УДК 378

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фертикова Дарья Олеговна
Магнитогорский государственный технологический университет им. Г.И. Носова
Студентка института педагогики психологии и социальной работы Кафедры социальной работы и психолого – педагогического образования

Аннотация
Данная статья посвящена обучению специалистов в области социальной работы в системе высшего образования. Данный вид профессиональной деятельности в настоящее время очень необходим российскому обществу, а значит имеется необходимость профессионального образования специалистов в данной сфере. Данная профессия имеет определенную специфику и в подготовке кадров очень важно это учитывать.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная деятельность, социальная работа, специфика образования


THE TRAINING SPECIFICITY OF SOCIAL WORK PROFESSIONALS IN HIGHER EDUCATIONAL SYSTEM

Fertikova Daria Olegovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University.
student of the Pedagogy, Psychology and Social Work institute Department of Social Work and the psychological - pedagogical education

Abstract
This article deals with the training of specialists in the social work field of the higher educational system. Nowadays, this kind of professional activities is very used by Russian society, and that’s why there is a need for the professional education of specialists in this field. This profession has the certain specifics of the personnel training and it is very important to take it into account

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Фертикова Д.О. Специфика обучения специалистов по социальной работе в системе высшего образования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/10/3751 (дата обращения: 10.09.2024).

Социальная работа в наше время имеет множество трактовок, наиболее полно, по – моему мнению, отражает смысл следующее определение. Социальная работа – вид деятельности, который направлен на улучшение социального самочувствия человека в обществе, на преодоление разнообразных социальных проблем

Говорить о социальной работе как о профессии можно   с того момента, когда сформировалась система профессионального образования, были учреждены ассоциации, различные печатные издания, сформирован этический кодекс. Обращаясь к истории возникновения данного научного и практического направления, мы видим, что появление социальной работы в России произошло гораздо позже, чем в США и странах Западной Европы. Только в 1991 году в России начался процесс институционализации социальной работы. Данный факт свидетельствует о том, что социальная работа у нас в стране достаточно «молода». Однако нельзя поспорить с тем, что на сегодняшний день эта профессия уже приобрела актуальность. Специалисты по социальной работе решают множество социальных проблем, например социальной адаптации, неравенства, нарушения прав и другие. Социальная работа одна из немногих профессий, в которой общество всегда нуждалось, нуждается и будет нуждаться. Это связано с тем, что на любом этапе развития будут существовать люди, нуждающиеся в помощи и сострадании, или же просто желающие сделать свою жизнь лучше.

Каждая отрасль научного или практического знания имеют свою спецификую. Особенности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, в  первую очередь, связаны с предметной сущностью социальной работы, которая выражена в феномене «социальность». В нем отражается всё многообразие форм и способов взаимодействия между индивидами, группами, социальными коллективами. Вживаясь в профессиональные роли и выполняя профессиональные функции, специалист формирует систему собственной неповторимой  деятельности по оказанию социальной  поддержки и помощи клиенту. В результате складывается особый стиль работы специалиста по социальной работе, выражающий совокупность его личностных качеств, которые меняются под влиянием профессии. Важной составляющей профессионального становления специалиста является преобразование его этических, психологических и интеллектуальных качеств.

Исходя из восстребованности  профессии, и учитывая специфику данной  деятельности, социальная работа требует от будущих специалистов высокого уровня профессионализма, который может быть сформирован только посредством профессиональной подготовки. Так как же организован процесс обучения специалистов в этой области сегодня?  В настоящее время  в России существуют три ступени высшего образования в области социальной работы:

1)         бакалавр социальной работы (обучение – 4 года ). При обучении бакалавра на первое

место ставится  его готовность к исследовательско-прикладной деятельности, и возможное её сочетание с проведением организационно-административной и практической деятельности.

2)         специалист по социальной работе (обучение – 5 лет ). Подготовка специалиста

имеет интегративный характер, то есть сочетает теоретический,  научно – педагогический,  исследовательско – аналитический и  практически – деятельностный характер.

3)         магистр социальной работы (обучение – 6 лет ).  Магистра социальной работы

необходимо подготовить  к выполнению задач исследовательского, информационно-ресурсного  и прогнозно-проектного характера,  поэтому около половины времени, которое отводится на его подготовку, посвящается научно-исследовательской работе и научно – педагогической практике.

Важен тот факт, что содержание этих видов профессионального образования создается  по принципу преемственности, что позволяет переходить от одного из них к другому.

Социальная работа, как учебная дисциплина, – это многопрофильная деятельность,  направленная на  систематическое изложение основ теории и практики социальной работы. Цель -  формирование у обучающихся целостного  представления о содержании и направлениях социальной работы, ее технологиях, методах и инструментарии. Говоря об интегральности социальной работы, можно сделать логичные выводы, что данная специальность носит междисциплинарный характер обучения, то есть в учебном процессе рассматривается с позиции взаимосвязи естественных, гуманитарных и социальных наук  как знаний о человеке, его развитии в  личностном и социальном плане в гармонии с обществом и природой

Одним из важнейших факторов процесса обучения специалистов данной сферы  является соответствие между качествами будущего специалиста и  целями, задачами и условиями его многопрофильной профессиональной деятельности, поэтому в социальной работе имеется ряд характеристик, которые необходимы специалисту по социальной работе:

  •   знания, необходимые для оказания  профессиональной помощи;
  •   навык анализа социальных ситуаций.
  •   сформированность и умение использовать  профессиональные и личностные качества;
  •   поддержание базовых общечеловеческих и основных профессиональных ценностей;
  •   использование навыков общения в профессиональных целях;
  •   социальная ответственность;
  •    устойчивая установка на самовоспитание и самообразование;
  •   умение и готовность  решать социальные проблемы.
  •   искренняя заинтересованность в работе с клиентом;

Как мы видим из перечня характеристик, очень важно помимо знаний и  навыков, иметь ряд  внутренних установок, принципов, черт характера и т.д. и это напрямую связано со спецификой профессии.  Специалист, как профессионал в работе по системе «человек – человек» должен всегда  сопоставлять свои мысли, отношения и действия  с основными профессионально-этическими требованиями. Схематичным отображением этих требований  в социальной работе является профессионально-этический кодекс. В России в 1994 был принят «Профессионально-этический кодекс социального работника России».  В этом документе социальный работник представлен как представитель  гуманной и деликатной профессии, которая связывает  личность, семью и общество.

В кодексе указаны : профессиональный долг и обязанности специалиста ( перед обществом, государством, профессией, коллегами и самим собой); нормы и принципы, которым должно соответствовать поведение специалиста; требования, предъявляемые к качествам личности специалиста ( как правило, важнейшее место среди требований занимают альтруизм и гуманизм); и т.д. Создание этого кодекса и осуществление профессиональной деятельности в соответствии с ним ещё раз доказывает важность для специалиста в профессиональной деятельности  качеств его личности.

Таким образом,  из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов: во- первых социальная работа сегодня  востребованный вид профессиональной деятельности, во – вторых специфика социальной работы требует профессионализма в подготовке кадров по данному направлению, и наконец, в третьих, для становление профессионалом в данной области специалисту необходимо не только иметь достаточное количество знаний, навыков и умений, но и обладать внутренними качествами, соответствующими требованиям этой профессии.


Библиографический список
  1. Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. – 230 с.
  2. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие.- 5-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-668с.
  3. Основные принципы Кодекса этики социального работника// Социальная работа. 1992. Вып.2..


Все статьи автора «Фертикова Дарья Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: