Проблема эффективности воспитательного потенциала преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях особенно актуальна в настоящее время.
По мнению многих специалистов литература в настоящее время отнюдь не является средством нравственного воспитания учащейся молодежи. Такое понимание цели и содержания преподавания литературы, по их утверждению, сегодня безнадежно устарело. Литература и ее преподавание теперь должны преследовать иную цель- вызывать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям и ничего более. Эта позиция вызывает ряд других мнений в среде преподавателей. На своих уроках учитель способен сообщать определенную информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать и мировоззрение своих учащихся. Слово учителя, бесспорно, вызывает эмоционально-эстетическое отношение, но оно в первую очередь пробуждает «чувства добрые», помогает становлению личности, способствует адаптации в непростом современном мире.
Специалисты, которых выпускает Ямальский многопрофильный колледж, пойдут работать, вольются в трудовые коллективы различных учреждений Ямало-Ненецкого национального округа, значительная часть которых – люди высокообразованные, эрудированные, с высоким творческим потенциалом. В этих условиях незнание отечественной и мировой литературы, могучего средства воспитания и развития разносторонней и высоконравственной личности, отсутствие активной гражданской позиции у выпускников просто недопустимо. Образовательно-воспитательное воздействие литературы заключается прежде всего, в идейно-художественном содержании литературного произведения. Отсюда вытекает важность обсуждения в среде преподавателей техникумов, колледжей и училищ проблемы анализа произведений. Одни педагоги, анализируя ту или иную книгу, сбиваются на пересказ ее содержания, другие ограничиваются определением ее темы и идеи, третьи сводят анализ произведения лишь к раскрытию его образов – персонажей. У каждого учителя – словесника свой подход. Главное то, что это должны быть уроки, на которых литература не «проходится», а изучается, уроки, развивающие мышление учащихся, расширяющие их кругозор, яркие и живые, не оставляющие их равнодушными. Не случайно уроки литературы называют уроками нравственного прозрения. Знакомя своих студентов с лучшими образцами русского классической и мировой литературы, раскрывая перед ними различные стороны жизни нужно пытаться заставить их задуматься над сложными жизненными вопросами, оценить поступки, мысли и чувства литературных героев. На этих уроках формируются взгляды учащихся, их нравственные убеждения. Уже первое самостоятельное знакомство с тем или иным произведением вызывает у них не только эмоциональное сопереживание, но и стремление разобраться во взаимоотношениях героев, понять мотивы их поведения, выразить свою нравственную позицию. Эту драгоценную способность на уроках литературы надо стремиться поддерживать и развивать, ведь только таким путем можно углубить воздействие на душевный мир обучающихся.
Среди многих произведений и различных тем творчество, взгляды и жизнь Л.Н.Толстого дает широчайшие возможности решать задачи нравственного воспитания. Грандиозный художник в своих произведениях создал картинку целой исторической эпохи, отразил сложный мир человеческих судеб и отношений, поставил огромное количество нравственных и общественных проблем, которые сохранили свою актуальность и в настоящее время. Раскрывая на своих занятиях сущность мировоззрения Л.Н.Толстого, как правило, затрагиваются проблемы, к которым обращались великие умы человечества – это проблемы Добра и Зла, милосердия и жестокости, гуманизма и бессердечия. Напоминать студентам, что основные принципы Добра сформулированы еще в библейских заповедях. Затем эта традиция продолжается в раннем христианстве («возлюби ближнего своего, как самого себя») и подвижничестве средневековых святых Европы и древней Руси. Постепенно складывалась философия Добра. В связи с этим считаю очень важным и необходимым хотя бы в общих чертах представить учащимся труд русского философа В.Соловьева «Оправдание добра». Главная тема его – возможно ли добро как единственно правильный путь жизни и для человека, и для человечества? И если оно возможно, то каковы способы его исполнения? У Соловьева речь идет вовсе не о защите добра, а об утверждении его жизненно – практической целесообразности как единственно возможного оправдательного начала человеческого существования. Чем может быть оправдан человек перед лицом смерти? Только мерой совершенного им добра, – утверждает В.Соловьев. Стыд, жалость, благоговение – вот три кита, на которых стоит нравственность. Из этих трех переживаний выводит Соловьев все богатство духовной жизни человека.
Стыд удерживает человека от неумеренных чувственных наслаждений
Жалость и милосердие – обязательное дополнение к стыдливости. Но этого мало.
моральный человек задается вопросом: «зачем я живу?» – И отвечает на него : «Чтобы творить добро. А творить добро я мог только в том случае, если верю в его значение, в его обязательность, в его величие. Это и есть благоговение».
Рассуждая на уроках о философии и мировоззрении Л.Толстого, нужно заострять внимание студентов на утверждении великого писателя о том, что «человек должен делать добро, несмотря ни на что, даже с целью сохранения собственной жизни он не в праве делать зла». Ведь слово «непротивление» имеет своим корнем изречение Христа : «не противься злому!» И в этот момент на уроке может возникнуть полемика. Некоторые учащиеся возразят, высказывая при этом мысль, о том, что если человек не противится злу, значит, он сам если не совершает злое, то по крайней мере пособничает злу. Иные студенты, вступая в спор, могут заявить, что добро вообще должно быть с кулаками, а что касается нанесенных тебе обид, то за это вообще надо мстить. Дав возможность всем желающим высказать свою точку зрения, нужно убедить своих оппонентов, что действие правила непротивления повелевает воздержаться от личных обид и в виде средства для предупреждения обиды воздержаться от возмездия: если тебя ударят по правой щеке, подставь левую – лучше подвергнуть себя второй обиде, чем унизить себя до нанесения оскорбления ближнему. Обосновывая концепцию непротивления, Лев Толстой особенно настаивает на том, что оно не есть пассивное, равнодушное принятие зла, бессильное пособничество ему, отстранение, не участие в борьбы с ним, но напротив, самое плодотворное средство противоборства злому.
В итоге подводит учащихся к пониманию сути непротивления: бороться со злом в человеке, любя человека и ненавидя его пороки, и бороться со злом в самом себе, ненавидя себя и любя в себе всеобщее духовное начало. Эту же мысль можно найти и у Н.Рериха в сборнике «О вечном» (главы «Терпимость» и «милосердие»). В заключении беседы важно сказать учащимся о том, что писал Мартин Лютер Кинг в своей статье «Любите врагов ваших» . Он сам задает вопрос: «Как их любить?» – И отвечает, что необходимо развивать в себе умение прощать. Лишенный силы прощения лишен и силы любви. Прощать всегда должен пострадавший. Содеянное зло не является преградой на пути установления взаимоотношений. В наихудших из нас есть частица добра, и в наилучших – частица зла. С последним высказыванием Н.Рериха и Мартина Лютера Кинга целиком был солидарен отец Александр Мень в одной из своих лекций «Добро и Зло». Жизнь заплатила за свои убеждении М.Ганди, Мартин Лютер Кинг, отец Александр Мень, но идея ненасилия жива и получает дальнейшее развитие. О проблеме активной доброты, выражающейся в благодеяниях, нужно говорить со своими учащимися и на уроках, посвященных творчеству Тургенева, Некрасова, Достоевского, Горького, Чехова и других русских писателей.
Неисчерпаемые возможности для того, чтобы воспитывать в своих питомцах «чувства добрые», благотворно воздействовать на их сердца и умы дает учителю литературы изучение творчества А.Куприна. Тему урока можно сформулировать так: «мир человеческих чувств в рассказах А.Куприна» . приступая к анализу его произведений, в своем вступительном слове, надо сказать ребятам о том, что Куприн внутренне тяготел к духовной красоте и самопожертвованию. К.Паустовский справедливо писал о Куприне: «Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до высшего духовного совершенства и дать ему счастье. Любовь для него была именно той силой, несмотря на ее хрупкость, незащищенность, подчас даже обреченность».
В связи с этим Куприну были особо дороги сильные, страстные, искренние натуры цирковых актрис, таких, как юная акробатка Нора из рассказа «Алле!». По воле судьбы она вступает в страшное и трагическое столкновение с жестокостью, грубостью и эгоцентризмом. По ходу беседы задаются вопросы: « Что вы можете сказать о детстве Норы? Была ли она окружена родительским вниманием, лаской и заботой? Были ли у нее близкие друзья? Чем была заполнена ее жизнь в цирке?»
Студенты говорят об отсутствии душевного тепла, об одиночестве героини, тяжелых репетициях, и жестокости коллег-акробатов. На вопрос о том, что толкнуло красивую, смелую и умную Нору в объятия недостойного ее Клоуна Минотти, большинство юношей и девушек отвечают верно: она искала любви, поддержки, взаимопонимания, душевного тепла.
Оценивая нравственные качества клоуна Минотти, студенты единодушны в своих мнениях – они подчеркивают его грубость, хвастливость, высокомерие и жестокость и утверждают, что этот непорядочный человек недостоин такой прекрасной девушки как Нора. В образе Норы они видят такие черты как наивность, доброта, чистота души, смелость и отвага.
В итоге беседы нужно подвести студентов к готовности ответить на самый главный вопрос: Почему жизнь Норы закончилась трагически и любовь ее потерпела крах? Большинство обучающихся в своих ответах глубоко сочувствуют горю Норы и делают самостоятельно выводы о том, что Нора не смогла уберечься от опасного заблуждения – она видела в своем избраннике только то, что хотела видеть. Свою любовь, непорочность и страсть она отдала жестокому, грубому и примитивному мужчине. Свое духовное богатство она подарила человеку самовлюбленному и бездушному. Любовь лишила ее рассудка, а ведь надо жить не только сердцем, чувствами, но и умом. Казалось бы, выводы и обобщения сделаны, на этом беседу можно было бы и закончить. Но очень важно проблему, затронутую А.Куприным в рассказе «Алле!», связать с современностью.
ведь произведение создано Куприным в конце 19 века, а мы живем в 21 веке! Но разве на сегодняшний день проблема самоубийств на почве неразделенной любви неактуальна? В своем заключительном слове, обращенном к студентам, необходимо сказать о том, что любовь – это самое сильное чувство на Земле, и неразделенная любовь зачастую и сегодня кажется трагедией. Иной раз и взрослым, умудренным жизненным опытом людям, это вынести тяжело. А как же быть с еще юными, неокрепшими сердцами и душами? Как уберечь современных юношей и девушек от последнего рокового шага? Ведь, как справедливо говорят, любовь – это корь, которой нужно просто переболеть и разобраться, что есть истинное чувство, а что просто увлечение, игра или легкий флирт. Современная статистика неумолимо свидетельствует, что большинство самоубийств на почве неразделенной любви приходится именно на 15-17 лет. Подростки глотают таблетки, вскрывают себе вены, пытаются выброситься из окна… Кто-то не ответил на их чувства и им кажется, что жизнь кончена. Страшно… И если честно, неправда – не кончена! Самоубийство – тяжкий грех, и действительно, в старину тех, кто сам свел счеты с жизнью, хоронили за оградами кладбищ. Нужно помнить о том, что в жизни всякое бывает, она словно зебра – сегодня плохо, значит, завтра обязательно будет хорошо. Утро вечера мудренее. Что бы ни случилось, жизнь одна, и она такая короткая! И все-таки что бы ни произошло в ней – это счастье. Потому что это – жизнь! Даже если последний шаг до рокового поступка покажется вам самым верным, прежде чем его сделать, подумайте о своих родителях! О матери, которая может умереть от горя, об отце, который в одно мгновение из цветущего и сильного мужчины превратится в старика. И еще о том, что никому и ничего подобный уход из жизни не докажет. Только принесет беду в отчий дом. В завершение урока можно зачитать фрагменты статьи из газеты «Семья «Несколько строк перед смертью»» о трагедии юной школьницы, ушедшей из жизни из-за неразделенной любви. В данной статье изложена точка зрения опытного преподавателя на проблему нравственного воспитания молодежи на уроках литературы, приведены фрагменты из опыта проведенных уроков по творчеству Л.Н.Толстого и А.И.Куприна.