Подготовка кадров в высшей школе на сегодняшний день приобретает все большее внимание. Спектр деятельности бакалавра социальной работы многоплановый, и это необходимо учитывать при подготовке будущих специалистов. Актуализируется и роль практической подготовки будущих бакалавров к выполнению профессиональных функций и ролей. Особенно это важно при овладении профессиями сферы «человек – человек», к числу которых относится и социальная работа.
Как известно, организация практической подготовки будущих специалистов по социальной работе сопряжена с рядом трудностей.
Во-первых, многофункциональный характер профессиональной деятельности требует, чтобы работник, решая проблемы человека нуждающегося, овладел целым комплексом как общих, так и частных технологий, среди которых психосоциальная, социально-медицинская, социально-педагогическая, организационно-управленческая и т. д.
Во-вторых, профессиональная деятельность в этой области осуществляется с различными категориями населения, такими как: пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, молодежь, семья, безработные, мигранты и т. д. Работа ведется как в государственных учреждениях социального обслуживания, так и в общественных организациях и объединениях. Кроме того, специалисты могут работать в разнообразных сферах жизнедеятельности: социальная защита, здравоохранение, образование, медицина, пенитенциарная система и т. п.
В-третьих, большой спектр этих учреждений и довольно широкий функциональный и репертуар профессии выдвигает перед организаторами практики и еще одну проблему. Процесс профессиональной подготовки в нынешних условиях идет параллельно с развитием новых направлений социальной защиты и обслуживания. В этих условиях нужно готовить специалистов к такой ситуации, когда они должны будут, демонстрируя свой профессионализм, инициативу, творчество, уметь прогнозировать и развивать новые направления этой работы и тем самым оставаться конкурентоспособными на рынке труда.
В-четвертых, не секрет, что в учреждениях социальной сферы, где обычно проходят практику студенты, не сформирован корпус профессиональных супервизоров, которые бы могли компетентно осуществлять передачу практических умений и навыков. Ведь обычно приход студенток на практику оценивается практическими работниками как дополнительные хлопоты, им спешно ищут виды деятельности, порой такие, которые по каким-либо причинам не были вовремя выполнены профессионалами или требуют несвойственного профессионального функционала.
Очерченный круг проблем приводит к выводу о том, что практическая подготовка бакалавров в области социальной работы рассматривается нами как важный обязательный структурный компонент непрерывного и целостного процесса подготовки таких специалистов в вузе. Практика является связующим звеном между теоретическим обучением и овладением будущими специалистами умениями и навыками профессиональной деятельности. Она рассматривается и как составная часть воспитательного процесса по формированию личной и профессиональной культуры будущего специалиста [1].
Главной целью практической подготовки специалистов для социальной сферы является формирование профессиональных умений и личностных качеств, необходимой бакалавру социальной работы в соответствии с его квалификационной характеристикой и ролевым репертуаром профессиональной деятельности.
Методологической основой организации практической подготовки является личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к процессу профессионального становления молодого специалиста социальной деятельности.
Практическая подготовка специалистов для социальной сферы должна строится на следующих принципиальных основаниях.
• Принцип взаимосвязи теоретического обучения и практической подготовки. Суть этого принципа заключается в том, что процесс практической подготовки должен осуществляться параллельно или идти вслед за освоением теоретических курсов, что способствует закреплению и преобразованию теоретических знаний в область их практического использования. При этом руководство практической подготовкой, как правило, должны осуществлять те преподаватели, которые ведут базовые дисциплины, в ракурсе которых осуществляется практика.
• Принцип непрерывности, т. е. постоянного погружения студентов в систему будущей профессиональной деятельности. Лекционные и семинарские занятия для студентов рассматриваются нами как вид практической подготовки по овладению навыками анализа, проектирования, конструирования и моделирования социальных явлений, процессов, систем социальной помощи и защиты населения. Важным является и постоянное включение студентов в процесс освоения практических навыков через внеаудиторную работу: волонтерская деятельность, участие в выполнении научных исследований, которые ведут преподаватели, привлечение студентов к обследованию клиентов по заданию социальных учреждений и организаций, включение их в практическую социальную работу и т. д.
• Принцип последовательности определяет порядок, этапность прохождения практической подготовки и освоения профессиональных умений и навыков, функций и ролей, содержания профессиональной деятельности. Все виды практической подготовки должны быть обеспечены программами практик, сопровождаться методическими рекомендациями, системой индивидуальных и групповых заданий, которые постоянно усложняются.
• Принцип многофункциональности объективируется характером самой профессиональной деятельности социального работника. Будущий специалист должен уметь выполнять различные профессиональные функции и роли, среди которых организатор, терапевт, посредник, воспитатель, адвокат, фасилитатор, консультант и т. д. В связи с этим, в особенности на старших курсах, приходится формировать содержание практической подготовки таким образом, чтобы студенты как можно больше осваивали профессиональных функций при выполнении разнообразных по характеру и содержанию видов профессиональной деятельности. Важное место здесь отводится практической подготовке, осуществляемой в рамках отдельных дисциплин, таких как «Технология социальной работы», «Теория креативности и социальная инноватика», «Стационарные и полустационарные социальные службы», «Социальная защита и социальное обслуживание населения» и др.
• Принцип преемственности. Это освоение нового опыта профессиональной деятельности на основе предыдущего, выполнение по характеру более сложного функционального и ролевого репертуара. Если на первых курсах студент выступает в основном в роли помощника специалиста социальной работы, то на последующих – осваивает роль помощника заведующего отделением и даже руководителя социального учреждения.
• Принцип наставничества. Планомерный процесс супервизии является основным инструментом поддержки студентов во время прохождения ими в учреждениях социальной сферы практической подготовки [1]. В подготовке бакалавров по социальной работе супервизия помогает студенту проанализировать свое представление о практике социальной работы и одновременно осмыслить собственное отношение к практической подготовке. В процессе супервизии оказывается помощь в формировании познавательного, расположенного к диалогу и склонного к поиску альтернативных решений образа мышления и соответствующих действий по отношению к работе. Отправной точкой является то, что профессиональные знания не преподносятся в готовом виде, они формируются в процессе работы и обучения. Основной целью в супервизии студента является аналитическое и исследовательское соединение практической деятельности и обучения, помощь студенту в соединении теоретических знаний и профессиональных практических навыков, в освоении методов практической социальной работы и совершенствовании своего профессионального сознания [1].
• Принцип инновационности. Предполагает освоение студентами таких направлений социальной деятельности, которые только зарождаются и получают свое развитие на рынке труда. Это предопределяет необходимость направлять на практику студентов в те организации и учреждения, где сегодня еще нет профессиональных специалистов в области социальной работы, но осуществляется оказание социальных услуг населению. В данной ситуации студентам, как и руководителям, приходится проявлять собственную готовность, настойчивость, инициативу, творчество, формируя профессиональную систему социальной работы в новой области.
• Принцип учета интересов и запросов студентов на практическую подготовку. Место практики определяется индивидуальными запросами, научными интересами студентов, заданиями на курсовое и дипломное проектирование, а также перспективой будущей профессиональной деятельности. Каждый вид практики предполагает и формирование индивидуального плана-задания в рамках общих задач практики.
• Принцип партнерства. На первый план выдвигается формирование отношений доверия, сотрудничества, ответственности между студентом, руководителем практики, супервизором. Такой подход позволяет студенту-практиканту легче адаптироваться к профессиональной деятельности, учреждению, а также не бояться совершать ошибки, спрашивать, проявлять любознательность, инициативу и тем самым стремиться к освоению профессионального мастерства.
Таким образом, учебный процесс – это целенаправленная деятельность для формирования у студентов знаний, умений и навыков. Теоретическая подготовка осуществляется в аудиториях в рамках изучения учебных дисциплин. Практическое обучение – это совместная деятельность студента, преподавателя и супервизора по формированию профессиональных и личностных позиций обучающегося в высшем учебном заведении. Требования к компетенции, предъявляемые практической работой, количество разных обязанностей ставят высокие требования перед студентом, не имеющим опыта работы. Здесь важно не столько овладение большим количеством отдельных функций, сколько сознательное освоение и анализ процессов социальной работы, что наиболее полно можно реализовать только в процессе практической подготовки.
Библиографический список
- Новак Е.С. Специфика организации супервизии в учреждениях социального обслуживания населения г. Волгограда и Волгоградской области / Е.С. Новак, Ю.В. Фалалеева // Вестник ВолГУ. Серия 7. 2005. Вып. 4. С. 104-110
Количество просмотров публикации: Please wait