УДК 316.4

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Страхов Максим Владимирович
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Аспирант

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы управления интеллектуальным потенциалом промышленного предприятия на примере Белгородской области, а также исследован вопрос интеллектуальной маргинализации молодых специалистов рабочих профессий.

Ключевые слова: Белгородская область, интеллектуальный потенциал работника, промышленные предприятия


MANAGEMENT OF INTELLECTUAL POTENTIAL INDUSTRIAL WORKERS

Strakhov Maxim Vladimirovich
Belgorod State National Reserch Univercity
postgraduate student

Abstract
The paper deals with management of the intellectual potential of industrial enterprise on the example of the Belgorod region, and also investigated the question of intellectual marginalization of young professionals working professions.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Страхов М.В. Управление интеллектуальным потенциалом работников промышленных предприятий // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/09/3616 (дата обращения: 28.10.2023).

Каждое промышленное предприятие обладает большими объемами как материальных, так и нематериальных активов. Важным показателем конкурентоспособности предприятия является использование современных методов и технологий производства, знания о которых составляют интеллектуальный потенциал любого предприятия.

В современной науке под интеллектуальным потенциалом принято понимать совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных способностей работников, осуществляющих работы по созданию инноваций на промышленных предприятиях и в организациях [1].

Актуальной задачей региональной политики Белгородской области является необходимость подъема уровня конкурентоспособности имеющихся промышленных предприятий путем использования новейших технологических разработок и внедрения организационных инноваций. Этому способствует качественное использование современных достижений науки и техники, а также разработка новых продуктов интеллектуальной собственности. Однако не стоит забывать о значительной роли человеческих ресурсов в повышении уровня конкурентоспособности предприятий. От квалификации, профессиональных знаний и навыков работников зависит в большинстве случаев уровень конкурентоспособности и прибыльности предприятия в целом. Именно поэтому современные руководители промышленных предприятий переходят к новому уровню управления, а именно к осознанному управлению интеллектуальным потенциалом работников.

В настоящее время наблюдается заинтересованность руководства в обучении и повышении квалификации своих сотрудников. Однако, в большинстве случае речь идет только об обучении сотрудников среднего и высшего звена. Параллельно процессу возрастания профессионализма работников данных категорий наблюдается процесс интеллектуальной маргинализации молодых специалистов рабочих профессий.

Для подтверждения данной гипотезы нами было проведено исследование на промышленных предприятиях Белгородской области среди молодых специалистов рабочих профессий в возрасте от 23 до 30 лет. Всего в исследовании приняли участие 48 человек. В ходе исследования респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, касающихся их профессионального и интеллектуального развития.

Так, на первый вопрос: «Как часто вы проходили профессиональное обучение, переобучение или курсы повышения квалификации?» большинство опрошенных (62,5%) ответили, что никогда не проходили профессионального обучения с момента их трудоустройства на предприятии. Ответы остальных респондентов разделились поровну (по 18,75%) между вариантами «один раз» и «два раза». Таким образом, за все время своей работы на промышленном предприятии молодые специалисты никаким образом не проходят профессиональное обучение. Однако полученные во время обучения в вузе, ссузе или другом учебном заведении знания постепенно устаревают, не успевая отражать быструю смену информации современного информационного общества, поэтому требуют постоянного обновления и совершенствования.

Далее респондентам было предложено ответить на вопрос: «Хотели ли бы Вы развивать свои профессиональные знания?». При этом большинство опрошенных (85,4%) ответили, что не имеют никакого желания заниматься профессиональным обучением и лишь незначительная доля респондентов (14,6%) ответили, что возможно им было бы это интересно, но в настоящее время они этим не занимаются. Таким образом, большинство опрошенных молодых специалистов не только не проходят профессиональное обучение во время работы на промышленных предприятиях, но и не имеют желания развивать свое профессиональное мастерство.

Для получения более полной картины об уровне интеллектуальной маргинализации молодых специалистов респондентам было предложено ответить  на ряд вопросов, не связанных напрямую с их профессиональным развитием, но позволяющих выявить уровень интеллектуальной маргинализации. В частности, был задан вопрос, касающиеся последней прочитанной книги. Полученные при этом ответы позволили выявить, что современные молодые работники промышленных предприятий не заинтересованы чтением книг, предпочитая чтение новостных газет и чтение новостных заметок в сети Интернет. Чтение классиков отечественной или зарубежной классической литературы не назвал ни один из опрошенных респондентов.

Эти данные в дополнении ко всем предыдущим свидетельствуют о существующей в настоящее время проблеме интеллектуальной маргинализации молодежи – работников промышленных предприятий. Немаловажным фактором данного явления является не только личная незаинтересованность молодежи в интеллектуальном и профессиональном развитии, но и недостаток внимания руководства предприятий к профессиональному развитию сотрудников низших квалификаций.

Возникает вопрос об эффективном управлении интеллектуальным потенциалом работников промышленных предприятий. С одной стороны, профессиональное обучение всех сотрудников предприятия будет довольно затратным с экономической точки зрения. Однако с другой стороны, ускорение процесса развития интеллектуальной маргинализации работников может привести к снижению уровня производительности труда в дальнейшем. Следовательно, необходимо найти компромиссное решение управления интеллектуальным потенциалом работников, которое повысит уровень профессионального развития сотрудников рабочих профессий с минимальными финансовыми вложениями. Для этого рекомендуется:

1)      Организовать интеллектуальный досуг молодых специалистов во внерабочее время. Например, просмотры кинофильмов, чтение и обсуждение книг, интеллектуальные игры.

2)      Повысить заинтересованность самих работников в своем профессиональном развитии. Например, путем организации конкурсов профессионального мастерства.

3)      Повысить престиж профессионального обучения. Например, награждая лучших сотрудников по итогам месяца или квартала.


Библиографический список
  1. Лаврентьев В.А., Шарина А.В. Интеллектуальный потенциал предприятия: понятие, структура и направления его развития // Креативная экономика. — 2009. — № 2 (26). — c. 83-89


Все статьи автора «Strakhov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: