УДК 37

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ

Алмагамбетова Динара Талаповна
Елабужский институт Казанского федерального университета
Студентка 2 курса факультета русской филологии и журналистики

Аннотация
Данная работа посвящена изучению причин возникновения мотивации к спорту, а также её характера у студентов высших учебных заведений. Проведенное исследование позволяет утверждать, что тема спорта вызывает особый интерес у студентов, которые для себя определяют совершенно различные друг от друга причины мотивации.

Ключевые слова: занятия спортом, мотивация, студенты, физическая культура


MOTIVATION FOR PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Almagambetova Dinara Talapovna
Elabuga Institute of Kazan Federal University
2nd year student of the Faculty of Russian Philology and Journalism

Abstract
This work is devoted to understand causes of sport motivation, as well as its character for students of higher educational institutions. The conducted experiment approves that the topic of sports is interesting for students with absolutely different reasons of motivation.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Алмагамбетова Д.Т. Мотивация к занятиям физической культурой у студентов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/07/3365 (дата обращения: 28.10.2023).

Научный руководитель: Гарипова Альбина Зуфаровна

ассистент кафедры физической культуры Елабужского института Казанского федерального университета

Garipova Albina Zufarovna, Assistant Department of Physical Culture, Elabuga Institute of Kazan Federal University

В современном обществе всё более актуальной становится проблема здорового образа жизни. Занятиями спортом сейчас увлекаются и старшее поколение, и молодёжь. Не смотря на возросший интерес к активному образу жизни, медики отмечают явное ухудшение здоровья всех слоёв населения. Студенты, самая активная часть молодёжи, занимаются спортом не только в стенах вуза, но и самостоятельно или под руководством личного тренера. Целью нашего исследования и стало изучение характера потребностей учащейся молодежи, а именно студентов, в сфере физической культуры и спорта. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: выявить основные причины возникновения мотивации у студентов, определить основные направления мотивации занятий физической культурой учащимися, изучить способы создания мотивации, как учащимся, так и педагогом.

В настоящее время существует некоторое противоречие между постоянно растущими требованиями к физической подготовке студентов и отсутствием познавательного интереса к теоретическим и практическим аспектам физической культуры и спортом. Прежде чем перейти к непосредственному изучению причин возникновения мотивации к занятиям спортом у студентов, мы рассмотрим сущность понятия «мотивация», значение этого определения в спорте и формирующие мотивацию виды.

В толковом словаре русского языка Ефремовой дано следующее определение понятия «мотивация»: «мотивация – наличие причинно-следственной связи между чем-л. (поступками, действиями, явлениями)»[1]

Понятие «мотивация» также часто употребляется синонимично таким психологическим явлениям, как боязнь, стремление, желание и т.д. В психологии особое место занимаем мотивация, побуждающая человека заниматься спортом.[2]

Рассмотрим основные виды повышения мотивации, предлагаемые многими психологами [3]:

  1. Определение основных целей. Выработанная цель ученика и учителя, удовлетворяющая обе стороны: педагогические требования преподавателя и  личностное сознание студента.
  2. Определение принципов. Своеобразный поиск основных ориентиров для развития мотивации.
  3. Формулировка и выбор определенных условий: ценностно-смысловой и ценностно-эмоциональный компонент.
  4. Разработка содержания мотивации.
  5. Организация педагогом средств воспитания: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный.

Диагностический – выявление и определение факта проблемы, трудности, связанных с негативным отношениям к занятиям спортом.

Поисковый – взаимодействие ученик-учитель, поиск причин возникновения данных проблем.

Договорный – разделение функций и обязанностей учителя и ученика, осмысление дальнейших их действий.

Деятельностный – отстаивание учителем интересов ученика, психолого-эмоциональная поддержка для дальнейшего улучшения мотивации.

Рефлексивный – констатация фактов после проделанной работы, подведение итогов и анализ неудач.

Для выявления видов мотивации к занятиям спортом нами был проведен опрос в социальных сетях (facebook.com, vk.com). Участниками опроса стали студенты младших курсов  высших учебный заведений Елабуги. В исследовании приняли участие 140 человек. Прежде чем перейти к непосредственному выявлению направлений мотивации, студентов было предложено следующее утверждение:

«Я получаю удовольствие от занятий физической культурой и спортом». Студентам было предложено 3 варианта ответа: «да», «нет», «не всегда». Больше всего респондентов получают удовольствием от занятий спортом – 50% опрошенных (70 человек), «не всегда» ответили 40% (56 опрошенных) и лишь 10% (14 человека) решили, что они не получают удовольствие от занятий физической культурой.

Проанализировав результаты первого опроса, мы провели ещё один опрос. Респондентам предложили ответить на вопрос: «Зачем (для чего) вы занимаетесь спортом?». Для более удобной формулировки ответа, реципиентам были предложены варианты ответов:

  1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие выносливости и воли)
  2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию;желание защищать честь коллектива, города, страны; быть привлекательным для противоположного пола)
  3. Удовлетворение духовных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам).
  4. Удовлетворение материальных потребностей (желание получить материальные блага: повышенные стипендии, поощрения на различных чемпионатах и других соревнованиях)

Проводя исследование, мы получили следующие результаты: 80% (112 человек) опрошенных занимаются спортом для самосовершенствования, 5% (7 человек) через занятия спортом стремятся к самовыражению и самоутверждению, 10% (14 человек) с помощью занятий удовлетворяют духовные потребности, остальные 5% (7 человек) занятий удовлетворяют материальные потребности. Таким образом, можно сделать следующие выводы: большинство опрошенных студентов отмечают, что к занятиям спортом их мотивирует стремление получить эстетически красивое тело и крепкое здоровье, которое в дальнейшем будет влиять на их успешность в обществе, малый процент респондентов таким образом самовыражается, некоторое количество респондентов стремятся заниматься спортом для обогащения духовными ценностями, что вдвое превышает число тех, кто видит материальную выгоду в занятиях спортом.


Библиографический список
  1. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
  2. Нечаев А.П. Психология физической культуры. – М.: ИНФРА-М, 2004
  3. Психология физического воспитания и спорта./Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.


Все статьи автора «Динара Алмагамбетова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: