Понятие «универсальный специалист» звучит противоречиво. «Специалист» означает специализацию, углубление в некоторое определенное ограниченное поле. «Универсальность», наоборот, максимально расширяет границы, предполагает овладение большим количеством знаний, умений и навыков.
Узкая специализация дает возможность максимального погружения в конкретную деятельность, проработку вплоть до мельчайших вопросов, углубление специализированных знаний и, соответственно, высококачественное выполнение своих профессиональных задач. С другой стороны, в своих крайних проявлениях слишком узкие рамки могут стать причиной сужения взглядов, нарастания шаблонности и ригидности мышления. Малейший заход за выработанные границы обернется неспособностью принятия решения вследствие недостатка информированности. Поэтому возрастет необходимость обращения за консультациями или помощью к другим специалистам.
Узкопрофильная специализация позволяет нечестному работодателю оказывать давление на работника, поскольку заменить неугодный «винтик» намного проще, чем найти замену целому «двигателю» – человеку, ответственному за выполнение широкого и разнообразного фронта работ.
Развитие современного мира, профессиональных сфер и технологий предполагают в большей степени не ограниченность рамками специализации, а умение гибко перемещаться между сферами деятельности, чему способствует широта мышления, креативность, анализ идей и рынков, эффективный менеджмент и самоменеджмент [1]. Это довольно устойчивые тенденции, определяющие потребность в так называемых универсальных специалистах (УС). Потребность в УС видна и из анализа требований работодателей к кандидатам на замещение вакантных должностей. В списки необходимых навыков и знаний все чаще входят наименования нескольких разнообразных отраслей. Например, опрос руководителей административных служб российских и зарубежных компаний выявил, что для профессии «административный менеджер» желаемыми знаниями являются юриспруденция, финансы, управление персоналом, IT, управление организацией, а навыками – концептуальные, управленческие и технические умения [2]. То есть от работника требуется значительная универсальность для того, чтобы им заинтересовалась прибыльная, конкурентоспособная и развивающаяся компания.
Но основной вопрос заключается в степени подготовки универсального специалиста в каждой из разнообразных зон его профессиональной деятельности (обладает ли он необходимым запасом знаний и навыков), а также умении переключаться между ними без ущерба для выполнения разнонаправленных задач.
В настоящее время под УС понимается профессионал, который способен за короткий срок сменять профессиональную область на другую (как схожую с первоначальной, так и максимально отличную от нее) за счет владения общими абстрактными навыками работы [3] или же на одной должности одновременно выполнять задачи различных профессиональных областей.
Рассмотрим когнитивные и эмоционально-личностные особенности, определяющие возможность человека стать УС.
Когнитивные особенности. Мышление УС должно позволять ему выделять основной принцип деятельности или области знания и переносить его на неисследованные области. Это означает развитость абстрактно-логического мышления и его превалирование над наглядно-действенным и конкретно-предметным мышлением. В то же время конкретно-предметное мышление также должно быть в достаточной степени развито для реализации деятельности в реальных условиях (переход от абстрактных схем к конкретным действиям) [4]. Важную роль играет переключение между мыслительной деятельностью абстрактного и конкретного типа. Мышление УС не может быть ригидным, оно гибко по определению.
Желательно сочетание интуитивного мышления и аналитического, что позволит в первом случае экономить ресурсы и время за счет одномоментного и непосредственного «схватывания» ситуации без длительного осознания пути к решению, а во втором – постепенно и логически приходить к верному пониманию основных закономерностей и принципов.
У УС должны быть развиты такие характеристики произвольного внимания как объем, переключение, распределение. УС оценивает объем работы, вычленяет главное, выполняет это, с легкостью переключаясь по необходимости с одного на другое, не застревая ни на одном из этапов.
Достаточный объем слухоречевой, зрительной, мышечной памяти позволит УС хранить и накапливать необходимые единицы знания. Без накопления некоего первичного инструментария (например, того же выученного навыка перехода от абстрактных умопостроений к конкретным решениям и действиям) невозможно дальнейшей совершенствование и продвижение.
Разные виды труда требуют различной сенсорной деятельности и вызывают разную нагрузку на анализаторы (зрительный, слуховой, кожный, мышечно-суставной и т.д.). Требуется учитывать естественный уровень развития анализатора, а также особенности характера восприятия при той или иной деятельности. Например, одни профессии будут требовать длительного слежения в широком сенсорном поле, а другие наоборот нуждаются в сужении поля восприятия на длительное время.
При сочетании умственного труда с физическим на первый план наряду с когнитивными процессами выступит сенсомоторная деятельность, которая будет определять скорость, точность и качество выполнения тех или иных действий.
Таким образом, для успешной профессиональной деятельности мозг УС должен быть соответствующим образом развит: 1 блок мозга, ответственный за уровень сна и бодрствования, физическую и психическую активность, общий тонус организма, состояние внимания; 2 блок, занимающийся приемом (сенсорная деятельность), переработкой и хранением информации (память, мышление); 3 блок, ответственный за программирование, регуляцию и контроль произвольной деятельности (планирование, контроль над следованием этому плану, торможение ненужных в каждый конкретный момент реакций) [5].
Эмоционально-личностные особенности. При рассмотрении вопроса УС необходимо отграничивать профессиональную реализацию (с получением конкретного продукта на выходе деятельности) от широты интересов [6].
«Наиболее известные ученые и деятели искусства были всесторонне развитыми личностями: Эйнштейн увлекался литературой и играл на скрипке, Менделеев был автором статей по теории живописи; известный зоолог Холодковский перевел на русский язык «Фауста» Гёте; Бехтерев писал стихи; многоплановость интересов и разносторонность деятельности характеризовали Галилея, Декарта, Ломоносова, Лейбница и др.» [7].
Это свидетельствует об обширности интересов талантливых людей, но не о разносторонности таланта. То есть это не означает одинаково высоких достижений в различных сферах деятельности. Применительно к УС важно учитывать это в том контексте, что человек, интересующийся журналистикой, пиаром и финансовой деятельностью, возможно, окажется совершенно неспособным сочетать все эти интересы, занимая соответствующую должность. С другой стороны, с точки зрения психологии эмоций УС не может быть склонен к консерватизму и ограничениям в познании и деятельности. Одна из важнейших характеристик УС – стремление к новому, широкий круг интересов, желание двигаться, а не оставаться на месте.
Глубинные мотивы перехода от одной профессиональной сферы к другой у УС должны быть обусловлены не вынужденностью (низкая заработная плата, плохие отношения в коллективе, проблемы с начальством и т.д.), а, наоборот, интересом, склонностью к разным сферам труда, результативностью, ощущением «я могу больше».
УС – обладатель интернального (внутреннего) локуса контроля. Это означает склонность видеть причины происходящих в жизни событий в себе, в своих решениях. Также это стремление брать ответственность за происходящее на себя в отличие от людей с преобладающим экстернальным (внешним) локусом контроля. Такие люди видят причины во внешних силах, действиях окружающих людей и считают их зачастую непреодолимыми, что в сочетании с привычкой перекладывать ответственность на других и на обстоятельства делает обладателей экстернального локуса контроля мало способными к сложной и результативной профессиональной деятельности [8].
Для УС важной характеристикой является психологическая устойчивость к изменениям, частой смене вида работы, большому объему задач. Это во многом зависит от типа высшей нервной деятельности по классификации И. П. Павлова [9].
Сангвинический тип темперамента, являясь сильным уравновешенным подвижным, имеет больше возможностей к успешной реализации в качестве УС, так как имеет одинаково выраженные процессы возбуждения и торможения, что в сочетании с хорошей их подвижностью как раз и обуславливает переключаемость между видами работы. Сильный тип нервной системы обеспечивает хорошие адаптивные возможности к внешним ситуациям.
Флегматический тип испытывает затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой при сильных процессах возбуждения и торможения. Это может осложнить переходные моменты, а также адаптацию к новым видам деятельности.
Быстрота, порывистость, высокий уровень психической активности и энергичность холерика помогают ему в становлении универсальным специалистом. Но для этого сильного неуравновешенного типа важен более высокий контроль за эмоциональной и поведенческой сферой, поскольку тип характеризуется отстающим от процесса возбуждения торможением.
Слабый меланхолический тип менее всего способен к профессиональной деятельности в виде УС. Слабость процессов возбуждения и торможения обуславливает плохое приспособление к меняющимся условиям окружающей среды. Высокая эмоциональная чувствительность в стрессовой ситуации отрицательно сказывается на самочувствии меланхолика [9].
Стоит отметить, что соотнесение нервной системы с тем или иным типом не является приговором. Во-первых, чистых сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков можно встретить довольно редко, чаще же люди представляют собой некое сочетание черт. Во-вторых, зная собственные особенности, можно путем тренировки добиться необходимого в профессиональном плане результата.
Таким образом, подытожив когнитивные, эмоциональные и личностные особенности абстрактно-идеального УС, можно предположить, что такой специалист должен обладать широчайшим спектром выраженных когнитивных процессов, особым складом личности, подходящим типом нервной системы, что в реальном мире проявляется крайне редко и именуется гениальностью. УС для успешной профессиональной реализации в крайне непохожих друг на друга областях должен обладать гигантским потенциалом собственного мозга. Поэтому одновременная профессиональная реализация в различных областях (не просто обладание некими знаниями, а именно полная профессиональная реализация) представляется довольно фантастической для большей части людей.
Однако сочетание профессиональных направлений в той или иной степени схожих друг с другом или последовательная смена профессий является уже вполне реалистичной. Начальная оценка интересов и предпочтений конкретного человека, его анатомо-физиологических особенностей и психических возможностей, а также состояния рынка труда может позволить выбрать наиболее удачное сочетание профессиональных сфер для получения в результате высококлассного УС, который может реализовать все свои способности в работе.
Библиографический список
- Florida R. The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent. HarperBusiness, HarperCollins, 2005.
- Универсальный сотрудник. Административный директор №5 2012. С. 72-75.
- Бахтияров О. Г. Как подготовить универсального специалиста [Электронный ресурс] // Бизнес-ключ. 2007. №1. URL: http://www.bkworld.ru/archive/y2007/n01-2007/n01-2007_185.html (дата обращения: 04.08.2014).
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство “Питер”. 2000. 720 с.
- Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. Том1. М., 1970. 16 – 18 с.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Издательство “Питер”, 2009 г. 434 с.
- Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление. Социальная психология личности. Л. 1974. 210–211с.
- Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Волевые действия // Психология. М.: Академия. 1998. 500 с.
- Павлов И. П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М.: Государственное издательство медицинской литературы. 1954. 384 с.