В настоящее время в ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» реализуется программа «Модель подготовки педагогических кадров для работы с детьми коренных малочисленных народов Севера в условиях кочевой школы».
Подготовка педагогических кадров для работы в условиях кочевья имеет свою специфику. Учитель начальных классов, работающий в кочевой школе, должен не только владеть общими вопросами методики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, но и хорошо знать и уметь учитывать в образовательной деятельности этнокультурные и этнопсихологические особенности детей коренных народов Севера. Исходя из этого, кроме общих и профессиональных компетенций необходимо учитывать требования, предъявляемые работодателем, вот некоторые из них:
- Осуществлять профессиональную деятельность с учетом особенностей этнополикультурного обучения и речевых коммуникаций, оказывать первую медицинскую помощь в экстримальных условиях обучения в кочевой школе;
- Уметь организовывать собственную деятельность по социализации детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, обладать методами воспитания, направленными на содействие в выборе жизненных перспектив;
- Владеть технологией разноуровнего обучения в условиях кочевой школы,использовать приёмы развития интеллектуальных способностей ребенка в системе развивающего обучения;
- Уметь применять современные педагогические, информационные и дистанционно-образователльные технологии с использованием телематической связи в системе Интернет в условиях кочевья;
- Организовывать внеурочную деятельность этнокультурной направленности в каникулярное время в учебных этностойбищах;
- Разрабатывать содержание предметов с учетом специфики содержания этнопедагогики и этнопсихологии народов Крайнего Севера;
- Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия, мотивируя деятельность обучающихся на защиту окружающей среды;
- Применять методы воспитания межэтнической толерантности;
- Определять цели, задачи планирования работы с родителями с учетом содержания традиционного семейного воспитания в условиях кочевья;
- Создавать и реализовывать план внеурочной деятельности дополнительного образования через реализацию учебных проектов этнокультурной направленности в условиях кочевой школы;
- Формировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в условиях кочевого образования;
- Реализовывть технологии индивидуального тьюторства;
- Уметь разрабатывать учебно-методические комплексы по учебным предметам с учётом достижения цели и планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального образования этнокультурной направленности.
Известно, что психология и психофизиология этноса во многом определяется климатогеографическими условиями региона его проживания. Коренное население Севера живет в экстремальных климатогеографических условиях: полярная ночь, перепады температур, колебания атмосферного давления. Воздействие этих условий сказывается на динамике утомляемости и изменении темпа психической деятельности при интеллектуальной нагрузке. Дети, проживающие в экстремальных условиях Севера, характеризуются повышенной утомляемостью, замедлением темпа психической деятельности, восприятием меньшего количества информации за единицу времени. Поэтому учитель, работающий с такими детьми должен владеть приемами снятия утомления, нервно-психического напряжения, уметь грамотно сменять виды деятельности детей с учетом динамики их активности, обеспечивать возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в условиях арктической среды.
Наиболее эффективно сохранять здоровье, полноценную жизнедеятельность и воспроизводить новые поколения в экстремальных климатогеографических условиях, коренные жители Севера смогли за счет подбора уклада жизни, особенностей языка, ритуалов, рационов питания, режимов труда и отдыха, семейных и культурных традиций, основных видов промыслов. Поэтом, педагог, работающий в кочевой школе, должен иметь ясное представление об особенностях деятельности населения в условиях кочевья.
Традиционно, учителями и воспитателями детей в культуре северных народов были родители. С введением интернатного типа обучения воспитательная функция семьи постепенно стало утрачиваться, в связи с этим учитель начальной школы в условиях кочевья должен знать не только особенности работы с детьми младшего школьного возраста, но и уметь помочь родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организовать тьюторскую подготовку родителей, особенно необходимую в его отсутствие. В этой связи особенно актуальной становиться обучение будущего учителя современным информационно-коммуникационным технологиям.
Виды деятельности, которые ведет население, отражаются на особенностях развития познавательной и эмоциональной сферы детей. Учитель кочевой школы должен уметь учитывать образность восприятия, мышления и речи детей коренных малочисленных народов Севера.
Кочевой образ жизни отражается на формировании психического склада личности. Социальная изолированность кочевого населения может приводить к формированию таких качеств, как замкнутость, снижение потребности в общении. Поэтому учитель должен владеть навыками организации взаимодействия между детьми, взрослым населением с детьми, развивать на своих уроках интерес к различным формам общения.
Кроме того, в условиях удаленности и труднодоступности северных территорий, учителю начальной школы необходимо уметь совмещать в своей профессиональной деятельности компетенции смежных профессий: воспитателя, психолога, социального педагога. В условиях отсутствия детских садов, важно знать возрастные особенности развития дошкольников, с тем, чтобы уметь осуществлять их подготовку к систематическому обучению, определять степень психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Таким образом, можно выделить ряд отличий учителя кочевой школы от учителя городской или сельской СОШ. Оптимальные условия эффективного воспитания и обучения здорового подрастающего поколения северян возможны при условии:
- глубокого знания этнокультурных и этнопсихологических особенностей коренного населения Севера и способности учитывать их в образовательной деятельности;
- знания особенностей ведения традиционного образа жизни, традиционных видов деятельности, способность с их учетом организовать образовательную деятельность, сочетать образование с трудовой деятельностью детей;
- владения будущим педагогом современными ИКТ обучения;
- владения учителем компетенциями смежных педагогических профессий: воспитателя, психолога, социального педагога.