Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Томской области, проект № 14-16-70001 а (р) «Создание программы самореализации мигрантов через изучение их культурно-ценностных потребностей».
Актуализация этничности, обостренный интерес к межнациональным проблемам на рубеже XXI в. – характерная черта современной общественной и научной мысли. В современном мире культура каждого народа тесно переплетена с другими. Функционирование, жизнедеятельность, интеграция культур этносов основывается на взаимном диалоге и взаимодействии с другими культурами. Так, сегодня, можно выделить две наиболее распространенные модели социокультурной интеграции: 1. Ассимиляционная интеграционная модель; 2. Мультикультурная интеграционная модель. Современные исследователи (Антонова В.К. Ляушева С.А. Щедрина О.В.) различая данные модели, отмечают, что их цели едины и заключаются в создании интегрированного общества, в котором конфликты на почве иноэтничности и инокультурности сведены к минимуму. Однако, способы достижения интегрированного общества и принципы конструирования взаимодействия различны, а во многом и противоположны [1]. Вместе с тем, рассматривая различные модели иммигрантской политики, Т.Н. Юдина предлагает модель плюрализма, которая основана на допущении равных прав иммигрантов во всех сферах общества при сохранении ими собственной культуры, языка и социального поведения [2]. Одно из достоинств такой модели конструирования типов иммигрантской политики актуализировано в возможности преодоления дихотомии «ассимиляция или мультикультурализм». При этом следует учитывать, что успех интеграционной модели будет во многом зависеть от основных показателей социального благополучия: распространение в обществе религиозного и культурного сепаратизма, мигрантофобий и расизма, степень социальной маргинализации иммигрантов уменьшается по мере продвижения в континууме от изоляции к плюрализации, но использование только данной модели не означает, что введение плюрализма выступает гарантией от эскалации конфликтов.
Принимая во внимание сложившееся противоречие, с целью изучения содержательных компонентов модели интеграции иностранных студентов, на территории г. Томска было проведено исследование, которое включало в себя 2 этапа. На всех этапах исследования выборку составили 225 студентов с первого по четвертый курс различных факультетов, в выборку были включены представители таджикской, узбекской, киргизской и русской национальности. Задачей первого этапа исследования являлось изучение особенностей отношения принимающего сообщества к представителям различных культур и национальностей. Задачей второго этапа исследования являлось изучение проблемы самореализации иностранных студентов (мигрантов) на территории г. Томска. Организация поэтапного исследования позволила всесторонне изучить проблему интеграции иностранных студентов на территории г. Томска.
На первом этапе исследования выборка составила 143 студента. Методом сбора информации выступало анкетирование. Результаты исследования показали, что 83% (119) опрошенных имеют четкие представления об особенностях своей культуры (национальные блюда, праздники, обычаи, традиции, историю), остальные 17% затруднялись ответить на вопросы. Уровень знаний в отношении других культур оказался значительно ниже, что было предсказуемо, так 33% опрошенных имеют общие представления об основных культурных традициях других национальностей, остальные 67% ответили отрицательно. При этом 60% студентов высказали готовность повысить свои знания о культурных особенностях других национальностей.
Низкий уровень информированности о культурных особенностях, национальных традициях влечет за собой формирование ложных представлений и стереотипов в отношении представителей других культур. Так, 62,3% опрошенных обращают внимание на национальную принадлежность при межличностном общении, 35,7% не предают этому значения. Анализ ответов на вопросы о межличностных отношениях с представителями других национальностей выявил некоторые противоречия: 49% студентов ответили, что испытывают неприязнь по отношению к некоторым национальностям, 46% не испытываю отрицательных чувств по национальному признаку, 5% опрошенных воздержались от ответа. В свою очередь, лишь 17,1% опрашиваемых не допускают установления отношений с представителями других национальностей, объясняя это тем, что люди других национальностей не умеют себя вести, начинают считать себя хозяевами, не соблюдают местные обычаи, имеют языковой барьер, 66,5% допускают дружеские и доверительные отношения с представителями других национальностей, а 14% – близкие и интимные [3]. Поученные данные первого этапа исследования позволяют сделать вывод о наличие конфликтного потенциала местного населения к представителям других национальностей.
На втором этапе исследования выборку исследования составили 82 студента различных национальностей: таджики, узбеки, киргизы и русские. В выборку исследования были включены русские студенты (мигранты) с целью сравнения особенностей адаптации приезжих на территории г. Томска. По результатам исследования второго этапа было обнаружено:
1. Студенты таджикской национальности среди проблем, с которыми столкнулись в новом месте вселения, выделяют: среди трудности в общении с коренными местными жителями «знание языка» – 39%, «доброжелательного отношения местного населения» – 30%, при этом большая часть таджиков отрицают наличие затруднений при взаимодействии с местным населением – 61%. На вопрос о удовлетворенности своего пребывание в г. Томске, 78% опрошенных ответили положительно, 22% ответили отрицательно, причинами назвали – недостаток материальных средств и времени. На вопрос, что не хватает Вам для самоощущения себя полноценным жителем г. Томска, 22% ответили «достойной работы», 17% – «материального благополучия», остальные опрошенные не смоли сформулировать ответа на вопрос.
2. Студенты узбекской национальности выделяют такие проблемы, сопровождающие миграцию в г. Томск: «знание языка» – 20% опрошенных, «поиск работы» – 40%, стальные ответы относительно возникших проблем распределились в равной степени: конкурсный отбор в образовательное учреждение, жилищные условия, оформление документов. На вопрос о удовлетворенности своего пребывание в г. Томске, 40% опрошенных ответили положительно, 60% ответили отрицательно, причинами назвали – недостаток времени. На вопрос, что не хватает Вам для самоощущения себя полноценным жителем г. Томска, 40% ответили «отсутствие национальных праздников», 20% – «доброжелательного отношения местного населения», 20% – «разнообразия в досуге», 20% воздержались от ответа.
3. Студенты киргизской национальности выделяют такие проблемы: 33% – «знание языка», 60 % – «поиск работы» и «оформление документов», 7% опрошенных отрицают наличие трудностей. На вопрос о удовлетворенности своего пребывание в г. Томске, 67% опрошенных ответили положительно, 33% ответили отрицательно, причинами назвали – недостаток времени. На вопрос, что не хватает Вам для самоощущения себя полноценным жителем г. Томска, 35% ответили «отсутствие национальных праздников», 35% – «доброжелательного отношения местного населения», 30% – «разнообразия в досуге», 20% воздержались от ответа.
4. Студенты русской национальности (мигранты) отрицают наличие проблем при взаимодействии с местным населением, среди возникающих трудностей выделяют: 34 % – «поиск работы (подработки)», 24% – «жилищные условия» 18% – «оформление документов». На вопрос о удовлетворенности своего пребывание в г. Томске, 47% опрошенных ответили положительно, 33% ответили отрицательно, причинами назвали – недостаток времени, мало разнообразия в досуге, 20% опрошенных затруднялись ответить. На вопрос, что не хватает Вам для самоощущения себя полноценным жителем г. Томска, 45% опрошенных считают себя полноценным жителем г. Томска, 29% ответили «отсутствие достойной работы», 26% – «материальное благополучие».
Сравнительный анализ ответов мигрантов различных национальностей показал, что наравне с универсальными проблемами мигрантов существуют специфические, которые требуют более пристального внимания и детального изучения. Причиной некоторой дихотомии в ответах испытуемых принимающего в отношении проблем межнационального взаимодействия: довольно низкий процент напряженности при взаимодействии с принимающим сообществом (таджики 30%, узбеки 20%, киргизы 35%) и более высокий процент напряженности со стороны принимающего сообщества (русские 49%), является обособление мигрантов и предпочтение общаться в своей культурной группе. Такая тенденция является ожидаемой и вполне очевидной и даже благоприятной, так как на первичной стадии адаптации к новому месту необходима помощь «своих» и, относительно, привычная среда. Однако, если говорить о формировании эффективной интеграции мигрантов, то тенденция обособления имеет отрицательные стороны, так как затрудняет вхождение в принимающее сообщества и установление полноценных отношений с представителями других культур. По результатам исследования, на постоянное место жительство в г. Томске планируют остаться 43% опрошенных таджиков, 60% узбеков, 33% киргизов и 42% русских. В этом случае, уже речь будет идти не о временном пребывании в качестве гостей, а о готовности стать гражданами РФ, что ставит новую задачу – формирование российской идентичности и самосознания.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
– большинство проблем носят универсальный характер и не зависят от национальной принадлежности и вида миграционных потоков (внешний, внутренний);
– ориентация региона (Томская область) на привлечение иностранных студентов должна сопровождаться созданием структурного подразделения, которое будет способствовать решению социальных проблем мигрантов (оформление документов, обучение языку, ознакомление с культурой принимающего сообщества), что будет способствовать более успешной первичной адаптации;
– при выборе социокультурной модели интеграции необходимо учитывать, как мотивации мигрантов пребывания на территории России (учебная миграция, рабочая, ПМЖ) и готовность принимающего сообщества к притокам мигрантов;
– разработка программ интеграции и самореализации мигрантов должна основываться на особенностях культуры, традиций, обычаев мигрантов и общей истории государств;
– при наличии обширных миграционных потоков в регион (таких как г. Томск) необходима разработка и внедрение программы адаптации принимающего сообщества к мультикультурному обществу на региональном уровне с целью снижения культурного сепаратизма, мигрантофобий и расизма.
Библиографический список
- Ляушева С.А. Хот З.З. К вопросу о социокультурной интеграции мигрантов // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. Вып. 4. С. 170-176.
- Юдина Т.Н. Социология миграции. Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. 272 с.
- Покровская Е.М., Ярош Н.В., Суслова Т.И., Горских О.В., Савченко А.В. Исследование отношения студентов к межнациональному взаимодействию в контексте вузовского образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: http:// http://www.science-education.ru/109-r9350 (дата обращения: 02.11.2014).