зрения накладывает отпечаток и на формирование эмоционально-волевой сферы, характера, его чувственного опыта. У незрячих возникают значительные трудности в игре, в учении, в овладении профессиональной деятельностью. Сложные переживания и негативные реакции уже в старшем возрасте у детей с нарушенным зрением возникают из-за бытовых проблем. Это приводит к формированию негативных черт характера (неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции), повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.
Система компенсаторной перестройки играет важную роль в развитии личности детей. Так на первоначальном этапе обучения эта система создает необходимые условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления в процессе жизнедеятельности социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.
Обучение детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение зрения в значительной степени отличается от обучения здоровых детей. Процесс формирования личности ребенка с дефектами зрения своеобразный и обусловлен многочисленными факторами, среди которых не только острота зрения, время утраты зрения, но и индивидуальные черты характера.
Возникающие сложности социализации лиц с нарушением зрения корректируются педагогами через формирование нравственных убеждений и суждений, преобразование накопленного обществом социального опыта в опыт ребенка с нарушением зрения.
В настоящее время актуален поиск новых средств и путей развития социальной компетентности детей с нарушением зрения. Так в школах для слабовидящих становится чрезвычайно эффективным применение игровой деятельности, как одного из способов реализации творческого подхода в воспитании и развитии ребенка, его социальной адаптации и становлении его как личности.
Доказано, что игровая деятельность у детей с нарушением зрения взаимосвязана с системой формирования понятий и суждений об общественном устройстве мира. Прежде всего, игра отображает тот уровень знаний и представлений об окружающей действительности, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением.
Огромное значение для получения новых знаний и обогащения представлений имеют театрализованные игры. Данный вид деятельности позволяет избежать отказов детей от совместных игр, которые могут возникнуть из-за низкого уровня физического развития, слабого владения предметными операциями и навыками совместной деятельности. И в тоже время будет способствовать приобщению ребенка на ранних этапах детства к культуре общества, исторически накопленному опыту деятельности, овладение им специфическими человеческими формами поведения и способами действия с предметами.
Согласно классификации Н.А. Реуцкой театрализованные игры разделяют в зависимости от художественного оформления игрового процесса, и выделяются: а) игры-драматизации; б) игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей); в) игры на фланелеграфе; г) теневой театр; д) театр бибабо; е) игры с марионетками.
Первоначальная бедность сюжета, малое количество звеньев в игре слабовидящих детей компенсируется специальной организацией их взрослым. Поэтому ребенок со зрительной патологией так же, как и его, нормально видящий сверстник, для развития игры должен получить знания о жизни окружающих людей, которые бы вызывали его любопытство и внимание.
Для этого большое значение приобретают коммуникативные навыки данной категории детей. Во время игры происходит активное обогащение лексикона, овладение и совершенствование практических знаний грамматического строя языка и, за счет этого, приобретение значительного запаса знаний о социальной жизни окружающих людей. Следовательно, помощь педагога на начальном этапе развития у детей игровой деятельности позволяет разрешить большинство проблем, организовать детей и показать возможные варианты сюжетов театрализованных игр.
С целью повышения социальной компетентности детей с нарушением зрения в театрализованных играх используются следующие этапы:
1. Обучение отдельным игровым действиям (обучение детей различным видам игр: сюжетно-ролевым, строительно-конструктивным, подвижным и дидактическим). Для этого в групповой комнате организуется игровая зона, необходимая для полноценного развития игровой деятельности. Педагог создает необходимые условия для зарождения игры, способствует формированию у детей ролевого поведения, учит подбирать предметы-заместители в игре и играть группами, согласовывая действия между собой.
Затем, опираясь на опыт детей, уже детям предлагается выбрать сюжет игры, самостоятельно выбрать роли и спланировать основные этапы игры. Важное значение на этом этапе уделяется развитию инициативы, самостоятельности и умению переносить полученный игровой опыт в повседневную жизнь.
2. Этап вживания в игровые ситуации включает в себя отработку небольших этюдов на более полное знакомство с основными эмоциональными состояниями. Сначала детям с нарушение зрения предлагается ознакомиться с карточками-пиктограммами, показывающими различные эмоциональные состояния. Вначале каждое ознакомление сопровождается непременным рассказом педагога об отличительных особенностях выражения лица человека, а затем самостоятельным описанием этого каждым ребенком.
Затем применяется метод отработки ребенком перед зеркалом того или иного эмоционального состояния, с целью закрепления полученных знаний об отличительных особенностях выражения лица человека при определенном эмоциональном состоянии, а также развитию мимических мышц лица и росту саморегуляции у детей.
Также важным моментом на данном этапе является развитие выразительности речи детей посредством выполнения несложных упражнений, способствующих развитию навыков взаимодействия друг с другом.
Таким образом, на данной ступени ведущим направлением является развитие эмоционально-ценностного компонента у детей со зрительной патологией, а именно – его эмоциональной стороны.
3. На этапе обучения детей подражанию героям сказки используются знакомые детям сюжеты из литературных источников или реальных жизненных случаев, в основе которых лежит имитация голосов животных и сказочных героев. Отмечено, что лишь находясь в естественной обстановке во время игровой деятельности, дети испытывают настоящие эмоциональные переживания. Безусловно, ребенок со зрительной патологией лишь в процессе целенаправленного обучения может полноценно приобрести стереотипы поведения. При этом ведущей задачей педагога является не только выработка у ребенка готовых поведенческих моделей, но и нацеливание его на дальнейшее развитие, и переработку полученного опыта в соответствии с определенной ситуацией.
С одной стороны знакомый сюжет, простые и ясные образы героев являются важным условием для усвоения детьми образцов поведения в реальных жизненных ситуациях, но с другой каждый ребенок, как исполнитель, привносит свой нюансы поведения, в соответствии с его собственным пониманием роли.
4. На этапе отработки отдельных этюдов целесообразно использование различных пробных коротких игр в малых группах с целью отработки полученных знаний на предыдущих этапах, моделирования необходимых жестов и мимики, обучения толерантно воспринимать чувства партнеров и высказывать собственное мнение к происходящему в пределах игрового взаимодействия. Особую роль на данном этапе представляют игры-задания без слов, которые позволяют детям с нарушенным зрением закрепить полученные знания об основных эмоциональных состояниях и способах их выражения.
Проведение театрализованной игры с детьми, имеющими нарушения зрения, требует от педагога специальной организации и четкой структурированности, а также индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Игра должна стимулировать ребенка к активному усвоению норм, правил поведения в обществе, развивать коммуникативные и поведенческие навыки.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что театрализованная игра способствует развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональности, коммуникабельности, умению прислушиваться к окружающим, «слышать» окружающих. Поэтому театрализованные игры-занятия имеют основополагающее значение для формирования социального опыта ребенка, имеющего нарушения зрения.
Библиографический список
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателей д/с. – М. Просвещение, 1991.-C.127.
- Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб.: Специальная литература, 1997.-C.189.
- Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у детей: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-Пресс, 2001. – C.72.
- Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. – М., 2006.-C.224.
- Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. – М., 2004.-C.304.
- Психология воспитания детей с нарушением зрения. / под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. -М.: Налоговый вестник, 2004.-С.320.