Молодёжь является стратегическим ресурсом любого государства и основой его жизнеспособности. Но перспективы прогрессирования страны в большей степени зависит от того, как будет мобилизован и применим данный ресурс. Следовательно, грамотно выстроенная молодёжная политика – залог достойного будущего страны. Именно она, в результате, покажет, каким будет государство через несколько лет.
Молодежная революция на Западе оказала немаловажное влияние на развитие отечественной и мировой социологии. Именно в 60-е гг. ХХ в. выделяется самостоятельная отрасль социологической науки – социология молодежи. Это связано с увеличившейся необходимостью общества в осмыслении сути конфликта поколений и значения молодежи в социальных переменах.
Для проведения сравнительного анализа была взята Великобритания, как одна из успешных стран Европы. Различие в молодежной политике возникают уже на этапе постановки цели. Если в Великобритании целью осуществления указанной политики является способствование бесконфликтной интеграции молодых людей в общество, то Российская Федерация целью молодёжной политики ставит возрождение России как государства, обеспечивающего свободное развитие и достойную жизнь граждан.
Великобритания реализует молодёжную политику на основе ряда постановлений и законов, касающихся молодых людей, но, как и в России на федеральном уровне нет закона, регулировавшего деятельность разнообразных властных и общественных структур, направленную на молодежь.
Так, наиболее любопытной является политика молодёжи в Англии, во-первых, потому что 85% населения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии проживает в Англии, во-вторых, власти трех провинций опираются на Англию при формировании своих политик. В2002 г. Правительство Англии утвердило новую архитектуру Молодежных служб, структур ответственных за реализацию молодежной политики, «Обеспечение первоклассных молодежных служб»[1, c. 76]. В2004 г. в Англии был принят закон «О детях», который устанавливает новые задачи для всех служб, работающих с детьми. В соответствии с законом был создан Детский и молодежный траст, который является местным органом, осуществляющим связь между агентствами[1, c. 77].
Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ имеет внутреннюю структуру и состоит из частей, которые включают правовые акты в следующей последовательности:
- Конституция РФ;
- Законы, среди которых: Федеральный закон “О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений”[2], устанавливает единые принципы, содержание и меры государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений, механизм их введения в систему ГМП;
- Указы Президента РФ, например, Указ Президента РФ “О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики”[3], где осуществление целостной ГМП в России объявлено одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства;
- Постановления Правительства РФ;
- Законодательные акты министерств;
- Региональное законодательство.
Так же существует “Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года”[4] и др.
Отличаем в сфере молодёжной политики между Великобританией и Россией также являются возрастные границы молодёжи. Так, в Англии, во многих отраслях политики при определении «молодежи» приоритет отдается группе от 14 до 19 лет, а в Уэльсе и Северной Ирландии верхняя граница возраста молодых людей, как правило, устанавливается в 25 лет. В России же к категории молодежи официально относятся все граждане возрастом от 14 до 30 лет.
В Великобритании – государство определяет единую цель, направление и приоритеты политики в отношении молодёжи, но в ее осуществлении ведущее место отведено местному самоуправлению и общественным организациям. В России проводится общая молодежная политика на всех уровнях – общенациональном, региональном и местном. Наряду с этим, в Великобритании, большинство расходов на реализацию молодёжных программ приходится на местное самоуправление. В РФ же, молодежная политика реализуется путем финансирование отобранных программ и проектов детских и молодежных объединений, которые представляются в порядке открытого конкурса на рассмотрение и обсуждение компетентных органов государства, и через систему грантов, которая также содержит конкурсную основу.
Относясь к вопросу таких проблем, как трудоустройство и безработица молодёжи, в частности, выпускников учебных заведений можно подчеркнуть, что в Великобритании действует программа «Новый курс для молодых людей» – консультации и рекомендации по выбору рода деятельности, учитывая индивидуальные особенности и потребности, а также помощь в обеспечении молодежи рабочими местами. В России же, такая практика не наблюдается, и, часто, молодые специалисты идут работать не по профессии, или бесконечно ищут работу.
В Великобритании осуществляется ряд программ для поддержки молодых людей. Среди них: «Добровольные партнеры», «CSV Дополнительное гражданское образование»; «CSV-пресса»; «Обучение и Предпринимательство»; «Защита окружающей среды»; «Инновации». В России также существуют различные программы, как на федеральном, так и на региональном уровнях, например, Федеральная целевая программа «Молодёжь России на 2011-2015 годы».
Главным способом участия молодых людей в молодежной политике, как в Великобритании, так и в России, являются молодежные организации. Через них, молодёжь, как активная социально-демографическая группа, представляет свои интересы, решает определенные проблемы, а так же, развивает свои способности и умения в различных отраслях и сферах деятельности.
Таким образом, проведя сравнительный анализ молодёжной политики Великобритании и Российской Федерации, можно сделать вывод, что для британской молодежной политики свойственна установка предоставить молодым людям шанс, поддержать их, но воздержаться от излишней опеки и благотворительности, подрывающих стимул самостоятельной активности. Для российской молодёжной политики свойственно социальное становление молодежи, а так же, разработка и последовательная реализация подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач[5].
Библиографический список
- Доклад Государственного совета Российской федерации «Международный опыт реализации молодежной политики» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://do.gendocs.ru/docs/index-248781.html – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). – 1995. –№ 27. – Ст. 2503.
- Указ Президента Российской Федерации № 1075 от 16.09.1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1992. – № 12. – Ст. 924.
- Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года: Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // СЗ РФ. – 2006. – № 52. – Ст. 5622.
- Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года: Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // СЗ РФ. – 2006. – № 52. – Ст. 5622.