Актуальность рассмотрения вопросов соотношения социального, биологического и культурного для изучения телесности как социокультурного феномена создает необходимость решения вопроса о соотношении основных категорий концепции: общества, природы, человека и культуры [7]. В этом аспекте, как существенная методологическая база для осмысления сущности физической культуры обучающихся, в нашем случае – студентов, важна аксиоматика, по И.М. Быховской. По ее теории, на каждом из пространств (природном, социальном и культурном) человеческое тело должно находиться под началом соответствующих законов (природы, общества и культуры) и взаимодействовать с иными элементами системы (природной средой, образовательным пространством, культурными канонами). Личность в этом ракурсе совершенствуется и предстает не в одной плоскости, а в трех своих ипостасях: природное тело, в частности, биологическое тело индивида, находящееся в зависимости от законов развития живого организма, существования и функционирования; социальное тело как результат взаимодействия телесного начала с социальной средой; культурное тело как продукт культуросообразного совершенствования, формирования и использования телесного начала [5].
Особое внимание в аспекте нашего исследования целесообразно уделить феномену «культурное тело». Образно оно является завершением процесса перехода от природно-телесной стороны к собственно человеческому, а именно не только социально-функциональному, но и к личностному аспекту.
Таким образом, можно заключить, что для эффективности формирования физической культуры студентов необходимо четко определить ее компонентный состав и содержание его показателей для целенаправленного воздействия и организации методики.
В современный период в связи со сложностью и неоднозначностью феномена «физическая культура» существуют различные подходы и мнения к выявлению ее компонентного и критериального состава. Содержание их согласуется в целом с рассмотренными выше концепциями физической культуры, а именно как с процессом культурного развития, совершенствования и взаимосвязи с духовностью, а также целенаправленной организации и управления жизнедеятельностью людей [9].
В своих исследованиях Л.И. Лубышева выявляет как базовые компоненты физической культуры обучающихся интеллектуальный, социально-психологический и двигательный. Автор в своих исследованиях в качестве основополагающего принципа своей концепции физкультурного образования в вузе выдвигает единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного аспектов физической культуры, обусловливающих тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека [8, с. 6–7].
Рассматривая содержание феномена «физической культуры студента», М.Я. Виленский отмечает, что необходимо гармоническое и взаимодополняющее единство физического и интеллектуального компонентов на всем жизненном пути личности. Если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же это не наблюдается, если развитие умственных сил и способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей, если физическое развитие намного опережает умственное, то, как правило, и сам человек, и общество не имеют возможность целостного формирования всестороннего развития личности [6]. Ученый определяет основные составляющие физической культуры личности: знания и интеллектуальные способности (объем, осознанность, умения и научность), физическое совершенство (физическое развитие, двигательные умения и навыки, контроль сознания, физическая подготовленность), мотивационно-ценностные ориентации (интересы, установки, убеждения потребности), социально-духовные ценности (нравственность, эстетика, мировоззрение, отношение к труду, мировоззрение, здоровый образ жизни), физкультурно-спортивная деятельность (самосовершенствование, пропаганда, инструкторская, спортивная, прикладная, судейская и организаторская деятельность).
В.Г. Щербаков в исследовании, направленному на структурирование физической культуры, детально выявляет следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный (осознание здоровья как ценности, ради достижения которой следует прилагать усилия, его приоритетной зависимости от образа жизни; понимание значимости знаний, умений, навыков, средств и методов физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, профессионально-личностного развития; убеждение в необходимости здорового стиля жизни);
- операциональный (владение системой теоретических и операциональных знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих организацию и реализацию здорового стиля жизни, самопознания, физического совершенствования);
- эмоционально-волевой (адекватная эмоционально положительная оценка своего образа жизни; чувство ответственности за свое здоровье; сознательное преодоление трудностей, возникающих в процессе овладения ценностями физической культуры и здорового образа жизни; эмоционально-волевая регуляция поведения);
- практико-деятельностный (компетентная готовность к повседневному здоровому стилю жизни, продуктивному общению, регулярной физкультурно-спортивной деятельности, систематичному самопознанию, развитию психических, физических, личностных качеств и функционального состояния организма в соответствии с требованиями жизнедеятельности, будущей профессии, сохранения здоровья, адекватность самооценки) [14, с. 38].
Раскрывая содержание физической культуры, В.К. Бальсевич выявляет в ее структуре три основные составляющие: знания (физкультурная образованность), двигательные достижения и мотивация к двигательной активности. Все перечисленные элементы системы физической культуры личности имеют тесную взаимосвязь и определяют содержание физкультурного воспитания [3].
В своих исследованиях Т.В. Скобликова показывает, что физическая культура является составной частью учебно-воспитательного процесса высшей школы, выступает как неотъемлемая его подсистема и определяется как планируемый и особым образом организуемый процесс, который инструментально выражается в целенаправленном развитии всех его подструктур: мотивационной (развитие потребности в формировании ценностей здорового образа жизни, в физическом совершенствовании, а также мотивов и направленности личности на саморазвитие в сфере физической культуры); когнитивной (практико-ориентированная система знаний и умений физического и профессионального саморазвития); деятельностной (достижение определенной физической кондиции через индивидуально-ориентированную и личностно значимую физическую активность как предпосылку развития устойчивых привычек здорового образа жизни) [11].
А.О. Аяшев и В.А. Пономарчук акцентируют внимание на разработке физической культуры через следующие компоненты: потребностный, связанный с мотивационно-потребностной сферой; образовательный, объединяющий уровень знаний, умений и навыков; аксиологический, касающийся ценностно-ориентационной сферы [2].
На основе выявления совокупности операционной, мотивационно-ценностной, социально-духовной и практико-деятельностной составляющих физической культуры личности основывает свою педагогическую технологию Г.М. Соловьев. Исследователь уточнил, что основная составляющая интересующего нас феномена – образовательная, дающая возможность преемственного переключения с физического воспитания на физическое самовоспитание, самосовершенствование [13].
Н.В. Барышева в докторском исследовании научно обосновала и экспериментально подтвердила эффективность организационно-педагогической системы развития физической культуры обучающегося, системообразующий компонент которой является системная цель развития физической культуры. Автор отметила, что указанная выше цель инструментально выражается в целенаправленном развитии всех ее подструктур: мотивационной (развитие потребности в физическом совершенствовании, формирование ценностей здорового образа жизни, а также мотивов и направленности личности на ее саморазвитие в сфере физической культуры); когнитивной (целостная практико-ориентированная система валеологических знаний и умений физического саморазвития); деятельностной (достижение физической кондиции через личностно-значимую и индивидуально-ориентированную физическую активность личности как предпосылка развития устойчивых привычек здорового образа жизни) [4].
Оригинально представляет компонентные составляющие физической культуры в своем исследовании В.А. Петьков. Выявленная им интегративная структурно-функциональная, иерархическая модель физической культуры обучающегося представлена взаимосвязанными мотивационно-ценностным, когнитивным, операциональным, творческо-деятельностным и диагностическим компонентами, в состав которых входят составляющие отдельных свойств, качеств, опыта личности, «Я»-концепция выступает в качестве управляющего механизма системы. Автор вводит в научный оборот многочисленное количество понятийно-категориальных определений: эмерджентность, синергетизм, резонанс, биосоциальный статус и т. п. [10].
В своей докторской диссертационной работе, посвященной физической культуре обучающихся ГПС МЧС России, С.С. Аганов выявляет три компонента формирования физической культуры: мотивационный (потребности, мотивы, эмоции, чувства, интересы, ценности, волевые действия, знания, убеждения, профессиональная направленность и т. п.), деятельностный (познание, саморазвитие, самовоспитание, здоровый образ жизни, судейство, агитационная инструкторская, профессиональная деятельность и т. п.) и результирующий (умения, навыки, физическая подготовленность и развитие, практический опыт, физическое мастерство и т. п.) [1].
Н.Х. Хакунов в своем докторском исследовании «Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа» подчеркивает структурные компоненты физической культуры и их содержательные признаки:
- когнитивный компонент, отражающий знания в области физической культуры, физического воспитания, профессионально-прикладной физической подготовки;
- мотивационно-ценностный, раскрывающий отношение студентов к занятиям физическим воспитанием как важной составляющей профессиональной подготовленности;
- деятельностный, отражающий физкультурно-спортивную деятельность в процессе профессиональной подготовки и за ее пределами, а также их физическое совершенство [15].
Для целостного анализа интересующего нас феномена необходимо изучить явления, которые взаимосвязаны с ним. Так, в своем научном труде В.Н. Соловьев характеризует компонентный состав дефиниции «культура здоровья личности»: когнитивно-мотивационный, эмоциональный, когнитивно-волевой. Ученый детализирует критерии и их показатели: когнитивный (понимание сущности культуры здоровья, пополнение знаний о духовном и социальном здоровье личности, осознание здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей), мотивационный (осознанное проектирование жизненных устремлений, определяющих образ жизни, валеологическое поведение, обусловливающее здоровый образ жизни), эмоциональный (эмоциональная устойчивость, преодоление трудностей и психических состояний на эмоционально-положительном фоне), коммуникативно-деятельностный (проявление коммуникативной толерантности, поисковая активность, наличие и объем знаний по культуре общения, удовлетворение оптимального двигательного режима) и волевой (стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию, волевая регуляция поведения, преодоление трудностей в достижении поставленных целей) [12].
В своих исследованиях В.Н. Соловьев заостряет особое внимание на двух факторах. Первый – образование в области физической культуры как базовый компонент и процесс формирования физической культуры должен носить непрерывный уровневый характер, начало этому должно быть положено в дошкольном возрасте. Второй – педагогическое воздействие на мотивационную составляющую физической культуры студента. Он отмечает, что в процессе подготовки студентов к воспитанию физической культуры необходимо влиять на мотивацию, побуждающую к физкультурной деятельности, и способствовать активному их включению в данную деятельность. Ученый определил мотивационную структуру личности и механизмы взаимодействия. Первый из них заключается в сознательном педагогическом воздействии непосредственно на мотивацию через убеждение, разъяснение, стимуляцию внутренней работы по самосознанию, переосмыслению себя и окружающей действительности. Второй представляет собой воздействие на личность через перестройку ее социальной микросреды, сферы и условий деятельности с последующей перестройкой мотивации [12, с.123].
В исследованиях зарубежных научных деятелей (Brandon L. Alderman [16], Aaron Beighle [16], Chantal Amade-Escot [17], Cothran D. J. [18], Kevin Morgan, Ishee Jimmy H., Lorraine Cale, Richard Lawrence, Robert P. Pangrazi, Dean Michael Ravizza, Kenneth D. Brubaker [19], Noak H. [20], Zan Gao [21]) особое внимание уделяется формированию мотивационного и ценностного компонентов при организации физического образования подростков в различных учебных заведениях. Dean Michael Ravizza и Ishee Jimmy H. в своем исследовании подчеркивают особую важность развития интереса и ценностного отношения к физическим упражнениям как наиболее приоритетную задачу для преподавателей физического образования.
Таким образом, выполнив системный анализ представлений о структуре физической культуры обучающихся в научной литературе, мы определили ее компонентный состав и содержание показателей для целенаправленного воздействия и разработки экспериментальной методики.
Физическая культура студента гуманитарного вуза – интегративное личностное образование, основанное на интеграции трех взаимосвязанных элементов содержания и ее компонентов:
1. Мотивационный компонент физической культуры студента отражает потребность в физкультурной деятельности, включая интеллектуальную и двигательную составляющие, и характеризует уровень удовлетворенности результатами этой деятельности, их принятие и приложение волевых усилий для дальнейшего формирования. Этот компонент состоит из совокупности:
- физкультурно-ориентированного мировоззрения;
- мотивационно-ценностного отношения к физической культуре;
- эмоциональной удовлетворенности при физкультурной деятельности.
2. Деятельностный компонент физической культуры студента определяется уровнем развития физических и психических качеств, функционального состояния организма в соответствии с оптимальными требованиями жизнедеятельности и готовности к профессиональной деятельности. Представленный компонент состоит из совокупности:
- психического показателя;
- физического показателя;
- оздоровительного (функционального) показателя.
3. Когнитивный компонент физической культуры студента раскрывает степень овладения студентами знаниями и практическими умениями в сфере физической культуры, т. е. физкультурной компетентностью, а также степень включения личности в целостную систему здорового образа жизни и его отдельные элементы, готовность к его реализации и пропаганде. Этот компонент состоит из совокупности:
- операционного показателя;
- рефлексивно-оценочного показателя;
- поведенческого показателя.
На основе вышеизложенных положений можно сделать вывод, что в данном исследовании детально определен и структурирован компонентный состав формирования физической культуры студента, основанный на выявлении комплекса индивидуальных показателей, что, в свою очередь, содействует процессу разработки стратегии формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза.
Библиографический список
- Аганов, С. С. Концепция и технология развития физической культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России: автореф. дис. … д-ра пед. наук / С. С. Аганов. – СПб., 2008. – 45 с.
- Аяшев, O. A. Физическая культура и становление личности / О. А. Аяшев, В. А. Пономарчук. – М.: Сфера, 1991. – 123 с.
- Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1991. – № 7. – С. 37–41.
- Барышева, Н. В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: дис. … д-ра пед. наук / Н. В. Барышева. – М., 1997. – 400 с.
- Быховская, И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность: монография / И. М. Быховская. – М.: ГЦОЛИФК, 1993. – 179 с.
- Виленский, М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: учеб. пособие для студентов пед. спец. вузов / М. Я. Виленский. – М.: Высш. шк., 1989. – 159 с.
- Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – 416 с.
- Лубышева, Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 1. – С. 5–9.
- Николаев, Ю. М. Теретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: монография / Ю. М. Николаев. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. – 217 с.
- Петьков, В. А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук / В. А. Петьков. – Армавир, 1999. – 414 с.
- Скобликова, Т. В. Становление физической культуры студентов в педагогическом вузе: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Т. В. Скобликова. – Курск, 2001. – 44 с.
- Соловьев, В. Н. Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов: учебно-метод. пособие / В. Н. Соловьев. – Ижевск: УдГУ, 2005. – 515 с.
- Соловьев, Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: дис. … д-ра пед. наук / Г. М. Соловьев. – Ставрополь, 1999. – 388 c.
- Физическая культура: учеб. / под ред. М. Я. Виленского. – 2-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, 2013. – 424 с.
- Хакунов, Н. Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н. Х. Хакунов. – Краснодар, 1995. – 33 с.
- Brandon, L. Alderman, Aaron Beighle, Robert P. Pangrazi Enhancing Motivation in Physical Education / L. Brandon, Aaron Beighle Alderman, P. Robert // Joperd. – 2006. – 77 (2). – P. 41–51.
- Chantal Amade-Escot & Mary O’sullivanpages Research on content in physical education: theoretical perspectives and current debates // Physical Education and Sport Pedagogy. – 2007. – 12 (3). – P. 185–204.
- Cothran, D. J. Teacher-student negotiations and its relation to physical education studentsb motivational processes: an approach based on self-determination theory / D. J. Cothran, P. H. Kulinna, E. Ward // Journal of Research and Development in Education. – 2009. – 15 (1). – Р. 21–46.
- Kenneth, D. Brubaker The importance of physical education in today’s schools: Diss. Submitted toCollegeofEducation Ashlanduniversity in partial fulfillment of the Requirements for the Degree Doct. of Education in Educational Leadership / D. Kenneth. –Ashland,OH. – 2011. – 88 p.
- Noak, H. Concepts of health and health promotion / H. Noak // Measurements in Health promotion and Protection. –Copenhagen, 1987. – P. 5–28.
- Zan Gao. Understanding students’ motivation in physical education: integration of expectancy-value model and self-efficacy theory: Diss. Submitted to the Graduate Faculty of Louisiana State University and Agricultural andMechanicalCollegein partial fulfillment of the requirements for the degree of Doct. of Philosophy in the Department in Kinesiology / Zan Gao. – B. Ed.,HunanTeachersUniversity, M. Ed.,BeijingSportUniversity, 2007. – 188 p.