Развитие обновленной системы образования, ориентированной на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, предполагает изменение как принципов отбора содержания образования, так и использование современных коммуникационных устройств.
Внедрение современных гаджетов в образовательный процесс высшего профессионального образования определяет основные особенности его развития на текущем этапе. Во-первых, предполагает изменение принципов отбора содержания образования, то есть процесс обучения в вузе должен обеспечивать высокий уровень самостоятельности студента, во-вторых, требует более широкого использования в учебном процессе эффективных средств и технологий обучения, способствующих активизации самостоятельной деятельности студентов.
Под самостоятельной работой понимается: средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации (П.И. Пидкасистый) [1, с.175]; любая организованная педагогом активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленных дидактических целей: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний (И.П. Подласый) [2, с.320].
Самостоятельная работа, способствующая активизации познавательной деятельности студентов и повышению качества обучения, является насущной проблемой практики высшего образования. Ведущая роль в активизации самостоятельной работы студентов принадлежит развитию мотивационного, технологического и личностно-творческого компонентов самостоятельной работы.
Цель исследования. Экспериментальная оценка эффективности методики активизации самостоятельной деятельности студентов педагогических специальностей вузов на основе применения современных информационных технологий.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, опрос в форме анкетирования, педагогический эксперимент, методы статистического и математического анализа.
С целью определения используемых форм организации и активизации самостоятельной работы студентов в образовательной процессе вуза было организовано наблюдение учебных занятий. Исследование охватывало 12 дисциплин. Во время наблюдений фиксировались:
- применение преподавателями современных компьютерных средств обучения для активизация самостоятельной работы студентов,
- использование преподавателем заданий требующих самостоятельной работы студентов,
- использование студентами технических устройствам на основе микропроцессорной техники для выполнения заданий;
- частота использования преподавателем и студентами устройств на основе микропроцессорной техники.
Результаты наблюдений показывают, что многие преподаватели достаточно пассивно используют возможности современных технических устройств в организации самостоятельной работы студентов. Наиболее востребованная форма – поиск информации (Таблица №1). Это проявляется в том, что преподаватель подбирает задания не акцентирующие внимание студента на осмысление, закрепление, знаний, обобщение и систематизацию, что не позволяет в полной мере говорит о деятельностном характере самостоятельной работы. Проблема преподавателей заключается в том, что они ориентируют студентов на заранее сформированную и обработанную информацию и применения к ней ограниченного набора алгоритмов анализа с пошаговой детализацией, ограничивающей творческих элемент познания. Формируемый опыт повседневного использования гаджетов и компьютерной техники студентами не востребован, развитие опыта их использования для решения профессиональных и учебных задач затруднено.
Таблица №1. Использование современных технологий в обработке информации
Группа | Поиск информации | Обработка информации | ||||
Текст |
Таблица |
Аналитические модули |
Специальное ПО |
Не используется |
||
Экспериментальная 1
(смартфоны, планшеты) |
100% |
100% |
100% |
55% |
12% |
0% |
Экспериментальная 2
(ноутбуки и интернет) |
100% |
100% |
96% |
32% |
3% |
1% |
Контрольная
(ограниченное использование ПК и Интернет) |
78% |
96% |
56% |
6% |
0% |
4% |
Отношение студентов к организации самостоятельной работы, использованию современных технологий обработки и получения знаний, имеющиеся трудности были выявлены по результатам анкетирования. Студенты дали характеристику организации самостоятельной работы и позволили выявить возможности использования современных форм организации самостоятельной работы в вузе.
В результате анкетирования 168 студентов гуманитарных специальностей, были выявлены ряд трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе самостоятельной работы:
- 76% опрошенных во время выполнения самостоятельных работ испытывают трудности в понимании заданий, поиске необходимого для выполнения заданий материала;
- 92%% студентов хотели бы получать своевременную консультацию преподавателей при возникновении затруднений во время выполнении внеаудиторной самостоятельной работы;
- 35% респондентов высказались за расширение самостоятельной работы в целях формирование и развитие умений и навыков, обобщения и систематизации знаний;
- 56% опрошенных отмечают необходимость использования возможностей современных информационных технологий, коммуникационных возможностей для активизация самостоятельной работы студентов и организации внеаудиторного взаимодействия и консультирования с преподавателями;
- 100% студентов положительно отметили использование Интернет-ресурсов, электронных материалов для активизации самостоятельной работы.
Необходимо отметить и то, что широкому использованию современных информационных и коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы мешает как слабая, в ряде случаев, техническая оснащенность учебных заведений, так и недостаточная подготовленность преподавателей к использованию современного арсенала технических средств. В результате новые формы активизации самостоятельной работы студентов остаются невостребованными. [3]
В качестве активизирующей составляющей в организации самостоятельной работы студентов были задействованы интернет-ресурсы двух типов: социальные сервисы и учебные интернет-ресурсы, а так же использовались вики-страницы, вебинары, облачные хранилища данных
Применение современных информационных технологий для активизации познавательной деятельности студентов было нацелено на самостоятельное решение прикладных задач получения, обработки и представления информации: выполнение студентами индивидуальных или групповых исследовательских проектов с их дальнейшей презентацией и защитой; вебинары – лекции; вебинары – семинары; видеоконференции по защите проектов.
Для оценки эффективности использования предложенных форм и технологий на базе Института педагогики и психологии КГУ им.Н.А.Некрасова проведено исследование, в котором участвовали 5 групп студентов 1,2-го курса профилей педагогического образования и психология и социальная педагогика. Исследование проводилось в условиях реального учебного процесса в течение четырех месяцев (сентябрь-декабрь 2013 года). Условное деление студентов на группы обусловлено наличием в личном пользовании смартфонов, планшетов, ноутбуков или персональных компьютеров. В качестве контрольной группы выделены студенты, пользующиеся в основном, компьютерами в институте или имеющие нерегулярный доступ к таковым.
При выявлении педагогических условий эффективности активизации самостоятельной работы студентов вуза, мы учитывали социальный заказ общества, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе, критерии и уровни активизации самостоятельной работы студентов. Выявленные педагогические условия способствуют эффективности функционирования модели.
Выводы по результатам исследования. Активизация самостоятельной работы студентов в образовательном процессе вуза успешно протекает при учете личностных качеств студента, что можно определить как первое педагогическое условие. Эффективность данного педагогического условия обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных учебных задач, позволяющих опираться на индивидуальные особенности студентов.
Второе педагогическое условие – включение в учебные задачи, ориентированные на самостоятельную работу студентов, коммуникативные, информационные подзадачи, направленные на активизацию сетевого взаимодействия между студентами и использования ресурсов интернет.
Третьим условием является использование коммуникационных сервисов интернет для организации взаимодействия преподавателя и студентов, как правило, на основе использования возможностей технических устройств студентов.
Четвертым условием является организация управления самостоятельной работой студентов и учебно-методическое сопровождение на базе возможностей современных информационных технологий, способствующее большей заинтересованности студентов.
Таким образом, эффективность апробированной модели активизации самостоятельной работы студентов вуза в образовательном процессе опирается на комплекс педагогических условий, ориентированных на использование современных информационных технологий и технических устройств, включенных в повседневную жизнь студента.
Данное исследование позволяет оптимизировать самостоятельную работу студентов, на основе выявленных педагогических условий, а так же сориентировать взаимодействие студентов и преподавателей в процессе организации и проведения самостоятельной работы. Результаты исследования могут быть учтены при разработке и корректировке учебных программа и способствовать достижению более высокого качества выполнения учебных заданий студентами.
Библиографический список
- Пидкасистый П.И., Беляев В.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика: Высшее профессиональное образование. – М: Академия, 2010. – 512 с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник,. – М: Владос, 2008. – 464 с.
- Виноградов Е.В. Использование возможностей региональных интернет ресурсов в организации самостоятельной работы студентов при формировании базовых компетенций. // Сборник материалов научно-практической конференции «Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневого образования в вузе», г. Кострома 27-29 октября 2011 года / – Кострома: КГУ им.Н.А.Некрасова, 2011