Социальная работа в наше время имеет множество трактовок, наиболее полно, по – моему мнению, отражает смысл следующее определение. Социальная работа – вид деятельности, который направлен на улучшение социального самочувствия человека в обществе, на преодоление разнообразных социальных проблем
Говорить о социальной работе как о профессии можно с того момента, когда сформировалась система профессионального образования, были учреждены ассоциации, различные печатные издания, сформирован этический кодекс. Обращаясь к истории возникновения данного научного и практического направления, мы видим, что появление социальной работы в России произошло гораздо позже, чем в США и странах Западной Европы. Только в 1991 году в России начался процесс институционализации социальной работы. Данный факт свидетельствует о том, что социальная работа у нас в стране достаточно «молода». Однако нельзя поспорить с тем, что на сегодняшний день эта профессия уже приобрела актуальность. Специалисты по социальной работе решают множество социальных проблем, например социальной адаптации, неравенства, нарушения прав и другие. Социальная работа одна из немногих профессий, в которой общество всегда нуждалось, нуждается и будет нуждаться. Это связано с тем, что на любом этапе развития будут существовать люди, нуждающиеся в помощи и сострадании, или же просто желающие сделать свою жизнь лучше.
Каждая отрасль научного или практического знания имеют свою спецификую. Особенности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, в первую очередь, связаны с предметной сущностью социальной работы, которая выражена в феномене «социальность». В нем отражается всё многообразие форм и способов взаимодействия между индивидами, группами, социальными коллективами. Вживаясь в профессиональные роли и выполняя профессиональные функции, специалист формирует систему собственной неповторимой деятельности по оказанию социальной поддержки и помощи клиенту. В результате складывается особый стиль работы специалиста по социальной работе, выражающий совокупность его личностных качеств, которые меняются под влиянием профессии. Важной составляющей профессионального становления специалиста является преобразование его этических, психологических и интеллектуальных качеств.
Исходя из восстребованности профессии, и учитывая специфику данной деятельности, социальная работа требует от будущих специалистов высокого уровня профессионализма, который может быть сформирован только посредством профессиональной подготовки. Так как же организован процесс обучения специалистов в этой области сегодня? В настоящее время в России существуют три ступени высшего образования в области социальной работы:
1) бакалавр социальной работы (обучение – 4 года ). При обучении бакалавра на первое
место ставится его готовность к исследовательско-прикладной деятельности, и возможное её сочетание с проведением организационно-административной и практической деятельности.
2) специалист по социальной работе (обучение – 5 лет ). Подготовка специалиста
имеет интегративный характер, то есть сочетает теоретический, научно – педагогический, исследовательско – аналитический и практически – деятельностный характер.
3) магистр социальной работы (обучение – 6 лет ). Магистра социальной работы
необходимо подготовить к выполнению задач исследовательского, информационно-ресурсного и прогнозно-проектного характера, поэтому около половины времени, которое отводится на его подготовку, посвящается научно-исследовательской работе и научно – педагогической практике.
Важен тот факт, что содержание этих видов профессионального образования создается по принципу преемственности, что позволяет переходить от одного из них к другому.
Социальная работа, как учебная дисциплина, – это многопрофильная деятельность, направленная на систематическое изложение основ теории и практики социальной работы. Цель - формирование у обучающихся целостного представления о содержании и направлениях социальной работы, ее технологиях, методах и инструментарии. Говоря об интегральности социальной работы, можно сделать логичные выводы, что данная специальность носит междисциплинарный характер обучения, то есть в учебном процессе рассматривается с позиции взаимосвязи естественных, гуманитарных и социальных наук как знаний о человеке, его развитии в личностном и социальном плане в гармонии с обществом и природой
Одним из важнейших факторов процесса обучения специалистов данной сферы является соответствие между качествами будущего специалиста и целями, задачами и условиями его многопрофильной профессиональной деятельности, поэтому в социальной работе имеется ряд характеристик, которые необходимы специалисту по социальной работе:
- знания, необходимые для оказания профессиональной помощи;
- навык анализа социальных ситуаций.
- сформированность и умение использовать профессиональные и личностные качества;
- поддержание базовых общечеловеческих и основных профессиональных ценностей;
- использование навыков общения в профессиональных целях;
- социальная ответственность;
- устойчивая установка на самовоспитание и самообразование;
- умение и готовность решать социальные проблемы.
- искренняя заинтересованность в работе с клиентом;
Как мы видим из перечня характеристик, очень важно помимо знаний и навыков, иметь ряд внутренних установок, принципов, черт характера и т.д. и это напрямую связано со спецификой профессии. Специалист, как профессионал в работе по системе «человек – человек» должен всегда сопоставлять свои мысли, отношения и действия с основными профессионально-этическими требованиями. Схематичным отображением этих требований в социальной работе является профессионально-этический кодекс. В России в 1994 был принят «Профессионально-этический кодекс социального работника России». В этом документе социальный работник представлен как представитель гуманной и деликатной профессии, которая связывает личность, семью и общество.
В кодексе указаны : профессиональный долг и обязанности специалиста ( перед обществом, государством, профессией, коллегами и самим собой); нормы и принципы, которым должно соответствовать поведение специалиста; требования, предъявляемые к качествам личности специалиста ( как правило, важнейшее место среди требований занимают альтруизм и гуманизм); и т.д. Создание этого кодекса и осуществление профессиональной деятельности в соответствии с ним ещё раз доказывает важность для специалиста в профессиональной деятельности качеств его личности.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов: во- первых социальная работа сегодня востребованный вид профессиональной деятельности, во – вторых специфика социальной работы требует профессионализма в подготовке кадров по данному направлению, и наконец, в третьих, для становление профессионалом в данной области специалисту необходимо не только иметь достаточное количество знаний, навыков и умений, но и обладать внутренними качествами, соответствующими требованиям этой профессии.
Библиографический список
- Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. – 230 с.
- Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие.- 5-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-668с.
- Основные принципы Кодекса этики социального работника// Социальная работа. 1992. Вып.2..