УДК 37.06

КОНФЛИКТ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Йылдыз Джамиля Эльдаровна
Санкт-Петербургский государственный университет
Магистрант факультета свободных искусств и наук (специализация «межкультурное образование»)

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме толерантности в современной школе. Единство воспитания и образовательного процесса рассматривается как педагогическая стратегия развития толерантности в школе. Проанализированы проблемы, возникающие у педагога в процессе работы с учениками, принадлежащими к разным культурам; а также методы работы, позволяющие нормализовать социально-психологический климат в межнациональном классе. Кроме того, затронута роль преподавания основ религии в средней школе.

Ключевые слова: межкультурный конфликт, национальность, религия, толерантность


CULTURAL CONFLICT IN THE CLASSROOM

Yildiz Jamilya Eldarovna
Saint-Petersburg State University
Master Student, Department of Liberal Arts and Sciences (Major: Intercultural Education)

Abstract
The article is devoted to the problem of tolerance at school. Promoting Tolerance at School is seen as the unity between educational influences in family and at school. The accent is put on challenges while working with multinational group of children as well as teaching methods of reducing social tensions within class. Role of religious education at school is also highlighted.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Йылдыз Д.Э. Конфликт в межкультурном образовательном пространстве // Психология, социология и педагогика. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/01/2707 (дата обращения: 09.11.2023).

Быть внимательным – значит уметь выслушать, увидеть, заметить. Чаще всего в доминирующем сообществе проблемы этнических меньшинств как бы растворяются, и проявления расизма и дискриминации как на национальной, так и на конфессиональной основе становятся незаметными. Именно поэтому если в школе есть дети, чьи семьи относятся к так называемому этническому меньшинству, первостепенной задачей педагога является внимательность по отношению к этим детям, характеру их общения с одноклассниками.

Самое сложное в работе педагога – это помочь учащимся увидеть культурное (национальное и религиозное) многообразие в момент их нахождения вне школы. При этом важно учесть тот факт, что даже, если учащиеся смогут увидеть культурное многообразие, то их представление «другого», впечатление другой культуры, отличной от их собственной может сложиться под влиянием стереотипа, то есть, «другое» может восприниматься либо как экзотика, либо отрицательно. Чтобы избежать такого неэффективного межкультурного диалога, необходимо, во-первых, правильное понимание понятия «расизм», но, во-вторых, и, это, наверное, самое главное – именно эмпатия, способность сочувствовать и сопереживать на подсознательном уровне развивает внутреннее чувство  толерантности и формирует положительное восприятие «другого».

Эмпатия в широком смысле – это понимание и принятие того, что чье-то видение может отличаться от своего собственного.[1]  Здесь необходимо умение примерить на себя ситуацию другого человека, чтобы посмотреть, каким образом формируется его мышление, ощущение, восприятие. Для этого важно уделять внимание и своеобразию исторического контекста, иначе, без знания о человеке, его культурном и социальном опыте действует принцип предубеждения. Предубеждение – это категорические высказывания, которые чаще всего являются безосновательными. Способность сопереживать как бы автоматически предвосхищает и сводит на нет вероятность предвзятого отношения к представителям другой культуры. В этом плане учащиеся должны не только иметь собственную, сформированную позицию, но и понимать, что социальные и культурные условия у людей в мире различаются, это совершенно нормально.

Чувствительность по отношению к культурным различиям начинается с самосознания.[2] Ведь для того, чтобы понимать различия и многообразие других культур, необходимо понимать, на чем строится собственное восприятие и субъективное знание. Все это в комплексе составляют такие компоненты, как: история семьи, личный опыт, сила доминирующей культуры в обществе. Самосознание учащихся играет не менее важную роль в положительном восприятии другого, предвосхищении предубеждения и расизма.

Осознание себя и принятие другого – это борьба, или, как минимум, усилие над собой, в котором основными средствами являются отношение в семье к представителям этнических меньшинств, понимание доминирующей культуры в обществе, влияния образовательной среды, личный опыт и опыт взаимодействия с представителями других культур.

Знание начинается с собственной позиции, которая является как бы отправной точкой познающего. Даже самоидентификация преподавателя в классе может указывать на его культурную самоидентификацию. Употребление местоимения «мы» в процессе проведения урока может подразумевать принадлежность к доминирующей культуре, а «они» – к культуре меньшинства. Категория «мы» выявляет не только расовую  и классовую (имеется  в виду средний класс) принадлежность, они также создают определенную степень психологического комфорта для представителей доминирующей культуры. Но в то же время категория «они» может иметь значение исключения, изоляции, отстранения тех, кто не входит в категорию «мы».

В этой связи, знание и понимание семейных ценностей у представителей этнического меньшинства может во многом способствовать успешному диалогу между учителем и учеником. Например, это касается вопроса расстановки приоритетов между семьей и работой. Чаще всего в культуре западного общества на первый план выходит работа, карьера, необходимость самореализации; в то время как на Востоке первоочередную роль играет семья, взаимодействие в общине.

Диалог развивает чувство самосознания и эмпатии. В процессе диалога становится возможным не только говорить и слушать, но и выявить сходства и различия у представителей различных культур. В педагогическом процессе форму диалога можно использовать посредством работы в малых группах и дискуссий, причем, дискуссий, когда модератором выступает преподаватель, беседуя одновременно со всем классом, или когда ученики делятся на группы и обсуждают тот или иной вопрос, а затем делятся своим мнением с другими группами. А преподаватель в это время переходит от одной группы к другой, тем самым не вмешиваясь, но контролируя ход работы. Такая работа в малых группах позволяет учащимся определить для себя непосредственно то, то именно они (и каждый в отдельности) считают важным по тому или иному материалу до того, как выскажет свое мнение преподаватель. В результате таких дискуссий в малых группах и бесед, где каждый может выразить свое мнение, становится возможным выявить субъективное знание и увидеть, что интерпретаций того, что является правильным, может быть несколько. Кроме того, в процессе такого вида работы учащиеся могут, полагаясь на свой «внутренний голос», интуитивно формировать свое мнение, и не бояться его высказывать. Они начинают понимать, что многообразие мнений и столкновение различных, даже полярных точек зрения – это норма; то, что иметь свое мнение, не бояться его высказывать, при этом уважать чужое мнение, даже противоположное своему собственному – необходимо.

Безусловно, что если речь идет о детском коллективе, избежать даже случайно высказанных, эмоционально окрашенных националистических комментариев в ходе беседы не удается. Здесь преподавателю необходимо не только внимательно и продуманно модерировать дискуссию, но и следить за тем, чтобы у детей не возникало психологического напряжения или дискомфорта. Для этого в ходе дискуссий должны обсуждаться не только проблемные вопросы, но и то, как правильно выстроить диалог, корректно выразить сове мнение, то есть своего рода дискуссия о дискуссии. Со стороны преподавателя очень важно донести до учащихся мысль о том, какую силу может иметь слово, о том, что, прежде чем сказать, необходимо подумать о том, как это будет звучать и может быть воспринято. Им необходимо показать, что свобода слова должна соотноситься с уважением к собеседнику и ответственностью за свои слова. Нередко перед преподавателем встает нелегкая задача – промолчать или сконцентрировать внимание учеников в случае некорректного высказывания. Для детей – из культурных (этнических, религиозных) меньшинств поведение преподавателя в этой ситуации приобретает особую значимость, соответственно, определяя, как в дальнейшем выстроятся отношения между учеником и преподавателем, и его общение с одноклассниками.

Помимо диалога формированию чувства самосознания у учеников способствует возможность писать. Письмо как элемент невербальной коммуникации позволяет выражать свое мнение с учетом услышанных точек зрения других людей, в то же время, выражать свою позицию по отношению к противоположным точкам зрения, то есть соотносить свой личный опыт с опытом других. Письменные упражнения также так же дают ученикам возможность обратиться к истокам своей этнической культуры, своим корням, поразмышлять над тем, насколько их ценности схожи или различны с ценностями их одноклассников – представителей других культур, или над тем, как культурные особенности влияют на отношения с другими людьми, даже не обязательно в школе. В процессе письма учащиеся, оставшись наедине с собой, имеют возможность и обратиться к своему опыту межкультурного взаимодействия – проанализировать свою реакцию, мысли, ассоциации, насколько здесь имело место общественное сознание и стереотипы.

Для того чтобы разрядить психологический климат в классе, снять напряжение, вызванное недопониманием культурных различий, преподаватель должен знакомить учеников не только с культурой, но и с особенностями социальной среды, в которой живут представители меньшинств.[3] Ведь нередко мнение большинства учеников по отношению к меньшинствам сформировано под влиянием стереотипов, то есть, либо рассматривают меньшинство как одну этническую группу на основе  культурных характеристик, либо же рассматривают каждую семью в отдельности, но в обоих случаях отличие порождает негативное отношение.

Сложность для преподавателя заключается в том, чтобы в представлении учеников выстроить баланс между особенностями этнической культуры, к которой принадлежит семья и в то же время подчеркнуть уникальность, своеобразие, неповторимость каждой отдельно взятой семьи.[4] Этнические различия во многом являются последствием не только культурных, но социальных и исторических условий, а также того, каком образом в семьи строится отношение к ценностям своей культуры, и благодаря этому семья постепенно адаптируется к условиям жизни в другой, этнически не родной культуре.

Для России значимость вопроса о толерантности в школе переоценить сложно. Присутствие в классе хотя бы одного-двух детей из стран СНГ может создать эмоциональное напряжение во всем классе. В московских школах учится примерно 100 детей из семей-переселенцев.[5] Проблема возникает даже не в связи с культурными различиями, а в том, что дети не всегда даже говорят по-русски, не знают, и не хотят принимать отличия русской культуры от их собственной. То есть возникает обратная ситуация, когда не этническое большинство, а именно этническое меньшинство не проявляет толерантности к доминирующей культуре. На интернет-форумах, посвященным той или иной школе нередко можно встретить негативные высказывания, связанные с присутствием нерусских детей в школе. Родители выражают обеспокоенность, что «множественность представителей разных национальностей и конфессий весьма отрицательно сказывается на общем уровне обучения в школе».[6]

Совершенно недавно в Москве произошел случай, который вызвал широкий резонанс в СМИ, и в обществе. В московской школе №  1260 возник серьезный конфликт между преподавателем и учеником. В результате в адрес одного из учеников со стоны учительницы прозвучали оскорбления на национальной почве: «после того, как Мурад избил Сашу, Светлана Валерьевна обзывала его «черным» и «нерусским»».[7]  В данном случае речь идет не о сути конфликта как такового (драка между учениками, спор по поводу оценки), но недопустимое высказывание педагога, повлекшее за собой необратимые последствия. Соответственно, нельзя не согласиться с тем, что «первый, кто нуждается в программах тренинга толерантности – это учитель».[8]

В настоящее время вопрос преподавания толерантности решается за счет образовательного потенциала многих школьных предметов – мировой художественной культуры, психологии, религиоведения. Так, например, на уроках истории, когда речь заходит о расселении славянских племен в Восточной Европе, учитель может сделать акцент на их сотрудничество с финно-угорскими и балтийскими народами, подчеркнуть толерантное отношение варягов к местному населению Киевской Руси.[9]

Издательство «Просвещение» активно выпускает различные учебно-методические комплекты, учебные пособия, конспекты в помощь преподавателю касательно проведения внеурочных мероприятий, классных часов на тему толерантности в школе. Так, например, проведение классного часа позволяет решить одновременно и образовательную, и воспитательную, и развивающую задачи, способствуя, во-первых, пониманию учениками необходимости решать проблемы мирным путем, развитию навыков высказывать свое мнение, при этом, уважая чужое, а также формирования положительного отношения учащихся к себе и своим одноклассникам.[10]

С 2009 года в российских школах появился новый предмет – основы религиозных культур и светской этики, вызвавший большие общественный дискуссии. В качестве одного их модулей ученикам и родителям предлагается изучать в комплексе основы мировых религиозных культур. Очевидно, что это самый оптимальный вариант в условиях многоконфессионального общества в России. Во-первых, комплексное изучение мировых религий, обзор и сравнительный анализ религиозных культур разных стран позволяет знакомить детей с другими религиями, отличными от их собственной. Во-вторых, этот курс играет еще одну не менее значимую роль, способствуя более эффективной межкультурной коммуникации. Не секрет, что сегодня страны с мусульманской культурой являются весьма привлекательным и популярным туристическим направлением для россиян. Таким образом, образовательный потенциал предмета «основы мировых религиозных культур», в частности, рассматривая ислам, несет в себе не только религиоведческую, но и культурологическую составляющую; поскольку ислам – это не просто религия, или культура – а целая система, охватывающая все сферы мусульманского общества – культуру, политику, литературу, искусство.

Безусловно, стоит отметить, что нравственности и толерантности нельзя научить, 45 минут в неделю рассказывая про ту или иную религию,  но необходимо с раннего детства показывать детям,  что отличие – это не значит плохо, что одноклассников нельзя разделять по происхождению, цвету кожи или разрезу глаз. Здесь важное значение имеет и работа с родителями, то есть, не только классные часы с детьми, но и родительские собрания, совместные мероприятия с родителями и детьми,  например – проведение «национальных» дней, формирующих положительное восприятие другой культуры. Научить толерантности нельзя, а вот помочь стать добрее – не сложно.


Библиографический список
  1.  Mondak J.J., Sanders M.S. Tolerance and Intolerance, 1976-1998 //  American Journal of Political Science, Vol. 47, No. 3 (Jul., 2003), pp. 492-502
  2. Thompson L. Teaching about Ethnic Minority Families Using a Pedagogy of Care //  Family Relations, Vol. 44, No. 2 (Apr., 1995), pp. 129-135.
  3. Wade Smith A. Racial Tolerance as a Function of Group Position// American Sociological Review, Vol. 46 (5). October 1981, pp.558-573.
  4. Bullock C.S. Contact Theory and Racial Tolerance among High School Students// The Sachool Review. Vol. 86 (2). February 1978, pp. 187-216.
  5. Машная Н. В школах уже четверть нерусских детей. 18.03.2011. URL:http://lozero.ru/events/russia/1878.html
  6. Обучение в Екатеринбурге. URL: http://uchim66.ru/2/details/102.html
  7. Кошмар в московской школе: родительское сообщество в шоке, националисты жаждут возмездия// Свободный мир. URLhttp://liberty.ru/Themes/Koshmar-v-moskovskoj-shkole-roditel-skoe-soobschestvo-v-shoke-nacionalisty-zhazhdut-vozmezdiya
  8.  Толерантность в школе//Эхо Москвы. 19.01.2003. URL:http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/20994/
  9. А. Рапинецкий. Толерантность на уроках истории. URL: http://www.tolerance.ru/Toler-na-urokah.php?PrPage=Obraz
  10. Классный час. Тема: «толерантность – путь к миру»// Школа России. URL:http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27001


Все статьи автора «Author»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: