В последнее время в социальной и педагогической работе с детьми все большую популярность набирает арт-терапевтическое направление. В рамках этого направления образовалось множество методов, каждый из которых предлагает свой набор методик и технологий, обладающих творческим и реабилитационным потенциалом. Однако, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использование некоторых творческих методик и технологий весьма затруднительно. Их необходимо адаптировать не только для определенной группы, с которой проводится работа, но и практически под каждого ребенка.
В данной статье представлен анализ некоторых творческих методик работы, которые используются в реабилитационных центрах Алтайского края при работе с детьми с ОВЗ. В рамках исследования была проведена оценка воздействия ряда творческих технологий в процессе реабилитации для детей с ОВЗ.
В данном исследовании творческие технологии рассматриваются как определенный набор действий, предлагаемых целевой аудитории для выполнения во время какого-либо творческого или арт-терапевтического процесса, в целях физиологической и (или) психической реабилитации.
Для оценки воздействия творческих технологий в работе с детьми были выделены следующие критерии:
1) Возможность адаптации творческой технологии к работе с указанной группой (учет физических и умственных способностей ребенка с ОВЗ)
- адаптация возможна (основные действия творческого процесса могут быть выполнены ребенком с ОВЗ, либо заменены более упрощенными);
- адаптация невозможна (ребенок с ОВЗ не может выполнить даже упрощенные действия творческого процесса).
2) Реабилитационный потенциал творческой методики для указанной группы (положительный эффект, оказываемый творческим процессом на ребенка с ОВЗ)
- высокий реабилитационный потенциал (творческий процесс оказывает очевидное положительное влияние на ребенка с ОВЗ, имеется ряд показателей оказываемого в результате применения творческой технологии эффекта);
- низкий реабилитационный потенциал (положительное влияние на ребенка с ОВЗ неочевидно или незначительно).
Неравенство ограниченных возможностей детей при оценке также было учтено.
Первая технология – песочная терапия. Она включает в себя: рисование на песке, рисование с помощью песка, песочная анимация на песке, отпечатки на сыром песке, создание скульптур из песка и т.д.
Оценка песочной терапии:
Критерий 1. Творческий процесс с использованием песка вполне возможно организовать и для детей с ОВЗ. В реабилитационных центрах Алтайского края часто применяется эта технология. Терапию песком можно использовать и при работе с детьми, имеющими серьезные ограничения здоровья. Следовательно, адаптация этой творческой методики возможна.
Критерий 2. Высокий реабилитационный потенциал песочной терапии для указанной категории очевиден. Она воздействует на моторику, снимает зажимы, оказывает сенсорное и релаксационное воздействие, дает возможность проигрывания какой-либо ситуации, нахождения выхода из нее, формирования новых способов действий и т.д.
Одним из современных методов реабилитации детей является скрапбукинг. Этот вид творчества представляет собой способ хранения фотографий в декорированных различными материалами фотоальбомах или фоторамках. Можно использовать в своей работе такие материалы как ткани, проволоку, пуговицы, ракушки, стразы, вырезки из журналов и т.д. Отсутствие шаблонов и возможность самому придумывать будущий дизайн поделки позволяет ребенку развивать творческое мышление и пробуждает интерес к своей деятельности.
Оценка скрапбукинга:
Критерий 1. Метод скрапбукинга возможно адаптировать к работе с детьми с ОВЗ, т.к. данная технология основывается на проявлении творческого потенциала и зачастую не требует особенных навыков. При возникновении возможных трудностей во время работы с материалом рекомендуется помощь специалиста.
Критерий 2. Творческий процесс скрапбукинга оказывает положительный эффект на данную категорию детей. Об этом говорит то, что скрапбукинг улучшает моторику, развивает воображение и коммуникативные навыки, снимает напряжение, позволяет реализовать творческий потенциал и т.д.
Изотерапия – терапия художественным творчеством, которая включает в себя множество техник и методик таких как: пальцевая живопись, рисование
пластилином, совместное рисование, коммуникативное рисование и др.
Данное направление наиболее популярно при работе с детьми.
Оценка изотерапии:
Критерий 1. Изотерапия активно используется социальными педагогами и специалистами по социальной работе, потому что процесс рисования понятен и полезен любому ребенку. Дети с ОВЗ зачастую легко приспосабливаются к изобразительному искусству. Сейчас существует возможности адаптации данной методики для людей с ОВЗ при помощи различных технических средств реабилитации.
Критерий 2. При рассмотрении изотерапии в сравнении с другими технологиями можно говорить о высоком реабилитационном потенциале
данной методики. Рисование позволяет расслабиться, настроится на позитивный лад, выпустить накопившуюся агрессию. Занятия живописью
создают атмосферу психологической безопасности, эмоционально поддерживают ребенка. Также у детей развиваются моторика, коммуникативные навыки, эстетический вкус, формируются способности к
игровой, образовательной и трудовой деятельности.
Куклотерапия – это метод арт-терапии, который в качестве основного приема психокоррекционного воздействия использует куклу.
Оценка куклотерапии:
Критерий 1. В занятиях куклотерапии могут быть использованы разные виды кукол. Однако не все виды кукол могут быть изготовлены детьми с ОВЗ. Тем не менее, адаптация этой творческой технологии возможна, что было апробировано практически в ходе исследования на базе организации КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (пос. Сибирский)» «Радуга».
Критерий 2. Реабилитационный потенциал куклотерапии достаточно широк: она направлена на развитие моторики, способствует повышению коммуникации и взаимодействия между ее участниками, снятию эмоциональных и психологических барьеров и т.д.
На основании анализа рассмотренных творческих методик становится понятно, что все они обладают различным уровнем реабилитационного потенциала и, в той или иной степени, могут быть адаптированы для работы с разными целевыми группами. В целом все творческие методики имеют высокий реабилитационный потенциал. Возможно поэтому, творческие и арт-терапевтические технологии нашли сегодня широкое применение. Однако, особенности такой категории, как дети с ОВЗ, требуют адаптации и некоторого изменения методики применения творческих технологий, что влечет за собой необходимость практической апробации измененной технологии. Так авторами была проведена апробация технологии куклы-скрутки в рамках занятия куклотерапии с детьми с ОВЗ на базе КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (пос. Сибирский)» «Радуга». В процессе занятия было установлено положительное влияние используемой творческой технологии на детей. Результатом ее применения стало налаживание контакта и взаимодействия в группе, снятие эмоциональных и психологических барьеров, повышение физической активности детей и т.д. Таким образом, технология изготовления куклы-скрутки может быть активно использована в процессе реализации куклотерапии с детьми с ОВЗ.
В дальнейшем планируется исследование других арт-терапевтических направлений, с целью разработки оптимальных вариантов использования творческих технологий для работы с детьми с ОВЗ, а также апробация скорректированных технологий на практике.