УДК 37.378

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД В УПРАВЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. АДАПТАЦИЯ УЧЕНИКОВ 1 – 4-Х КЛАССОВ

Тымчик Светлана Григорьевна
Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт"
преподаватель кафедры физического воспитания

Аннотация
В статье рассматривается использование дидактических принципов и способов диагностики в оценке психофизического состояния учеников и адаптации детей к обучению в начальных классах школы.

Ключевые слова: адаптация детей к обучению в школе, оценка психофизического состояния, физическое воспитание


MODERN LOOK INTO MANAGEMENT PHYSICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL. ADAPTATION OF APPRENTICES 1 - 4 CLASSES

Tymchik Svetlana Grigorievna
National technical university of Ukraine "Kyiv polytechnic institute"
teacher of department of P.E

Abstract
In the article the use of methods of diagnostics is examined in the estimation of the psychophysical state of students and adaptation of children to educating in the initial classes of school.

Keywords: adaptation of children to educating at school, estimation of the психофизического state, P.E


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Тымчик С.Г. Современный взгляд в управлении физическим воспитанием в начальной общеобразовательной школе. адаптация учеников 1 – 4-х классов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/08/3475 (дата обращения: 02.11.2023).

АКТУАЛЬНОСТЬ

Программа предмета «Физическая культура» разработана по модели «стандартов» соответственно к Государственному стандарту начальной общего образования, утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины № 462 от 20.04.2011
Основная цель предмета «Физическая культура» – приобретение учащимися опыта деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной; формирование у учащихся устойчивой мотивации и потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, физического развития и физической подготовленности, комплексного развития природных способностей и моральных качеств; использования средств физического воспитания в организации здорового образа жизни.

Учитывая психологические особенности младших школьников, программа позволяет планировать комплексные уроки, которые дают возможность включать в урок разноплановые физические упражнения, повысят заинтересованность и эмоциональное состояние учащихся.

Учить младших школьников двигательным действиям целесообразно, применяя преимущественно игровой метод. Это будет способствовать созданию положительного эмоционального климата и формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой [1].

Управление процессом физического воспитания в общеобразовательной начальной школе состоит из выполнения функций планирования, организации, мотивации и контроля [2,3].

При планировании занятий по физическому воспитанию учитывают состояние здоровья учащихся по данным медицинского осмотра. В общеобразовательных учебных заведениях ученики в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, уровня физической подготовленности распределены по трём медицинским группам: основная, подготовительная, специальная.

При планировании учебных занятий в начальной школе, особенно с первоклассниками, учителю физической культуры следует обратить внимание на степень готовности детей к обучению в школе, адаптацию ребёнка к школьной среде. Под адаптацией понимают приспосабливаемость к условиям окружающей среды [4, с.90].

Понятие «адаптации» тесно связано с понятием «стресс» – неспецифической реакцией организма на действие любого достаточно сильного раздражителя.

Чтобы ускорить процесс адаптации к обучению, предупредить травмы на уроках физкультуры целесообразно проводить мониторинг индивидуального уровня адаптации ребенка к обучению по результатам изменений психофизических параметров.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В программе «Физическая культура» для начальной общеобразовательной школы предусмотрено определение исходных данных (сентябрь – октябрь) и динамика физической подготовленности учащихся при выполнении следующих упражнений: скорость – бег до 30 м; выносливость – бег, спортивная ходьба или смешанное передвижение на длинные дистанции; гибкость – наклон туловища вперед из положения сидя; сила – подтягивание в висе и в висе лежа; ловкость – «челночный» бег 4 х 9 м с переносом предмета; скоростно – силовые качества – прыжок в длину с места.

Исходя из опыта работы учителем физкультуры в начальных классах в общеобразовательных учебных заведениях в Деснянском, Подольском, Оболонском, Днепровском районах города Киева тестирование учеников в соответствии с программой в сентябре достаточно травматично и нет рекомендаций Министерства образования и науки.

С целью предупреждения травматизма на первых уроках физической культуры в начале учебного года целесообразней определить психофизическое состояние и физическое развитие учащихся выполняя более легкие и менее травматические упражнения по методике А. Дубогай [5]:

• Количество написанных букв “О” за 10 секунд, размером 1 х 2 клетки через клетку, (раз);

• Количество приседаний за 10 секунд (раз);

• Количество ударов в ладоши, исходное положение – руки вперед, за 10 секунд, (раз);

• Количество цифр, которые проговорит ребенок за 10 секунд (раз);

• Длительность удержания позы “фламинго” (стойка на одной ноге, вторую согнуть, ступню под колено, руки в стороны, ладонями вперед, глаза закрыть), до первого покачивания (секунд).

Оценивают выполнение упражнений по пятибалльной системе: оценки “5″, “4″, “3″, “2″.

Из суммы набранных баллов в видах программы соревнований высчитывают среднее арифметическое и определяют уровни адаптации учащихся к занятиям в школе: высокий уровень, средний, уровень ниже среднего, низкий уровень.

По данным литературных источников по методике А. Дубогай проводил исследования Я. Витос [6] с дошкольниками – детьми 6 – ти лет.

Анализ полученных результатов по уровням адаптации учащихся к занятиям в школе даст возможность учителю внести корректировку в календарный план, в план – конспект учебного занятия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Экспресс – оценку психофизиологического состояния проводили как соревнования «На старт!» в начале учебного года по плану месячника физической культуры и спорта. В тестировании – соревнованиях приняли участие ученики (мальчики и девочки) 1 – 4- х классов школы № 120 (2011-2012 уч.г.) и общеобразовательной школы № 225 (2010-2011 уч.г.) города Киева: 190 девочек и 174 мальчика (рисунок 1).


Рисунок 1. Распределение учеников по полу

Ученики по состоянию здоровья распределены по медицинским группам (рисунок 2).


Рисунок 2. Распределение учеников по медицинским группам

По результатам тестирования на оценку «отлично» выполнили упражнение «написание буквы “О”» девочки 4-го класса, «удары в ладоши» и «удержание позы “фламинго”» – ученики 2-4 классов; «проговаривание цифр» – ученики 1-4 классов;

Ученики 1-х классов на оценку «неудовлетворительно» справились с упражнением «удержание позы “фламинго”».

Показатели уровня психофизической готовности к занятиям в школе был хорошим (4,15 балла – у девочек, 4,2 балла у мальчиков), по классам показатели наилучшие (4,6 балла – 4 класс, 4,4 балла- 3 класс, 4,2 балла – 2 класс). Только у 1 класса удовлетворительно (3,4 балла) (таблица 1).

Таблица 1. Показатели психофизической подготовки учеников 1–4–х классов

Упражнение

Классы

Пол

хmin

xmax

x‾±σ(sx)

Оценка

Написание буквы”О” за 10 с

Оценка:

“5″ – 14 букв и более

“4″ – 10 – 13 букв

“3″ – 6 – 9 букв

“2″ – 4 – 7 букв

4

Дев.

4

22

14,11±4,29

5

Мал.

4

21

13,02±4,96

4

3

Дев.

2

19

10,51±3,41

4

Мал.

5

18

10,21±2,95

4

2

Дев.

1

18

8,18±3,45

3

Мал.

1

17

8,45±3,89

3

1

Дев.

2

22

9,04±4,15

3

Мал.

3

14

9,47±3,08

3

Приседания за 10 с

Оценка:

“5″ – 15 приседаний и более

“4″ – 12 – 14
приседаний

“3″ – 9 – 11
приседаний

“2″ – 6 – 8
приседаний

4

Дев.

8

14

11,36±1,59

3

Мал.

7

18

12,02±1,75

4

3

Дев.

7

18

11,64±2,70

3

Мал.

9

16

11,50±1,38

3

2

Дев.

8

16

11,68±1,62

3

Мал.

3

16

12,38±2,01

4

1

Дев.

8

14

10,93±1,57

3

Мал.

9

14

11,17±1,30

3

Удары в ладоши за 10 с

Оценка:

“5″ – 30 ударов и более

“4″ – 22 – 29 ударов

“3″ – 16 – 21 удар

“2″ – 10 – 15 ударов

4

Дев.

20

65

44,18±10,73

5

Мал.

24

67

44,08±11,35

5

3

Дев.

24

64

42,70±10,24

5

Мал.

20

64

43,66±10,81

5

2

Дев.

22

70

42,11±11,25

5

Мал.

22

60

37,82±9,36

5

1

Дев.

16

37

26,67±6,01

4

Мал.

17

38

28,46±5,43

4

Проговаривание цифр за 10 с

Оценка:

“5″ – 20 цифр и более

“4″ – 16 – 19 цифр

“3″ – 12 – 15 цифр

“2″ – 8 – 11 цифр

4

Дев.

25

42

30,41±2,96

5

Мал.

21

40

30,05±4,12

5

3

Дев.

22

35

28,80±3,26

5

Мал.

10

41

29,21±5,28

5

2

Дев.

18

39

26,18±3,60

5

Мал.

17

32

25,62±3,60

5

1

Дев.

18

32

23,85±3,07

5

Мал.

15

31

23,53±1,67

5

Удержание позы “фламинго”, с

Оценка:

“5″ – 18 секунд и более

“4″ – 14 – 17 с

“3″ – 10 – 13 с

“2″ – 5 – 9 с

4

Дев.

1

190

32,95±40,34

5

Мал.

1

155

31,20±31,46

5

3

Дев.

1

196

29,43±39,72

5

Мал.

3

115

18,12±21,54

5

2

Дев.

1

230

26,05±38,7

5

Мал.

1

100

22,7±21,88

5

1

Дев.

1

49

8,83±11,14

2

Мал.

1

62

7,2±10,75

2

Общая оценка, баллы

4-е классы

4,6

3-и классы

4,4

2–е классы

4,2

1–е классы

3,4

Девочки 1 – 4-х классов

4,15

Мальчики 1 – 4-х классов

4,2

    Если сравнить данные по медицинским группам:

  • Высокий уровень адаптации к занятиям в школе:
    • у 12,36 % мальчиков и 6,32 % девочек основной группы;
    • 1,65 % мальчиков и 3, 57 % девочек подготовительной группы;
  • Средний уровень:
    • у 19,23 % мальчиков и 22,53 % девочек основной группы;
    • 7,14 % мальчиков и 6,04 % девочек подготовительной группы;
  • Уровень ниже среднего:
    • 6,32 % мальчиков и 7,42 % девочек основной группы;
    • 1,1 % мальчиков и 5,77 % девочек подготовительной группы;
  • Низкий уровень:
    • 0,55% девочек подготовительной группы (рисунок 3).

Рисунок 3. Адаптация учеников к занятиям в школе по медицинским группам

    При сравнении данных по классам:

  • высокий уровень готовности к занятиям в школе:
    • наилучшие показатели у 4-х классов (13% учеников) и у 2-х классов (11% учеников);
    • 3-й класс (3% учеников) и 1-й класс (1% учеников);
  • средний уровень:
    • 3-й класс (16% учеников), 2-й класс (15% учеников), 4-й класс (13% учеников) 1-й класс (10% учеников);
  • уровень ниже среднего 1-й и 2-й классы (по 5% учеников), 3-й и 4-й классы (по 3% учеников) (рисунок 4).

Рисунок 4. Уровни адаптации учеников к занятиям в школе по классам

По результатам экспресс – тестирования психофизиологического состояния учеников 1 – 4 классов:

  • высокий уровень готовности к занятиям в школе (у 29% школьников);
  • средний уровень готовности к занятиям в школе (у 55% школьников);
  • уровень ниже среднего (у 16% школьников);
  • низкий уровень адаптации к занятиям в школе (у 0,6% школьников) (рисунок 5).


Рисунок 5. Уровни готовности учеников к занятиям в школе

ВЫВОДЫ

  1. Экспресс – оценку психофизиологического состояния проводили как соревнования «На старт!» по плану месячника физической культуры и спорта. Победителей соревнований определяли в номинациях видов программы среди девочек и среди мальчиков в каждом классе.
  2. Чтобы ускорить процесс адаптации к обучению, предупредить травмы на уроках физкультуры целесообразно проводить мониторинг индивидуального уровня адаптации ребенка к обучению по методике А.Дубогай.
  3. Анализ полученных результатов по уровням адаптации учащихся к занятиям в школе даёт возможность учителю внести корректировку в календарный план, в план – конспект учебного занятия.
  4. Мониторинг индивидуального уровня адаптации ребенка к обучению в школе по результатам изменений психофизических параметров желательно проводить в первом классе.
  5. Высокий уровень готовности к занятиям в школе у 29% учащихся 1-4 классов и только у 1% учащихся 1-х классов.
  6. Приседания за 10 секунд – наиболее сложное упражнение как для учеников 4-х классов мальчиков и девочек, так и для учеников 1-х классов.
  7. Учащиеся 1-4 классов, девочки и мальчики, на «отлично» справились с упражнениями удары в ладоши и проговаривание цифр за 10 секунд.

Библиографический список
  1. Круцевич Т.Ю. Фізична культура 1-4 класи. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів, К. 2011
  2. Теорія і методика фізичного виховання, т. 1 / За ред.Т.Ю.Круцевич. – К.: Олімпійська література, 2008
  3. Теорія і методика фізичного виховання, т. 2 / За ред.Т.Ю.Круцевич. – К.: Олімпійська література, 2008
  4. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её практическое применение.-К. Олимпийская література. – 2013
  5. Дубогай О. Навчання в русі: здоров’язберігаючі педагогічні технології в початковій школі.-К.: Вид. Л.Галіцина, 2005
  6. Вітос Я. Рівень психофізичної підготовленості дошкільнят до навчання в школі. //Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2012. – №3
  7. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учеб.пособие для биолгич.спец.вузов.- М.: Высш.школа, 1980
  8. ОмельченкоТ.Г. Біологічний вік як критерій для визначення донозологічного стану організму молодших школярів. //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. – 2011.- № 8
  9. ОмельченкоТ.Г. Пріоритетні фактори структури донозологічного стану організму дітей молодшого шкільного віку. //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту. – 2011.- № 12
  10. Презлята Г. Заняття фізкультурою та здоров’я: Мед.-пед. Моніторинг – К.,2006


Все статьи автора «Тымчик Григорий Семенович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: