Сейчас, в век информационных технологий, онлайн исследования занимают далеко не последнее место среди других методов сбора эмпирической информации.
Зарубежный опыт показывает, что с помощью Интернета можно ускорить сбор эмпирических данных социологического исследования. Через Интернет можно проводить персональные интервью, опросы экспертов, виртуальные фокус-группы, форумы и семинары. Возможности обмена информацией между людьми в сети интернет с каждым годом улучшаются. Это позволяет перейти на новый уровень общения между социологом и респондентом.
Благодаря Интернету, расширяются возможности в общении между исследователем и респондентом. Диалог становится качественно другой: снижается психологический дискомфорт, появляется интерес к исследованию и научному познанию, формируется положительный имидж социологических исследований. Становится легче установить контакт и поддержать его. Благодаря этому появляется возможность привлечь большее число респондентов и повысить уровень честности в ответах.
Почему интервьюеры часто получают отказ респондента от участия в опросе?
- Недостаток времени (постоянная загруженность более важными делами);
- Перенагрузка памяти информацией (сложность восприятия новой информации);
- Постоянная спешка (неудобство ситуации опроса);
- Просто не умение и нежелание контактировать с интервьюером.
Причин отказа много, все они в совокупности негативно влияют на точность и надежность полученных данных, на успех исследования в целом.
Респондент является неотъемлемым участником социологического исследования и чаще всего выступает как объект манипуляции со стороны исследователя. Действительно, зачем человеку отвлекаться от своих дел и уделять внимание и время ответам на вопросы анкет и интервью, ведь эмпирические данные, получаемые от респондентов важны только для исследователя. Для самих респондентов факт участия в том или ином исследовании практически никакой ценности и важности не представляет. Исследователь, чтобы получить от человека необходимую информацию, должен побудить его ответить на вопросы. Но с появлением онлайн опросов, возможности обмениваться информацией через Сеть, респондент может стать активным участником социологического исследования без влияния со стороны исследователя. Респондент сам может выбрать время, в которое ему удобнее всего заполнить анкету. Кроме того, в онлайне респондент больше уверен в сохранении анонимности, так как нет личного контакта с исследователем.
Интернет дает возможность как проведения крупномасштабных социологических исследований по актуальным проблемам общества, так и небольших опросов в регионах в максимально короткие сроки. В странах с высоким показателем пользователей Интернета онлайн исследования уже практикуются в полном объеме и в то же время развиваются как новая и перспективная методика сбора первичной социологической информации. Можно смело говорить, что в некоторых случаях исследования через сеть Интернет могут оказаться единственно верной методикой сбора информации. Это, например, опросы труднодоступных социальных групп, таких, как наркозависимые, страдающие алкоголизмом и тд. Также это касается деликатных тем, на которые респондент лично интервьюеру ответить не пожелает.
Все эти проблемы стали наиболее актуальны в последнее время. Исследовать их становится все труднее, т.к. людям не нравится вторжение в частную жизнь. Для качественного изучения отмеченных проблем нужно обеспечить респонденту анонимность, что не дают традиционные опросы. В методике онлайн исследований отсутствует прямой контакт исследователя с респондентом, что снижает психологический дискомфорт и повышает уровень искренности получаемых ответов.
На данный момент для зарубежного пользователя Интернета онлайн исследования уже привычны. На протяжении последних лет они повсеместно проводятся в зарубежной части Сети.[1] Как свидетельствует зарубежный опыт, на данный момент в технологии онлайн опросов практически достигнуто максимальное соответствие между исследовательскими целями, программным обеспечением и бюджетом.
У онлайн опросов есть свои преимущества:
1) возможность использовать богатые возможности Сети, находить новые варианты получения информации от пользователей;
2) возможность использовать мультимедийные приложения и программы (например, вставлять изображение в опрос для удержание внимания респондента и запоминаемости опроса);
3) отсутствие территориальных ограничений, возможность изучать общероссийскую и даже глобальную аудиторию не отходя от компьютера;
4) оперативность в сборе информации и ее обработке;
5) респондент может сам выбрать время, когда будет заполнять анкету;
6) экономия финансовых ресурсов за счет меньшего привлечения кадровых (здесь не нужно нанимать большое число интервьеров, которым нужно платить, все сделает Интернет);
В таблице 1.1 наглядно представлены отличия традиционных опросов от онлайновых.
Таблица 1 – Отличия традиционных опросов от онлайновыx[2]
Характеристики опроса | Традиционные опросные методы | Онлайновые методы | |||
Личное интервью | Телефонное интервью | Почтовый опрос | Веб-панель добровольцев | Процедура InterSurvey | |
Продолжи-тельность | месяцы | недели | месяцы | дни | часы |
Контакт | все виды | аудио | анкета | зависит от пользователя интернета | все виды |
Метод выборки | Многоступен-чатая | случайный отбор номеров | лист адресов | квотная или иная выборка | случайный отбор номеров |
Кооперати-вность | высокая | разная | низкая | неизвестно | высокая |
Стоимость | высокая | средняя | низкая и средняя | низкая | средняя |
Контроль | медленный и дорогой | дорогой | медленный и слабый | разный | дешевый и быстрый |
Рассмотрим аудиторию интернета, то есть количество потенциальных респондентов. По количеству интернет-пользователей Россия в 2012 году заняла первое место в Европе, которое до этого занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где пользователей Интернета более 600 млн. человек, после идут США, Япония, Индия и Бразилия.[3]
При этом еще около 50 миллионов людей в России не являются пользователями Сети, поэтому потенциал для роста сохраняется, сообщает TNS.[4]
Таблица 2- Количество пользователей интернета в России [5] (по данным разных исследовательских компаний)
Ежедневно | Ежемесячно | |
Левада-Центр (опрос граждан от 18 лет и старше) |
59%
|
|
Фонд Общественное Мнение (опрос граждан от 18 лет и старше, вне зависимости от величины населенных пунктов, в которых они проживают, период: зима 2013 – 2014 гг.) | 48% или 56,3 млн чел | 59% или 68,7 млн чел
|
TNS (подсчитывает количество пользователей интернета городских жителей возраста старше 12 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. и более.) | 53% или 76,5 млн чел |
Большая часть ежемесячной аудитории, около 76%, приходится на города с числом жителей менее 1 млн человек. Благодаря таким населенным пунктам происходит основной прирост пользователей интернета.
Возможность заходить в Интернет из дома имеют 94% пользователей из крупных городов РФ, в том числе 74% используют широкополосный доступ.
По данным ФОМ, в на данный момент степень проникновения интернета в селах составляет примерно 45%, в городах с числом жителей меньше 100 тыс. человек – 58%, а в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн человек – 65%.
Во всех федеральных округах России удельный вес интернет-аудитории превышают 50% от численности населения. Больше всего пользователей в Москве – 80%. Доля пользователей возрасте от 18 до 34 лет составила 53%.
Более двух раз в день выходять в Интернет 55% юзеров. Наибольшая активность выхода в интернет наблюдается вечером и ночью, а также на выходных.
Больше всего пользователей Интернета в возрастной группе от 25 до 44 лет. Эта категория составляет 48% пользователей в малых городах и 46% от всех пользователей Москвы.[6]
По данным ВЦИОМ на март 2013, среди тех, кто ежедневно выходят в Сеть, 76% составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. По данным Левада-Центр на октябрь 2013, среди россиян моложе 25 лет пользователей интернета 91%, в возрасте 25-40 лет – 84%, а старше 55 лет – 23%.[7]
Социальные сети захватили 80% дневной аудитории. Пользователи проводят в социальных сетях от 30 до 41% от всего времени, проведенного в интернете. Больше времени в социальных сетях проводят жители городов с численностью населения менее 100 тыс. – 41%.
По результатам международных исследований, Россия занимает первое место по длительности времяпровождения в социальных сетях, – сообщил в октябре 2013 года генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
На конференции RIW-2012 (Russian Internet Week) представитель из TNS сообщил, что средне статистический российский пользователь за месяц посещает около 137 сайтов.
Пользователи в возрасте 12 – 24 лет в среднем посещают столько же сайтов, сколько и люди постарше, но ведут себя там активнее.
Получается, что для проведения онлайн опросов у социологов в распоряжении есть чуть ли не полстраны. Другой вопрос в репрезентативности и достоверности. С каждым годом нижняя планка возраста пользователей сдвигается, что позволяет охватить больше населения разных возрастов. Также, использование онлайн опросов позволяет сократить расходы, время сбора информации, исключает эффект влияния интервьюера и позволяет получить более достоверную информацию, так как сейчас в сети люди более откровенны.
Библиографический список
- Вatinic B. How to make an internet based survey?- http://194.77.76.10/index.htm/texte/how_to.htm (дата обращения: 10.05.2014)
- Борис Докторов «Online-опросы: обыденность наступившего столетия»//Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, 2000. №4.
- Маркетинговый Информационный Центр TNS в России, официальный сайт http://www.tns-global.ru/, (дата обращения: 12.05.2014)
- Маркетинговый Информационный Центр TNS в России, официальный сайт http://www.tns-global.ru/, (дата обращения: 12.05.2014)
- Информационный портал «Интернет в России и мире», http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 20.05.2014)
- TNS, февраль 2013
- Данные ВЦИОМ на март 2013